Переименование и перемещение листов

Министерство по образованию науке Российской Федерации

Северо-Кавказский Горно-Металлургический Институт (Государственный Технологический Университет)

Кафедра «Информатика»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К лабораторным работам

По информатике

MICROSOFT EXCEL 2007

Для строительных специальностей

г. Владикавказ 2011 г.

Лабораторная работа №1

Тема. Основы работы с электронной таблицей Excel 2007.

Цель работы:

· познакомить студентов с основными компонентами окна программы Excel 2007, с рабочей областью программы: книгой и листами.

· Приобрести практические навыки по созданию и оформлению электронных таблиц, вводу данных, использованию функции Автосумма, освоить оформление ячеек таблицы, команду Сортировка.

Теоретический материал

Excel – это мощнейший вычислительный инструмент, хранилище упорядоченных данных, средство для создания различных графиков, расписаний, диаграмм и т. д. Программа Excel может частично или даже полностью автоматизировать многие процессы работы, избавив от рутинных операций, расчетов, тем самым освободив время и увеличив производительность труда.

В отличии от предыдущих версий, в частности версии Excel 2003, в Excel 2007 появились следующие новшества:

• Организован принципиально новый интерфейс, обеспечивающий быстрый доступ ко всем инструментам, которые вам понадобятся в работе над документами.

• Увеличено допустимое количество ячеек. Теперь лист Excel может содержать до 1 048 576 строк и до 16 384 столбцов, что значительно превышает возможности предыдущей версии.

• Добавлены темы форматирования ячеек и таблиц в документе. Можно быстро придать документу особый стиль, используя темы форматирования и оформления.

• Усовершенствован процесс написания формул.

• Добавлены новые средства сортировки и фильтрации данных.

• Изменен инструмент создания различных диаграмм.

• Введен новый объект SmartArt, с помощью которого можно быстро создать красочную и наглядную блок-схему, иерархические схемы, схемы процессов и многое другое.

• Добавлено множество эффектов, которые можно применить к внедряемым в документ рисункам, диаграммам и объектам SmartArt.

• Для сохранения документов используются новые файловые форматы на основе XML, что упрощает интеграцию с внешними источниками данных. Впрочем, для совместимости с ранними версиями предусмотрена возможность сохранять документы в форматах файлов предыдущих версий Excel.

Основную часть главного окна (рис. 1.) программы Excel 2007 занимает так называемый лист– белая область, разделенная на прямоугольные ячейки. Это и есть рабочая область, то есть область создаваемого или редактируемого документа.

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис.1. Главное окно программы Excel 2007

Над листом находится строка формул(поле, расположенное слева от значка fx), в которую вводят различные постоянные значения, а также формулы и функции, используемые при работе с документом.

Выше расположена так называемая лента– новый элемент интерфейса программы Excel 2007. На ней имеются различные кнопки, раскрывающиеся списки и флажки, которые используются для осуществления различных операций.

Кроме того, новшеством в Excel 2007 является круглая кнопка, расположенная в левом верхнем углу окна программы, которая называется Кнопка «Office». Она вызывает меню с некоторыми важными командами, такими как открытие, сохранение или создание файла, печать и т. д.

Справа от Кнопки «Office»расположена Панель быстрого доступа. По умолчанию на ней находятся кнопки Сохранить, Отменитьи Вернуть, но можно добавить и другие, например кнопки для вызова наиболее часто используемых команд.

В нижней части окна программы (под листом) размещается строка состояния, в которой отображается различная информация, а в ее правой части имеются кнопки режима просмотра документа и ползунок для изменения масштаба.

Интерфейс ленты претерпел существенные изменения по сравнению с предыдущими версиями Excel. На рис. 2 изображена верхняя часть окна программы Excel 2007.

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 2. Интерфейс ленты

Лента содержит вкладки. Ярлыки вкладок расположены над лентой (Главная, Вставка, Разметка страницы, Формулы, Данные, Рецензированиеи Вид).

