Для студентов всех форм обучения
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ЛОГИКА
Учебное пособие
Екатеринбург
УДК 16 ББК 87.4 Л 69 |
Логика:Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2005. – 103 с. ISBN 5-93053-085-8 |
Составители:
к.ф.н., доцент Самарин В.Г.
к.ф.н. Суслонов П.Е.
к. ф. н., доцент Бухарцева Н.Г.
Рецензенты:
к.ф.н., доцент кафедры философии Уральского юридического института МВД Зарубина Е.В.
к.ф.н., доцент кафедры истории философии философского
факультета Уральского государственного университета,
член-корреспондент РАЕН Ионайтис О.Б.
к.ф.н., доцент кафедры образовательного права Российского Профессионально-педагогического Университета Ронжина Н.В.
© Уральский гуманитарный институт, 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................. 4
Рабочая программа по курсу «Логика»................................. 5
ПРОГРАММА КУРСА........................................................................................ 7
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ....................................................... 12
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 14
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ........................... 36
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ............ 55
ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ................................................................ 75
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов очной и очно-заочной форм обучения).................................. 82
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ................................... 89
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
(для студентов заочной формы обучения)........................................................ 91
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.................................................. 92
ПРЕДИСЛОВИЕ
Логика - это наука о формах и законах правильного мышления, то есть мышления, которое представляется нам строгим и убедительным. Подавляющее большинство людей интуитивно тяготеют к некоей логической основе в своих рассуждениях. Однако для того, чтобы гарантировать стройность, ясность, точность и убедительность наших рассуждений, необходимо осознанно обратиться к законам и правилам, созданным в ходе развития общества. Нельзя полагаться только на интуицию, так как необходимые навыки правильного построения мысли приобретаются только в результате систематических упражнений.
Основной целью курса является раскрытие структуры мышления, его законов и правил, придание рассуждениям логической стройности, доказательности и результативности. Данная цель конкретизируется следующими задачами:
1) овладение приемами анализа устного или письменного текста (рассуждения) с точки зрения формально-логической правильности;
2) освоение механизмов формирования собственного формально-логического правильного рассуждения;
3) изучение логических свойств и принципов юридического мышления, того, как формально-логические законы проявляются в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью специалиста - гуманитария.
Большую часть времени, отведенного на изучение логики, занимают практические занятия, где предлагаются ситуативные задачи и упражнения, решая которые под руководством преподавателя обучаемые приобретают все необходимые умения и навыки.
В результате изучения дисциплины выпускники должны:
иметь представление:о целях и задачах логики как науки; о месте логики в системе гуманитарного знания и ее значении в профессиональной деятельности специалиста-гуманитария;
знать:основные формы правильного мышления, законы и правила их применения; основные формально-логические законы.
уметь:логически анализировать ситуации, связанные с профессиональной деятельностью специалиста-гуманитария и решать возникающие задачи с применением соответствующих формул и алгоритмов;
иметь навыки:формирования собственного логически безупречного рассуждения и анализа устного или письменного текста с точки зрения их логической правильности.
Рабочая программа
по курсу «Логика»
для студентов всех форм обучения
Очная форма
Общее количество часов........................................... 64 час.
в т.ч.:
лекций......................................................................… 24 час.
семинарских занятий ................................................. 12 час.
самостоятельных работ ........................................…. 28 час.
Очно-заочная форма
Общее количество часов........................................... 64 час.
в т.ч.:
лекций......................................................................… 8 час.
семинарских занятий ................................................ 8 час.
самостоятельных работ ............................................ 48 час.
Заочная форма
Общее количество часов........................................... 64 час.
в т.ч.:
лекций......................................................................… 6 час.
семинарских занятий ................................................ 2 час
самостоятельных работ ............................................ 56 час.
Отчетность: экзамен
Очная форма
№ пп | Наименование темы | Кол-во часов | Из них | ||
теор. зан. | прак. зан. | сам. раб. | |||
Тема 1. Предмет и значение логики | - | ||||
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления | - | ||||
Тема 3. Понятие | |||||
Тема 4. Суждение | |||||
Тема 5. Умозаключение | |||||
Тема 6. Логические основы теории аргументации | |||||
Всего: |
Очно-заочная форма
№ пп | Наименование темы | Кол-во часов | Из них | ||
теор. зан. | прак. зан. | сам. раб. | |||
Тема 1. Предмет и значение логики | - | ||||
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления | |||||
Тема 3. Понятие | |||||
Тема 4. Суждение | |||||
Тема 5. Умозаключение | |||||
Тема 6. Логические основы теории аргументации | |||||
Всего: |
Заочная форма
№ пп | Наименование темы | Кол-во часов | Из них | ||
теор. зан. | прак. зан. | сам. раб. | |||
Тема 1. Предмет и значение логики | - | ||||
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления | - | ||||
Тема 3. Понятие | - | ||||
Тема 4. Суждение | - | ||||
Тема 5. Умозаключение | |||||
Тема 6. Логические основы теории аргументации | |||||
Всего: |
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Предмет и значение логики
Мышление в жизни человека. Мышление и язык. Формализация мышления и логическая форма. Содержание мышления и логическая форма мысли. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.
Формальная логика как наука о формах и законах правильного мышления. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Анализ языка как средство выявления логических форм. Формализация. Логические знаки. Логика и язык права.