Тема 1. ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Студенты заочного отделения обязаны в соответствии со своим планом предоставить контрольные работы. Выбор темы и задач контрольной работы определяется по последней цифре Вашей зачётки по указанной таблице.
№ Последней цифры зачётки | № темы, № вопросов, № задач |
1. | Тема1.: вопросы 1-3; задачи 1-4. |
2. | Тема2.: вопросы1-3; задачи 1-3. |
3. | Тема 2.: вопросы 1-3; задачи:3-6. |
4. | Тема3.: вопросы 1-3; задачи --- (нет) |
5. | Тема 4.: Занятие1: вопросы 1-4, задачи 1-4. |
6. | Тема 4.: Занятие 2., вопросы 1-3, задачи 1-6. |
7. | Тема 4.: Занятие 3., вопросы 1-4; задачи 5-10. |
8. | Тема 5.: вопросы 1-4; задачи 1-5. |
9. | Тема 6.: вопросы 1-3; задачи 1-6. |
0. | Тема 7.: вопросы 1-3; задачи 1-5. |
Все работы (кроме контрольной работы по теме №3) состоят из теоретической и практической части. По содержанию теоретическая часть контрольной работы должна состоять из пунктов, сформулированных в каждой теме курса и общего заключения. Практическая часть включает в себя решение задач, предложенных в конце темы. Весь излагаемый материал должен соответствовать теме работы. Следует соблюдать точность цитирования и делать ссылки на литературу, из которой приводится цитата. Раскрытие каждого вопроса нужно заканчивать краткими выводами.
Все страницы должны быть пронумерованы. На титульном листе указывается: тема работы, фамилия, имя, отчество исполнителя, факультет, курс. Фамилия, имя, отчество, звание и должность преподавателя, проверяющего работу (приложение 1).
На второй странице помещается план работы. Далее идет сам текст контрольной работы с указанием его основных разделов и краткими выводами по каждому из них. В практической части следует указать номер, условие и решение задач. В конце дается список используемой литературы в алфавитном порядке. Написание контрольной работы предполагает не только знакомство с учебником, но и с дополнительной литературой, поскольку именно дополнительная литература нередко определяет полноту ответа на предложенные вопросы.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа должна быть объемом не менее 15 печатных страниц (шрифт - 14, интервал – одинарный). Возможен рукописный вариант в объёме не менее 12-18 листов ученической тетради. Она должна иметь строго организованную структуру с обязательным выделением значимых смысловых частей. Особое внимание следует уделить заключению, в котором автор на основе проведенного исследования делает собственный общий вывод по теме контрольной работы. Заключение составляет 2-3 стр. Завершает работу изложение и решение задач. В списке использованной научной литературы следует указать не менее 3-4 источников.
ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Формы самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов организуется в следующих формах: самостоятельное изучение разделов теоретического материала, подготовка к практическим (семинарским) занятиям, самостоятельное написание контрольных работ, решение задач и сдача зачёта в устной форме.
Контроль самостоятельной работы
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется путем итогового собеседования по содержанию контрольной работы, а также в форме зачёта по разделам курса - вопросы прилагаются.
ПРОГРАММА-СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Предмет и основные понятия логики как науки
Тема 1. ЛОГИКА, МЫШЛЕНИЕ, ЯЗЫК
- Понятие логики. Основные проблемы логики.
- Уровни познания. Формы мышления.
- Язык, его основные функции.
Три основные значения термина «логика». Основные разделы науки логики. Теория правильных рассуждений, логико-семитические и логико-методологические проблемы. Определение логики как науки. Уровни познания. Рациональное познание, его основные формы: понятие и суждение. Специфика рационального познания. Понятие истинного высказывания. Рассуждение и умозаключение. Логика, язык, мышление. Понятие языка, естественные, искусственные языки. Многофункциональность языка. Теория речевых актов.
Основные понятия: логика, теория познания (гносеология), чувственное познание, рациональное познание, понятие, суждение, умозаключение, истина, истинное высказывание, ложное высказывание, язык.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные значения термина «логика» (типичные варианты его употребления).
2. Что такое силлогистика?
3. Какие теоретические проблемы решает логико-семиотический раздел логики?
4. Каковы ступени процесса познания?
5. В чем специфика мыслительной познавательной деятельности?
6. Какую роль играет язык в рациональном познании?
7. Какие виды языков различаются с точки зрения логики?
8. Каковы основные функции языка?
9. Что такое истина/ложь? Что такое истинное/ложное высказывание?
Задачи
I. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: космонавт, металл, автор комедии в стихах «Горе от ума», орденоносец, писатель, участник Великой Отечественной войны.
II. Определите, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения:
а) собака лает;
б) громко лающая собака;
в) самая высокая горная вершина мира;
г) песня, раздающая в ночной тишине;
д) песня раздалась в ночной тишине;
е) исполнительница народных песен;
ж) некоторые фигуры плоские;
з) автоматизированная система управления.
III. Придумайте или найдите в литературе 2-3 сложных суждения, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их структуру при помощи символов.
IV. Выразите в символической форме следующие сложные суждения:
1. Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц.
2. Если данный четырехугольник – ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.
3. «Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо).
4. Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творческому труду, то смело выбирайте профессию учителя.
5. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В.М. Бехтерев).
6. Добро не умрет, а зло пропадет.
7. Овца руно растит, а скупой деньги копит – не про себя.
8. Не будет и скуки, как заняты руки.
9. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров.
10. «Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини коня, вини дорогу,
И коня не торопись менять».
(Р. Гамзатов).
Библиографический список
Основной
1. Киреев Е.М. Логика и теория аргументации: учеб. пособие / Е.М. Киреев. Воронеж: ВГТУ, 2005.
2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для ВУЗов. / А.Д. Гетманова. – М.КноРус, 2010.
3. Ивлев Ю.В. Логика: учебник для ВУЗов / Ю.В. Ивлев, - М.Велби. Проспект , 2010.
Дополнительный
1. Лейбниц Г.В. Соч.: в 4 т./ Г.В. Лейбниц.– М., 1984. – Т.3.
2. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика как часть теории познания и научной методологии: в 2-х кн./ Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1994.
3. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.П. Логика: учебник для вузов / Е.К. Войшвилло, М.П. Дегтярев. – М., 1998.
4. Ивин А.А. Логика и ценности / А.А. Ивин // Мышление, когнитивные науки, искусственный интеллект. – М., 1988.
5. Сёрль Дж.Р. Что такое речевой акт? / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. – М., 1986.
6. Сёрль Дж.Р. Классификация иллокутивных актов / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. – М., 1986.
7. Стросон П.Ф. Намерение и конвенция в речевых актах / П.Ф. Стросон // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. ХVII. – М., 1986.