На вкладках ленты находятся элементы управления для осуществления разных операций.

Элементы управления, расположенные на каждой вкладке ленты, объединены в несколько групп, то есть заключены в рамки. Название группы расположено в нижней части рамки.

В Excel 2007 ведено еще одно новое понятие – галерея. Это своего рода графическое меню, содержащее определенные образцы. Лучше познакомиться с галереей на примере.

· Щелкните кнопкой мыши на вкладке Главнаяленты.

· Нажмите кнопку Стили ячеек, расположенную в группе Стиливкладки Главная. Появится галерея стилей ячеек (Рис. 3)

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис.3. Галерея стилей

В данной галерее находятся доступные стили, которые можно применить к выделенным ячейкам. Стиль включает в себя цвет ячейки, шрифт текста, а также формат данных. Помимо графических образцов галерея содержит также две команды (эти команды расположены в нижней части галереи). Названия команд достаточно информативны: можно создать собственный стиль (который также будет помещен в галерею) или объединить несколько стилей.

Кнопки, содержащие небольшую стрелку в нижней или правой части, открывают галерею или вложенные меню. Одна кнопка может содержать несколько команд (или вариантов одной команды) и эти команды или варианты выбираются во вложенном меню.

Каждый элемент управления ленты снабжен достаточно подробной всплывающей подсказкой.

· Подведите указатель мыши к кнопке Условное форматированиев группе Стиливкладки Главная. Появится всплывающая подсказка, содержащая не только текстовую, но и графическую информацию (рис. 4).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 4. Графическая всплывающая подсказка

Лента – это новый элемент интерфейса. Ее содержимое динамически меняется в зависимости от того, какая вкладка выбрана. Кроме того, на ленте могут появляться и другие вкладки. Например, при работе с диаграммами или рисунками на ленте появится несколько дополнительных вкладок, на которых будут отображены элементы управления для работы с данными объектами.

Все операции на ленте выполняются с помощью мыши. Однако разработчики предусмотрели возможность использования клавиатуры для навигации по ленте и активизации команд. Не нужно запоминать горячие клавиши для вызова какой-либо команды, лента сама подсказывает, какую клавишу следует нажать для выбора нужной вкладки или выполнения той или иной команды.

· Нажмите клавишу Alt. Обратите внимание, что под ярлыками вкладок, кнопками Панели быстрого доступаи на Кнопке «Office»появились квадратики с буквами. Например, вкладка Вставкаобозначена буквой С(рис. 5).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 5. Подсказки горячих клавиш на ленте

· Нажмите клавишу С. Вкладка Вставкаленты будет активизирована, при этом каждая кнопка и элемент управления вкладки Вставкатеперь обозначены квадратиками с буквами.

· Нажмите клавишу З. Появится диалоговое окно Вставка рисунка, в котором можно выбрать рисунок для вставки в документ.

· Чтобы выключить режим выбора команд с клавиатуры, нужно повторно нажать клавишу Alt.

Лента – фиксированный элемент интерфейса программы Excel. Нельзя поменять местами вкладки, добавить или удалить отдельные кнопки, но можное свернуть ленту, увеличив тем самым рабочую область документа. Для этого нужно выполнить следующие действия.

· Щелкните правой кнопкой мыши на любом участке ленты.

· В появившемся контекстном меню выполните команду Свернуть ленту. Теперь в окне программы вы будете видеть только ярлыки вкладок ленты (рис. 6).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 6 Лента свернута

· Чтобы вернуть ленту в первоначальный вид, следует щелкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке любой вкладки ленты и в появившемся контекстном меню вновь выполнить команду Свернуть ленту.

Кнопка «Office»– это круглая кнопка с эмблемой пакета Microsoft Office 2007, расположенная в правом верхнем углу окна программы, которая содержит меню с некоторыми основными командами (рис. 7).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 7. Меню Кнопки «Office»

Ниже рассмотрены эти команды.

