ТЕМА 24. Экологические преступления
Время – 6 часов.
Цель занятий: уяснение студентами понятия и видов экологических преступлений, объекта и предмета посягательств. В связи с тем, что большинство норм в указанной главе являются бланкетными, студенты должны усвоить основные положения экологического законодательства, к которым и отсылают указанные нормы.
Занятие 1
Время - 2 часа.
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Понятие и виды экологических преступлений.
2. Экологические преступления общего характера (ст.ст. 246-248, 262 УК РФ).
Занятие 2
Время - 2 часа.
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Экологические преступления в области охраны вод или континентального шельфа (ст.ст. 250, 252, 253 УК РФ).
2. Экологическое преступление в области охраны атмосферного воздуха (ст. 251 УК РФ).
3. Экологические преступления в области охраны земли и ее недр (ст. ст. 254, 255 УК РФ).
Занятие 3
Время - 2 часа.
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Экологические преступления в области охраны животного и растительного мира:
1.1 Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;
1.2 Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов;
1.3 Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;
1.4 Незаконная охота;
1.5 Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
1.6 Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации;
1.7 Незаконная рубка лесных насаждений;
1.8 Уничтожение или повреждение лесных насаждений.
Семинар 12-13.
ТЕМА 25. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Время – 4 часа.
Цель занятий: рассмотрение данной темы предполагает уяснение студентами таких понятий как "безопасность движения" и "безопасность эксплуатации транспорта", кроме того, курсанты должны четко представлять себе, что является железнодорожным, воздушным, речным, морским транспортным средством, а так же «другим механическим транспортным средством» и уметь давать четкий юридический анализ всех объективных и субъективных признаков преступлений, относящихся к данной категории.
Занятие 1
Время - 2 часа.
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
2. Преступления, связанные с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 263-266 УК РФ).
Занятие 2
Время - 2 часа.
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Преступления, связанные с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст.ст. 268, 271 УК РФ).
2. Иные преступления в сфере функционирования транспорта.
Семинар 14-15.
ТЕМА 26. Преступления в сфере компьютерной информации
Время - 4 часа.
Цель занятия: формирование у студентов представления о компьютерной информации, ее предмете, об объекте преступлений данной группы, о том, что понимается под созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ.
Занятие 1
Время - 2 часа.
Вопросы, подлежащие обсуждению:
1. Понятие и общая характеристика преступлений в сфере компьютерной информации.
2. Виды преступлений в сфере компьютерной информации.
Занятие2
Время - 2 часа.
Практическая работа: решение задач.
1. Используя свою ЭВМ, Сивков “на спор” сумел подключиться к сети ЭВМ Госгидромета и для доказательства того, что это ему удалось, скопировал информацию о параметрах метеоусловий в центральных районах страны и изменил пароль для доступа к этой информации работников Госгидромета.
1. Совершено ли Сивковым преступление? Обоснуйте свой ответ.
2. Можно ли рассматривать содеянное им в качестве деяния, предусмотренного ст. 272 УК?
2. Выполняя работу по наладке компьютера в соответствии с указанием начальника лаборатории, Ложкин скопировал для себя несколько отсутствующих у него программ и таким образом модифицировал команды загрузочного файла, что в результате отдельные из программ перестали запускаться. О том, что он снял копии с некоторых программ, Ложкин по окончании работы поставил в известность своего начальника. Спустя некоторое время, ввиду жалоб пользователей ЭВМ тот сам был вынужден устранить сбой в ее работе.
1. Образуют ли действия Ложкина неправомерный доступ к компьютерной информации?
2. Нет ли в его деянии признаков преступления, предусмотренного ст. 274 УК?
3. В целях защиты разработанной им программы от несанкционированного копирования и одновременного наказания за это Шишкин предусмотрел, что всякая попытка “взлома” оригинальной программы приведет к автоматическому блокированию важнейших файлов программ-оболочек компьютера. Предупреждение о последствиях несанкционированного копирования было указано на дискете.
Содержат ли действия Шишкина состав преступления в сфере компьютерной информации? Обоснуйте свой ответ.
4. Дударов приобрел в магазине “Компьютеры” комплект дисков с игровой программой и, проверив ее на наличие “вирусов (они обнаружены не были), установил на свой персональный компьютер. Спустя некоторое время, работа компьютера была полностью заблокирована. Придя к выводу, что причиной тому - новейший “вирус”, которым поражена купленная им программа, Дударов продал комплект дискет с ней своему знакомому, утаив от него о некачественности “игрушки”.
1. Являются ли действия Дударова уголовно наказуемыми ?
2. Укажите признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 273 УК.
5. Оператор ЭВМ одного из госучреждений Тройкина, используя многочисленные дискеты с информацией, получаемые от сотрудников других организаций, не всегда проверяла их на наличие “вирусов”, доверяясь заверениям поставщиков о том, что дискеты “чистые”. В результате в компьютер Тройкиной была внесена вредоносная программа, что привело к утрате важнейшей информации и поставило на грань срыва важное государственное мероприятие.
1. Содержат ли действия Тройкиной или иных лиц состав преступления по УК?
2. Раскройте признаки преступления, указанного в ст. 274 УК.
6. Мажов, которому по роду выполняемой работы было доверено использование компьютера, во внерабочее время разрешил воспользоваться им в целях обучения своему сыну-школьнику. Когда Мажов на некоторое время отлучился, мальчик по ошибке ввел команду на уничтожение важной информации. Используя необходимые программы, Мажов не сумел восстановить утраченное и на следующий день был вынужден доложить руководству учреждения о случившемся.
Подлежит ли Мажов (а также его 16-летний сын) уголовной ответственности за содеянное? Обоснуйте свой ответ.
Семинар 16-18.