Рассмотрим основные особенности мышления

Кириллов В.И., Старченко А.А.

Логика:

Учебник для юридических вузов.

Авторы:

В.И. Кириллов гл. I, § 1, 2, 3, 5, 6, гл. II, III, IV, § 1, 2, гл. VI, VII, § 1—5; А. А. Старченко гл. I, § 4, гл. IV, § 3—5, гл. V, гл. VII, § 6, гл. VIII—XI

Кириллов В.И., СтарченкоА.А.

К43 Логика: Учебник для юридических вузов. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 256 с. ISBN 5-7975-0059-0 (в пер.)

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образова­тельным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподава­ния курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Исполь­зованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста Даны предметный указатель и перечень логических символов

Данное издание является пятым, переработанным и дополненным. Предыдущие издания. М/ Высшая школа, 1982 (удостоено бронзовой медали ВДНХ); М.: Высшая школа, 1987; М.: Манускрипт, 1992: М : Юристъ, 1995.

Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей

© «Юристъ», 1998

©КирилловВ.И .СтарченкоА.А., 1998

ОГЛАВЛЕНИЕ

Логические символы

Глава I. Предмет и значение логики

§ 1. Роль мышления в познании ...............……………………. 5

§ 2. Понятие о форме и законе мышления .................……….. 8

§ 3. Основные логические законы................……………….. 12

§ 4. Язык логики ....................... ……………………………. 18

§ 5. История логики (краткий очерк) ...................…………. 23

§ 6. Значение логики ..................... …………………………... 27

Контрольные вопросы ................... ………………………….. 29

Глава II. Понятие

§ 1. Понятие как форма мышления ....................…………… 30

§ 2. Содержание и объем понятия .....................…………… 34

§ 3. Виды понятий ..............................……………………... 36

§ 4. Отношения между понятиями .....................……………. 40

Контрольные вопросы ............................…………………… 44

Глава III. Логические операции с понятиями

§ 1. Обобщение и ограничение понятий .................……… 45

§ 2. Определение понятий ..........................…………………. 47

§ 3. Деление понятий .............................…………………..... 54

§ 4. Операции с классами ..........................…………………. 60

Контрольные вопросы ............................……………………. 62

Глава IV. Суждение

§ 1. Суждение как форма мышления ...................……….... 63

§ 2 Простые суждения ................. …………………………… 66

§ 3. Сложные суждения ...........................………………….. 78

§ 4, Логические отношения между суждениями .............…. 86

§ 5. Модальность суждений ...............………………………. 94

Контрольные вопросы .............. …………………………...105

Глава V. Логика вопросов и ответов

§ 1. Виды вопросов ............................……………………..... 108

§ 2. Виды ответов ................. ………………………………...112

Контрольные вопросы . . ……………… .......................... 116

Глава VI. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений

§ 1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений…119

§2. Непосредственные умозаключения .... …………………121

§ 3. Простой категорический силлогизм ....……………….128

§ 4. Умозаключения из суждений с отношениями ……….. 141

Контрольные вопросы ............................…………………… 143

Глава VII. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений.

Со­кращенные и сложные силлогизмы

§ 1. Чисто условное и условно-категорическое умозаключения……144

§ 2. Разделительно-категорическое умозаключение....... ….149

§ 3. Условно-разделительное умозаключение …………. ... 151

§ 4. Сокращенный силлогизм (энтимема). ................……... 153

§ 5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы .........… 155

§ 6. Понятие о логике высказываний …………………………….157

Контрольные вопросы ……………………………………………160

Глава VIII. Индуктивные умозаключения

§ 1. Полная индукция……………………………………..…162

§ 2. Неполная индукция. Популярная индукция ………….165

§ 3. Научная индукция ……………………………………...168

§ 4. Статистические обобщения .......……………………...181

Контрольные вопросы .............………………………….….183

Глава IX. Умозаключения по аналогии

§ 1 Понятие аналогии ...............…………………………….184

§ 2. Виды аналогии .................………………………….…..185

§ 3. Условия состоятельности выводов по аналогии …....187

§ 4. Роль аналогии в науке и правовом процессе………....189

Контрольные вопросы ..........………………………………194

Глава X. Логические основы аргументации

§ 1 Аргументация и доказательство.……………………………….195

§ 2. Состав аргументации: субъекты, структура…………………….197

§ 3. Способы аргументации: обоснование и критика ………………202

§ 4. Правила и ошибки в аргументации…………………………….212

§ 5. Поля аргументации……………………………………….........224

Контрольные вопросы………………………………………..230

Глава XI. Гипотеза

§ 1. Понятие и виды гипотез. Версия………………………….…231

§ 2. Построение гипотезы (версии)………………..……………..236

§ 3. Проверка гипотезы ………………………………………….241

§ 4. Способы доказательства гипотез …………………………...244

Контрольные вопросы…………………………………….…..247

Литература……………………………………………..………...248

Предметный указатель…………………………………………249

ЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

Кванторы

" — общности

$ — существования

Связки

Ù — конъюнкция (и)

v — дизъюнкция нестрогая (или)

Ú — дизъюнкция строгая (или)

® — импликация (если..., то...)

º — эквиваленция (если и только если..., то...)

ù — отрицание (неверно, что...)

Символы для модальных операторов

М — модальность

V — доказано (верифицировано)

F — опровергнуто (фальсифицировано)

О — обязательно

F — запрещено

Р — разрешено

Ÿ — необходимо

ù — случайно

à — возможно

ù à — невозможно

Глава I

ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Логика[1] — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы,приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо выяснить вопросы, ответы на которые состав­ляют задачу первой главы.

Роль мышления в познании

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально­го[2] познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу­щение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринима­емых свойств предметов[3] — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется воспри­ятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.

Формой чувственного познания является также представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия пред­мета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранивши­мися в памяти человеке, предмете, событии.

Представления могут быть не только образами предметов, суще­ствующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крыла­тый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражаю­щего действительность в определенных логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется[4] от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ чело­века. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действи­тельность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дей­ствительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на ор­ганы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вды­хаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступ­ления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод­ным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познава­тельной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыс­лительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель­ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только средствами естест­венного языка, но и в символах языка формализованного, играюще­го важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление спо­собно обобщать множество однородных предметов, выделять наи­более важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действи­тельности.

Было бы, однако, неправильно рассматривать мышление в отры­ве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, момен­ты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления че­ловек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.

Наши рекомендации