• Создать. Создает новый документ.

• Открыть. Вызывает диалоговое окно открытия ранее созданного документа.

• Сохранить. Сохраняет текущий документ под тем же именем и в той же папке. Если документу еще не присвоено название, появляется диалоговое окно Сохранить как, где следует указать имя файла и папку, в которую он будет сохранен.

• Сохранить как. В отличие от вышеописанной команды всегда вызывает диалоговое окно Сохранить как. Кроме того, вы можете нажать кнопку со стрелкой, расположенную справа, и тем самым открыть меню для выбора формата сохраняемого файла. Дело в том, что файлы Excel по умолчанию сохраняются в формате XLSX – это новый формат файлов, в предыдущих версиях программы Excel использовались файлы формата XLS. Файлы, сохраненные в формате XLSX, не откроются ни в одной из предыдущих версий Excel. Если вы хотите открывать документы в ранних версиях программы Excel, выполните команду Книга Excel 97-2003. В этом случае ваш документ будет преобразован в формат XLS, понятный любой предыдущей версии программы Excel, вплоть до версии 97. При этом могут быть потеряны или преобразованы некоторые объекты документа, например объекты SmartArt преобразуются в обычную графику и станут недоступны для редактирования, но об этом чуть позже. Excel 2007, наоборот, способен открывать как файлы собственного формата (XLSX), так и файлы, созданные в предыдущих версиях (XLS).

• Печать. Вызывает вложенное меню, с помощью команд которого можно отправить документ на печать на принтер, используемый по умолчанию, отобразить диалоговое окно настройки принтера или перейти в режим предварительного просмотра документа, где можно посмотреть, как ваш документ будет выглядеть на бумаге.

• Подготовить. Открывает подменю, которое содержит команды для подготовки документа. Кроме того, вы можете назначить права доступа к вашему документу, зашифровать его, присвоить документу атрибут Окончательный(что делает невозможным его дальнейшее редактирование) и многое другое.

• Отправить. Отправляет текущий документ адресату по факсу или через Интернет.

• Опубликовать. Используется при коллективной работе или корпоративном документообороте. Документ опубликовывается на сервере и становится доступным всем или определенным категориям пользователей сети.

• Закрыть. Закрывает текущий документ. Если в документе содержатся несохраненные изменения, появляется диалоговое окно с предложением сохранить эти изменения.

В нижней части меню Кнопки «Office»содержатся две кнопки.

• Параметры Excel. Открывает диалоговое окно настройки различных параметров программы Excel. Это диалоговое окно, а также настройку некоторых параметров мы рассмотрим ниже.

• Выход из Excel. Закрывает программу Excel и все открытые документы. Если в документах содержатся несохраненные изменения, вам будет предложено сохранить их.

Таким образом, Кнопка «Office»обеспечивает доступ к основным операциям над документами и к настройкам программы. Нетрудно догадаться, что данная кнопка при работе над документом не так часто используется: в начале работы вы открываете или создаете документ, в конце – сохраняете и закрываете его. В процессе работы, вероятно, придется всего несколько раз обратиться к меню Кнопки «Office», например, чтобы распечатать документ или загрузить какой-нибудь другой. Возможно, именно по причине нечастого использования команды Кнопки «Office»не были вынесены на ленту.

