Тема 1. Предмет и значение логики. 1. Для овладения знаниями.

1. Для овладения знаниями.

· Работа с учебником: «Предмет и значение логики // Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.4-9.

2. Для формирования навыков.

· Выполнение упражнений 1-4 // Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.9-10.

Тема 2. Понятие

1. Для овладения знаниями.

· Работа с учебником: Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.11. Тема «Понятие и предмет», «Логические приемы образования понятий».

2. Для закрепления знаний.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту[*]: понятие, анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, содержание понятия, объем понятия, обобщение и ограничение понятия, определение, деление.

3. Для формирования навыков.

· Подготовка к практическому занятию по теме «Понятие».

Практическое занятие №1

Тема: «Понятие»

I. Теоретическая часть.

1. Виды понятий:

-по объему (общие, единичные, нулевые);

-по содержанию (конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, соотносительные и безотносительные, собирательные и несобирательные ).

2. Отношения между объемами понятий:

-совместимые (равнозначность, пересечение, подчинение);

-несовместимые (соподчинение, противоположность, противоречие).

3. Обобщение и ограничение понятий.

4. Определение, его виды и правила.

5. Деление, его виды и правила.

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.12 – 27.

Методические рекомендации

Подготовка к практическому занятию предполагает закрепление теоретического материала (заучивание определений) и выполнение практических заданий, формирующих определенные навыки логического мышления.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек). Группы формируются в случайном порядке. Каждой группе выдается набор заданий, в который входят как задачи из упражнений для подготовки к практическому занятию, так и новый материал. Таким образом проверяется выполнение домашнего задания и усвоение материала темы.

Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Тема3. Суждение

1. Для закрепления знаний.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: суждение, субъект суждения, предикат суждения, реляционное суждение, категорическое суждение, конъюнктивное суждение, разделительное суждение, условное суждение

2. Для формирования навыков.

· Подготовка к практическому занятию №2 по теме «Суждение», №3 по теме «Логика вопросов и ответов».

Практическое занятие №2

Тема «Суждение»

I. Теоретическая часть.

1. Суждение и предложение.

2. Простые суждения: структура, виды. Количественная и качественная характеристика атрибутивных суждений: общеутвердительные суждения, общеотрицательные суждения, частноутвердительные суждения, частноотрицательные суждения, распределенность терминов суждения.

3. Сложные суждения: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, тождество.

II. Практическая часть.

Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.28 – 43.

Методические рекомендации

Работа начинается с проверочной по теме «Понятие», на выполнение заданий отводится не более 10 мин.

На практическом занятии закрепляются знания о суждении как о форме мышления. Кроме того, предполагается решение логических задач и головоломок, расширяющих представление о суждении и его свойствах.

Логические задачи[†] разделены на несколько типов с учетом сложности:

- задачи первого типа содержат истинные и ложные суждения, для их решения необходимо сопоставить суждения по истинности и ложности и определить, какие высказывания верны, а какие нет;

- задачи второго типа содержат только истинные утверждения, которые содержат необходимые сведения и помогают найти решение.

- задачи третьего типа наряду с истинными суждениями содержат одно ложное высказывание. Чтобы найти правильное решение, необходимо определить ложное суждение и исключить его;

- задачи четвертого типа содержат только одно истинное суждение, нахождение которого является решением задачи.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в малых группах (4-5 человек), которые формируются в случайном порядке. Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Практическое занятие №3

Тема «Логика вопросов и ответов»

I. Теоретическая часть.

1. Типология вопросов

2. Типология ответов

Методические рекомендации

В основе вопросов заложена логическая форма суждения. В языке вопрос выражается вопросительным предложением, а ответ – повествовательным. Вопросно-ответная ситуация восполняет неполную информацию. Приступая к изучению логики вопросов и ответов, надо обратить внимание на то, что вопрос – это не отдельная форма мышления, а выраженная в форме вопросительного предложения неполнота знания. Восполнением этой неполноты будет ответ, выраженный новым суждением. Новизна суждения (ответа) означает, что в предыдущем знании явно данное суждение не присутствует.

В современной логике сформировалась классификация вопросов по разным основаниям. Прежде всего, необходимо различать вопросы риторические, не требующие ответа, и вопросы, которые позволяют осуществлять целенаправленный поиск необходимого ответа. Соответственно классификации вопросов в логике разработана и классификация ответов.

Рассмотрите типологию вопросов: корректные – некорректные, открытые, закрытые, уточняющие и др.

Практическое занятие предполагает освоение материала посредством работы в парах: выбирается тема, которая раскрывается с помощью вопросов и ответов. Тема должна быть связана с будущей специальностью студентов, т.е. в русле социальной работы. Следовательно, на занятие по логике необходимо принести учебник по специальности.

Работа каждой группы оценивается по следующим параметрам: знание теоретического материала, правильность и скорость выполнения практических заданий, активность всех членов группы. В конце занятия подводятся итоги и выставляются баллы.

Литература

1. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2002. Гл.5

2. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2005.

3. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Тема 4. Законы логики

  1. Для закрепления и систематизации знаний.

· Работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом.

· Подготовка основных терминов к понятийному диктанту: закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

  1. Для формирования навыков.

· Выполнить упражнения из учебного пособия Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010. С.28 – 43.

Литература

1. Козырев Ю.Г., Максимова О.Л. Логика. Сыктывкар, 2010.

2. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М.: Юристъ, 2001.

3. Ивин А.А. Логика. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

4. Ивлев Ю. В. Логика. М.: Логос, 2000.

5. Никифоров А. Л. Книга о логике. М.: Гнозис, 1996.

6. Кузина Е. Б. Логика в кратком изложении и упражнениях. М.: МГУ, 2000.

Наши рекомендации