Что останется у Слушателей

· Раздаточный материал: какой и сколько?

· Собственные записи: какие и сколько? И что сделано Автором по ходу доклада для того, чтобы записи Слушателей не искажали авторский смысл?

· В головах Слушателей: какие понятия, модели, свойства и условия применения я передам Слушателям?

Резюме

Кратко перечислим те ключевые моменты, на которые Докладчику нужно обратить внимание при подготовке своего выступления:

· какова цель Доклада?

· какова аудитория?

· каково содержание Доклада? Оно актуальное? Оно новое?

· как форма подачи материала соответствует цели, аудитории, содержанию?

· что должно остаться на руках и в головах Слушателей после Доклада?

ВЫСТУПЛЕНИЕ

Классическое чтение доклада состоит из пяти пунктов (выступление на конференции - не тот случай, чтобы менять традиции): ◘ вступление, ◘ основная часть, ◘ выводы, ◘ обсуждение с аудиторией, ◘ заключение.

1. Вступление.

Представьтесь, расскажите, вкратце, о чем ваш доклад, попытайтесь заинтересовать слушателей (та самая выгода, о которой говорилось в предыдущем разделе).

Вступление предполагает

Ø показ актуальности темы и ее важности для слушающих;

Ø показ одного-двух примеров из жизни по теме выступления, которые свидетельствуют о наличии проблемы, требующей анализа;

Ø ссылки на какие-либо официальные источники, требующие разъяснения.

2. Основная часть.

Общая характеристика объекта:

Ø определение понятия и его основных признаков (свойств, черт, функций или структурных компонентов);

Ø краткая история объекта и перспектив его развития;

Подробный анализ и оценка объекта:

Ø структурный анализ объекта;

Ø функциональный анализ;

Ø анализ и оценка каждого компонента или функции объекта с точки зрения интересов слушателей.

3. Выводы. Обобщайте все ранее сказанное, добавляя свои комментарии (не звучавшие в докладе).

4. Обсуждение с залом. Старайтесь отвечать на вопросы ярко, коротко и энергично. Сами вопросы повторяйте в микрофон, так как слышны они бывают не всем.

  1. Заключение. Заканчивать доклад желательно оптимистичными бодрыми словами, которые оставят у слушателей положительные эмоции. Не забудьте поблагодарить всех тех, кто помогал вам в процессе работы над докладом.

Задача докладчика на научной конференции - доказать, обосновать.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Не считайте, что Вас слушают сплошь одни корифеи.

При изложении доклада не "по бумажке" необходимо логично, четко, не спеша излагать содержание, стараясь акцентировать внимание слушателей на наиболее важном и интересном. Если Вы чувствуете неуверенность или обнаруживаете недостаток времени для устного изложения, лучше все-таки доклад читать "по бумажке".

Не превышайте установленного для доклада отрезка времени. Заранее проведите хронометраж своего выступления и, при нехватке времени (его всегда не хватает) - отсеките все второстепенное. Хронометраж выступления удобно делать по магнитофонной записи. Дефекты собственного выступления особенно заметны, когда Вы слышите его "со стороны". Желание дать максимум информации в ограниченное время приводит к спешке; выступление оказывается смазанным, недоходчивым, аудитория его плохо воспринимает, и в результате - теряет интерес и к Вам, и к Вашей работе.

Не затягивайте вступительную часть доклада, быстрее переходите к сути работы (берите "быка за рога"). Выводы должны быть краткими и четкими.

Заранее зная, что Вы не успеете членораздельно описать все свои достижения, спровоцируйте аудиторию на вопросы. Для этого скажите мимоходом, что такие-то и такие-то "принципиально важные детали" Вы вынуждены опустить из-за нехватки времени. Аудитория "заглотнет наживку", Вы получите дополнительное время, а в возникшей после этого дискуссии сможете узнать много интересного, увидеть свою работу с новых, неожиданных для Вас, точек зрения.

Каждая минута устного выступления (как и время личного профессионального общения) ценится очень высоко.

Чем короче выступление, тем большего времени для подготовки оно требует. Помните, что Ваш доклад будет оцениваться не по количеству произнесенных слов. Всегда строго соблюдайте регламент. Ничто так не раздражает, как докладчик, не соблюдающий регламент. Как бы ни был интересен Ваш доклад, ни следующий докладчик, ни аудитория, ни председательствующий не согласятся, чтобы Вы превысили отведенное Вам время. Захват чужого времени считается каннибализмом.