Панель быстрого доступа– это вспомогательная панель, расположенная справа от Кнопки «Office», на которую вы можете добавить кнопки и элементы управления, используемые наиболее часто. По умолчанию Панель быстрого доступасодержит всего три кнопки: Сохранить(эквивалентна одноименной команде в меню Кнопки «Office»), Отменитьи Вернуть. Справа расположена еще одна кнопка, которая вызывает меню настройки Панели быстрого доступа(рис. 8).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 8. Меню кнопки Настройка панели быстрого доступа

В меню кнопки Настройка панели быстрого доступарасположены некоторые команды, которые вы можете добавить на Панель быстрого доступа, например Быстрая печать, Орфография, Создать, Открытьи т. д. Команды, уже добавленные на Панель быстрого доступа, отмечены флажками. Чтобы добавить какую-либо из предложенных команд, достаточно щелкнуть на ней кнопкой мыши. При этом соответствующая кнопка появится на Панели быстрого доступа, а слева от выбранной команды будет установлен флажок. Чтобы убрать кнопку с Панели быстрого доступа, нужно так же щелкнуть кнопкой мыши на одноименной команде, сняв флажок.

Однако набор предлагаемых команд, как видите, ограничен. Вы имеете возможность добавить на Панель быстрого доступатакже команды, не попавшие в список меню кнопки Настройка панели быстрого доступа. Для этого необходимо выполнить следующие действия.

· Нажмите кнопку Настройка панели быстрого доступа.

· В появившемся меню выполните команду Другие команды. Откроется диалоговое окно Параметры Excelв категории Настройка(рис. 9).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 9. Категория Настройка диалогового окна Параметры Excel

· В раскрывающемся списке Выбрать команды извыберите название вкладки ленты. В списке, расположенном ниже, отобразятся команды этой вкладки.

· Выделите нужную команду.

· Нажмите кнопку Добавить. Выделенная команда будет добавлена в список, расположенный справа, в котором отображаются все команды, добавленные на Панель быстрого доступа.

· Если вам нужно удалить команду с Панели быстрого доступа, выделите данную команду в правом списке и нажмите кнопку Удалить.

Измененная Панель быстрого доступаможет использоваться по умолчанию во всех вновь создаваемых и открываемых документах или применяться только в одном из открытых документов. Чтобы изменения на Панели быстрого доступаприменялись для всех документов, нужно в правом верхнем раскрывающемся списке выполнить команду Для всех документов (по умолчанию). Если же изменения необходимо применить для одного из открытых документов, следует в этом же раскрывающемся списке выбрать имя данного документа.

· Чтобы поменять кнопки на Панели быстрого доступаместами, нужно выделить в правом списке команду и нажимать кнопки со стрелками вверх и вниз (расположены справа от списка) до тех пор, пока выделенная команда не окажется в нужной позиции относительно остальных. Верхние команды в списке располагаются слева на Панели быстрого доступа. После настройки Панели быстрого доступаследует применить изменения, нажав кнопку ОК. При этом диалоговое окно Параметры Excelавтоматически закроется.

Панель быстрого доступа– удобный элемент интерфейса, позволяющий вам быстро получить доступ к определенным командам, которыми вы часто пользуетесь.

Книга и лист

Рабочий документ Excel называется книгой. Книга, в свою очередь, может состоять из одного или нескольких листов. По умолчанию книга содержит три листа: вы видите ярлыки с надписями Лист1, Лист2и Лист3в нижней части рабочей области (рис. 10).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 10. Ярлыки листов

Эти ярлыки служат для отображения названия листа и для переключения между листами. Данные на разных листах могут быть как независимыми друг от друга, так и связанными с данными и формулами на других листах.

Обратите внимание на четыре кнопки, расположенные слева от ярлыков листов. Первая кнопка делает активным первый лист книги, вторая – предыдущий (относительно активного), третья – следующий (относительно активного), а четвертая – последний.

Листы могут содержать таблицы, диаграммы, рисунки и другие объекты. Могут быть листы, содержащие только диаграмму.

Лист состоит из ячеек, объединенных в столбцы и строки.

Лист содержит 16384 столбцов. Столбцы именуются буквами английского алфавита. Заголовок столбца содержит от одного до трех символов. Первый столбец имеет имя А, последний – XFD.

Лист содержит 1048576 строк. Строки именуются арабскими цифрами.

