Предмета, которая мыслится в данном понятии.

Мир.

Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания,

возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время

представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно

самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

Значение логики

Что касается логики, то ее задача состоит в том, чтобы научить человека

сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее

мыслить и, следовательно, правильнее позна­вать окружающий мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более

«грамотно», развивает критическое отноше­ние к своим и чужим мыслям. Поэтому

мнение, будто изучение логики не имеет практического значения,

несостоятельно.

Мыслить логично — это значит мыслить точно и последователь­но, не допускать

противоречий в своих рассуждениях, уметь вскры­вать логические ошибки. Эти

качества мышления имеют большое значение в любой области научной и

практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности

мышления, обо­снованности выводов.

В-2.

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека

представляет собой единство чувственного и рационально­го познания.

• Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу­щение,

восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно

воспринима­емых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного

воздействия на органы чувств, называется воспри­ятием.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ

предмета, который воспринимался раньше.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних

свойствах. А это невозможно без мышления, отражаю­щего

действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1 . Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. В

отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного,

выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дей­ствительности.

При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно

воздействует или воздействовало на ор­ганы чувств. Знание, полученное из уже

имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике,

называется вывод­ным, а сам процесс его получения —

Выведением.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни

возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе

языкового материала, в словах и предложениях.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель­ности.

Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего —

мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы,

человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только

средствами естест­венного языка, но и в символах языка формализованного,

играюще­го важную роль в современной науке.

ВЗАИМОСВЯЗЬ: В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном

единстве, составляют стороны, момен­ты единого процесса познания. Чувственное

познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только

пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и

составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико

значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов

чувств. С помощью мышления че­ловек познает такие недоступные чувственному

познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и

общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в

ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.

В-3

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в IV в.

до н.э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель

(348—322 гг. до н.э.). Аристотелевское учение о силлогизме составило основу

одного из направлений современной математической логики — ло­гики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков.

Логика стоиков — основа другого направления математической ло­гики — логики

высказываний.

име­нем Галена названа 4-я фигура категорического силлогизма;

сочинения Боэция которого длительное время служили ос­новными

логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение

Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским

философом Ф.Бэконом (1561—1626) Бэкон подверг критике извращенную

средневековой схоластикой дедуктивную ло­гику Аристотеля

Разработка ин­дуктивного метода — огромная заслуга Бэкона, однако он

неправо­мерно противопоставил его методу дедукции; в действительности эти

методы не исключают, а дополняют друг друга. Бэкон разрабо­тал методы научной

индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком

Дж.С. Миллем (1806—1873).

Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и

развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или

аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдаю­щихся западно-

европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философ Р. Декарт (1569—1650) выступил с крити­кой

средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал

правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства

ума».

Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировал закон достаточного основания,

выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX—XX

вв.; немецкий философ И. Кант (1724—1804) и многие другие

западно-европей­ские философы и ученые.

Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711— 1765),

А.Н.Радищев (1749—1802), Н.Г.Чернышевский (1828— 1889). Известны

своими новаторскими идеями в теории умозаключе­ний русские логики М.И.

Карийский (1804—1917) и Л.В. Рутков-ский (1859—1920). Одним из

первых начал развивать логику отно­шений философ и логик С.И. Поварнин

(1807—1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в

математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д.

Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Теоретический

анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием

формализованных языков получил название математической, или символической,

логики.

В-4

В-5

§ 1. Понятие как форма мышления Общая характеристика понятия

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной,

обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Форми­руя понятия, наука

отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Содержанием понятия называется совокупность существен­ных признаков

предмета, которая мыслится в данном понятии.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называ­ется объемом

понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления,

поскольку они имеют общие существенные при­знаки.

Логика оперирует также понятиями «класс» («множество»), «подкласс»

(«подмножество») и «элемент класса».

Классом, или множеством, называется определенная совокуп­ность

предметов, имеющих некоторые общие признаки. Класс (множество) может включать в

себя подкласс, или подмно­жество. Например, класс студентов включает в

себя подкласс сту­дентов юридических вузов, класс преступлений — подкласс

эконо­мических преступлений.

Отношение элемента к классу выражается при помощи знака е:

Класс, состоящий из всех элементов исследуемой области, назы­вается

универсальным классом Если класс состоит из одного элемента, то это

будет еди­ничный класс. класс, который не содержит ни одного

элемента, называется нулевым (пустым) классом.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в

законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который

устанавливает, что увеличение со­держания понятия ведет к образованию понятия с

меньшим объ­емом, и наоборот.

В-6

§ 3. Виды понятий

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие, 2)

собирательные и несобирательные, 3) конкретные и аб­страктные, 4)

положительные и отрицательные, 5) безотноситель­ные и соотносительные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того,

мыслится в них один элемент или множество элементов.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирую­щими.

Регистрирующими называются понятия, в которых множест­во мыслимых в нем

элементов поддается учету, регистрируется. Регистрирующие понятия имеют

конечный объем.

Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элемен­тов, называется

нерегистрирующим. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

2. Понятия делятся на собирательные и несобирательные. Поня­тия, в

которых мыслятся признаки некоторой совокупности элемен­тов, составляющих

единое целое, называются собирательными. Содержание собирательного

понятия нельзя отнести к каждому от­дельному элементу, входящему в его объем,

оно относится ко всей совокупности элементов.

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу,

называется несобирательным.

В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и

собирательном смысле.

Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление

понятия будет разделительным; если же вы­сказывание относится ко

всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в

отдельности, то такое упот­ребление понятия называется собирательным.

3. Понятия делятся на конкретные и абстрактные.

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предме­тов как нечто

самостоятельно существующее, называется конкрет­ным; понятие, в

котором мыслится признак предмета или отноше­ние между предметами, называется

Абстрактным.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями осно­вано на различии

между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета,

отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные

понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного

признака предмета;

эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.

Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а аб­страктные с

общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными.

4. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависи­мости от

того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства,

отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются

положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие

у предмета определенных свойств, называются отрицательными.

5. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости

от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с

другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их

отношения к другим предметам, называются безотносительными.

Таковы понятия «студент», «государство», «место преступления» и др.

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение

одного понятия к другому понятию.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содер­жание и объем,

вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе

рассуждения.

В-7

§ 4. Отношения между понятиями

Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия

Сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые призна­ки,

позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих при­знаков,

поэтому и сравнивать эти понятия невозможно.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются

совместимыми. В содержании этих понятий нет при­знаков, исключающих

совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1)

равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение

(субординация).

1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых

мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают. Эти

понятия отражают один предмет мысли: равно­угольный (равносторонний)

треугольник, их объемы полностью со­впадают, однако содержание различно,

поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругом

Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка —

предмет, мыслимый в его объеме.

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся поня­тия,

объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих

понятий различно.

3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем

одного из которых полностью входит в объем другого, состав­ляя его часть.

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни час­тично, называются

несовместимыми (или внеположными). Эти понятия содержат признаки,

исключающие совпадение их объ­емов.

Существуют три вида отношений несовместимости: 1) соподчине­ние

(координация), 2) противоположность (контрарность), 3)

про­тиворечие (контрадикторность).

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два или

больше неперекрещивающихся понятий, подчиненных общему для них понятию.

Понятия, находящиеся в отношении подчинения к обще­му для них понятию,

называются соподчиненными.

2. В отношении противоположности (контрарности) находятся

понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а дру­гое — признаки, не

совместимые с ними. Такие понятия называются противоположными

(контрарными). Объемы двух противополож­ных понятий составляют в своей

сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они

являются и которо­му они соподчинены.

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся

понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки

исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами

которого они являются и которому они соподчи­нены.

В-8

Наши рекомендации