Вопросы, как правило, задают после выступления.

Иллюстрации к докладу (слайды) во время выступления служат Вашим путеводителем.

Ø Они должны быть яркими, лаконичными и легко воспринимаемыми, количество надписей на них - минимальным.

Ø Не стремитесь поместить на экране как можно больше буквенной и цифровой информации.

Ø Оставьте только самое необходимое.

Ø Не пишите длинных подрисуночных подписей и определений, пользуйтесь общеизвестными сокращениями.

Ø Помните, что картинка показывается на экране короткое время и восприятие помещенной на ней информации должно быть быстрым.

Ø Демонстрируйте на картинках только самое существенное, не распыляйте внимание аудитории.

Ø Каждая иллюстрация должна преследовать свою цель.

Ø Текст и графики должны подкреплять друг друга.

Ø В выступлении Вы можете использовать большее число иллюстраций, чем помещено в письменном докладе.

В дополнение к основным картинкам рекомендуется сделать следующие текстовые:

a. Названия образовательного учреждения, отделения; название доклада; перечень авторов и научных руководителей.

b. Названия основных разделов (план) доклада.

c. Заключение (Выводы) по докладу.

Это поможет Вам сэкономить время представления доклада и сконцентрировать внимание аудитории на главном, основном.

Очень важна самооценка полученных результатов. Нет ничего дороже сделанного собственными руками. И если увлеченный молодой исследователь преувеличивает значение своей работы - это не грех, и Научный Руководитель вряд ли станет гасить огонь Вашего энтузиазма.

Выступление должно завершаться выводами: "следовательно...", "таким образом...". В конце выступления не забудьте поблагодарить своего Научного Руководителя и всех, кто помогал Вам в работе.

Заключительная фраза выступления стандартна: "Я закончил, благодарю за внимание".

Во время выступления будьте сдержаны - не кричите в микрофон (а при отсутствии микрофона - не стесняйтесь говорить громко и весело), не размахивайте руками, не прыгайте и не танцуйте, не ложитесь на кафедру, не утирайте пот мятым носовым платком, не рыдайте, не отворачивайтесь от аудитории, обращаясь к потолку или окнам. Смотрите в глаза слушателям, циклически сканируя своим орлиным гипнотизирующим взглядом ряд за рядом. Каждый будет думать, что Вы обращаетесь именно к нему, и будет очень польщен Вашим вниманием.

Похвалу в свой адрес принимайте с подобающей скромностью.

Напутствие

Пусть каждый выбирает свой стиль повествования, главное, чтобы этот стиль был выбран, и оратор четко ему следовал, в противном случае вся серьезность слов не будет восприниматься слушателями как полезная информация. Будьте естественны, так как неестественность заметна всегда, что, естественно, не прибавит веса вашим словам. Выражайтесь ясно, не оставляйте недомолвок, нераскрытых моментов, необоснованных умозаключений. Доклад не подразумевает напыщенности и пафоса, красивых, но непонятных словооборотов, старайтесь говорить только по делу, ну а капля юмора и сарказма в вашем выступлении только придаст ему яркости. Выражайтесь просто, ибо "умные" слова никогда не сделают сам доклад "умным". Откажитесь от словарных нагромождений; если что-то можно подать более "простым" языком - старайтесь излагать свои мысли именно им. Если без узкоспециализированных слов в вашем докладе не обойтись, дайте этим словам краткую расшифровку.

Напоследок несколько общих рекомендаций по выступлению:

1. Дышите глубоко и размеренно (способствует активности мозга и успокаиванию нервов),

2. Смотрите только на публику, старайтесь охватить взглядом в зале всех и каждого (помогает установить эмоциональную связь с аудиторией),

3. Двигайтесь неторопливо и рассчитано (это увеличит "глубину" ваших слов перед залом),

4. Говорите медленно и внятно (таким образом, вы не сможете потерять нить повествования, исключите непонимание некоторых слушателей, которые "не успевают" за вами, да и вероятность "запнуться" куда меньше),

5. Следите за своими руками; человек, который при диалоге, старается всячески "помочь" себе руками, выглядит со стороны довольно глупо (во время выступления в зале, активная жестикуляция помочь не сможет, а помешать - вполне, ибо внимание слушателей будет направлено только на ваши руки).

Расслабьтесь, и слушатели последуют вашему примеру.

Уважайте себя, собеседников, ораторов.

Наши рекомендации