Каждая ячейка имеет адрес (ссылку), состоящий из заголовка столбца и заголовка строки. Например, самая левая верхняя ячейка листа имеет адрес А1, а самая правая нижняя – XFD1048576. Кроме того, ячейка (или диапазон ячеек) может иметь имя.

Ячейка может содержать данные (текстовые, числовые, даты, время и т.п.) и формулы. Ячейка может иметь примечание.

Добавление нового листа и удаление существующего

Можно добавить в книгу листы или удалить уже существующие. Для добавления нового листа нужно щелкнуть кнопкой мыши на ярлыке, расположенном справа от ярлыка последнего листа. В конец книги появится новый лист с автоматически сгенерированным названием, которое и отобразится на ярлыке вновь созданного листа, а сам новый лист станет активным.

Кроме того, добавить новый лист можно следующим образом:

• Нажмите правую часть кнопки Вставить, расположенной в группе Ячейкивкладки Главнаяленты.

• В появившемся меню выполните команду Вставить Лист. При этом новый лист будет вставлен не в конец книги, а перед активным листом.

Чтобы удалить существующий лист, нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на его ярлыке и в появившемся контекстном меню выполнить команду Удалить. Кроме того, можно удалить активный лист. Нужно щелкнуть кнопкой мыши на правой части кнопки Удалитьв группе Ячейкивкладки Главнаяленты и в появившемся меню выполнить команду Удалить лист.

Переименование и перемещение листов

По умолчанию листы именуются как Лист1, Лист2, Лист3и т. д. Но часто требуется для удобства переименовать листы. Например, если на каждом листе книги содержатся статистические или расчетные данные за определенные месяцы, вероятно, было бы уместным назвать эти листы Январь, Февраль, Марти т. д.

Чтобы переименовать лист, необходимо выполнить следующие дей ствия.

· Щелкните правой кнопкой мыши на ярлыке листа, который требуется переименовать.

· В появившемся контекстном меню выполните команду Переименовать. Текущее название будет выделено.

· Не сбрасывая выделения, введите новое название листа (щелкать кнопкой мыши нигде не нужно, иначе выделение будет сброшено), после чего нажмите клавишу Enterили щелкните кнопкой мыши на любом участке листа за пределами ярлыка. Лист будет переименован

Ячейка и ее адрес

Лист книги состоит из ячеек. Ячейка – это прямоугольная область листа. Если щелкнуть кнопкой мыши на любом участке листа, в этом месте будет выделена прямоугольная область (обведена жирной рамкой). Была выделена отдельная ячейку.

В ячейки вводятся текст, данные и различные формулы и функции.

Обратите внимание на поле, расположенное слева от строки формул. В данном поле указан адрес выделенной ячейки. Адрес – это координаты ячейки, определяемые столбцом и строкой, в которых эта ячейка находится. Столбцы и строки имеют нумерацию (цифровую или буквенную). Адрес ячейки может быть представлен в двух форматах. По умолчанию используется числовая нумерация строк и буквенный индекс столбцов. Так, если ячейка находится в девятой строке столбца G, то адрес этой ячейки – G9. Если ячейка расположена в третьей строке столбца B, адресом ячейки будет B3.

Размеры ячеек

По умолчанию размеры всех ячеек равны. Иногда требуется изменить размер ячейки, чтобы в ней полностью отображались текст или число. Нельзя изменить размер отдельной ячейки, можно только увеличить или уменьшить ширину столбца либо высоту строки.

Чтобы изменить ширину столбца, нужно поместить указатель мыши на панель нумерации столбцов в область между двумя столбцами так, чтобы он принял вид противоположно направленных стрелок. Затем, нажав и удерживая кнопку мыши, следует переместить указатель влево или вправо – ширина столбца будет изменяться. Все столбцы, расположенные правее, будут двигаться, но ширина их изменяться не будет. Чтобы изменить высоту строк, необходимо производить аналогичные манипуляции на панели нумерации строк.

Создание новой книги

При запуске программы Excel новая книга создается автоматически. Однако, возможно, создать новую книгу вам понадобится в процессе работы. Excel может работать с несколькими документами одновременно.

Чтобы создать новую книгу, нужно нажать Кнопку «Office»и в появившемся меню выполнить команду Создать. Появится диалоговое окно Создание книги(рис. 11).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 11. Диалоговое окно Создание книги

Если создать пустую книгу, выберите категорию Пустые и последниев области Шаблоны, а затем дважды щелкните кнопкой мыши на образце Новая книгав основной части диалогового окна. Диалоговое окно при этом будет закрыто, а новая книга создана.

Чтобы быстро создать пустую книгу, можно воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+N, при этом диалоговое окно Создание книгине появляется.

Чтобы сохранить изменения в ранее сохраненном документе, достаточно нажать кнопку Сохранитьна Панели быстрого доступаили воспользоваться сочетанием клавиш Ctrl+S. Документ сохраняется в ранее указанную папку под ранее указанным именем и в ранее указанном формате, при этом диалоговое окно Сохранение документане появляется.

Перед закрытием документа приложение проверяет его, и если с момента последнего сохранения в нем произошли какие-либо изменения, Excel предложит сохранить книгу. Иными словами, в программе имеется защита от случайного закрытия измененного документа.

В процессе работы рекомендуется периодически сохранять документ. Допустим, вы работаете с большим документом и произвели в нем много изменений. Никто не застрахован от скачка электроэнергии или банального зависания компьютера. В этом случае вся работа, которая была вами произведена с момента последнего сохранения, может быть утеряна. Чтобы этого не произошло, следует чаще сохранять документ.

В программе Excel предусмотрена функция автоматического сохранения документа через заданный интервал времени. Чтобы активизировать эту функцию, нужно выполнить следующие действия.

1. Нажмите Кнопку «Office».

2. В появившемся меню нажмите кнопку Параметры Excel.

3. В открывшемся диалоговом окне выберите категорию Сохранение.

4. Установите флажок Автосохранение каждые, а в поле, расположенном правее, укажите интервал автоматического сохранения документа (рис. 12).

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Рис. 12. Установка автоматического сохранения

Программа автоматически будет сохранять все открытые в ней документы через заданный интервал времени. Таким образом, установив интервал автоматического сохранения документа равным, например, пяти минутам, при возникновении ранее указанных неприятностей вы потеряете результат последних пяти минут работы.

Виды документа

По умолчанию книга представлена в виде Обычный. Вы работаете с таблицами, но совершенно не можете представить, как ваши листы будут выглядеть на бумаге при печати документов. В Excel 2007 впервые применен новый вид документа, который называется Разметка страницы.

Виды документа выбирают в группе Режимы просмотра книгивкладки Видленты.

Для удобства сверху и слева страницы расположены линейки, которые позволяют точно ориентировать объекты на листе.

Нажав кнопку Показать или скрыть, откроется панель с флажками. Устанавливая (снимая) данные флажки, можно отобразить (скрыть) линейки, сетку (то есть экранные границы ячеек), строку формул или заголовки столбцов и строк.

В режиме Полноэкранный режимокно программы разворачивается на весь экран. При этом скрываются лента, строка формул, строка состояния и другие элементы интерфейса. На экране остается только лист с заголовками строк и столбцов . Чтобы выйти из полноэкранного режима, нужно нажать клавишу Esc.

Если вы работаете с несколькими документами одновременно, чтобы переключиться между этими документами, нажмите кнопку Перейти в другое окнов группе Окновкладки Види в появившемся списке выберите название документа, который хотите сделать активным.

Кроме того, на вкладке Видимеются кнопки, позволяющие выполнять различные действия, связанные с отображением документа на экране.

Практический материал

Задание 1. Создать таблицу, показанную на рисунке.

Переименование и перемещение листов - student2.ru

Наши рекомендации