Для студентов всех форм обучения

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ЛОГИКА

Учебное пособие

Для студентов всех форм обучения - student2.ru

Екатеринбург

УДК 16 ББК 87.4 Л 69  
  Логика:Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт, 2005. – 103 с. ISBN 5-93053-085-8

Составители:

к.ф.н., доцент Самарин В.Г.

к.ф.н. Суслонов П.Е.

к. ф. н., доцент Бухарцева Н.Г.

Рецензенты:

к.ф.н., доцент кафедры философии Уральского юридического института МВД Зарубина Е.В.

к.ф.н., доцент кафедры истории философии философского

факультета Уральского государственного университета,

член-корреспондент РАЕН Ионайтис О.Б.

к.ф.н., доцент кафедры образовательного права Российского Профессионально-педагогического Университета Ронжина Н.В.

© Уральский гуманитарный институт, 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................. 4

Рабочая программа по курсу «Логика»................................. 5

ПРОГРАММА КУРСА........................................................................................ 7

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ....................................................... 12

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ 14

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ........................... 36

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ............ 55

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ................................................................ 75

ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов очной и очно-заочной форм обучения).................................. 82

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ................................... 89

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

(для студентов заочной формы обучения)........................................................ 91

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.................................................. 92

ПРЕДИСЛОВИЕ

Логика - это наука о формах и законах правильного мышления, то есть мышления, которое представляется нам строгим и убедительным. Подавляющее большинство людей интуитивно тяготеют к некоей логической основе в своих рассуждениях. Однако для того, чтобы гарантировать стройность, ясность, точность и убедительность наших рассуждений, необходимо осознанно обратиться к законам и правилам, созданным в ходе развития общества. Нельзя полагаться только на интуицию, так как необходимые навыки правильного построения мысли приобретаются только в результате систематических упражнений.

Основной целью курса является раскрытие структуры мышления, его законов и правил, придание рассуждениям логической стройности, доказательности и результативности. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

1) овладение приемами анализа устного или письменного текста (рассуждения) с точки зрения формально-логической правильности;

2) освоение механизмов формирования собственного формально-логического правильного рассуждения;

3) изучение логических свойств и принципов юридического мышления, того, как формально-логические законы проявляются в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью специалиста - гуманитария.

Большую часть времени, отведенного на изучение логики, занимают практические занятия, где предлагаются ситуативные задачи и упражнения, решая которые под руководством преподавателя обучаемые приобретают все необходимые умения и навыки.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

иметь представление:о целях и задачах логики как науки; о месте логики в системе гуманитарного знания и ее значении в профессиональной деятельности специалиста-гуманитария;

знать:основные формы правильного мышления, законы и правила их применения; основные формально-логические законы.

уметь:логически анализировать ситуации, связанные с профессиональной деятельностью специалиста-гуманитария и решать возникающие задачи с применением соответствующих формул и алгоритмов;

иметь навыки:формирования собственного логически безупречного рассуждения и анализа устного или письменного текста с точки зрения их логической правильности.

Рабочая программа

по курсу «Логика»

для студентов всех форм обучения

Очная форма

Общее количество часов........................................... 64 час.

в т.ч.:

лекций......................................................................… 24 час.

семинарских занятий ................................................. 12 час.

самостоятельных работ ........................................…. 28 час.

Очно-заочная форма

Общее количество часов........................................... 64 час.

в т.ч.:

лекций......................................................................… 8 час.

семинарских занятий ................................................ 8 час.

самостоятельных работ ............................................ 48 час.

Заочная форма

Общее количество часов........................................... 64 час.

в т.ч.:

лекций......................................................................… 6 час.

семинарских занятий ................................................ 2 час

самостоятельных работ ............................................ 56 час.

Отчетность: экзамен

Очная форма

№ пп Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. зан. прак. зан. сам. раб.
Тема 1. Предмет и значение логики -
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления       -  
Тема 3. Понятие
Тема 4. Суждение
Тема 5. Умозаключение
Тема 6. Логические основы теории аргументации        
  Всего:

Очно-заочная форма

№ пп Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. зан. прак. зан. сам. раб.
Тема 1. Предмет и значение логики -
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления        
Тема 3. Понятие
Тема 4. Суждение
Тема 5. Умозаключение
Тема 6. Логические основы теории аргументации        
  Всего:

Заочная форма

№ пп Наименование темы Кол-во часов Из них
теор. зан. прак. зан. сам. раб.
Тема 1. Предмет и значение логики -
Тема 2. Основные законы (принципы) правильного мышления       -  
Тема 3. Понятие -
Тема 4. Суждение -
Тема 5. Умозаключение
Тема 6. Логические основы теории аргументации          
  Всего:

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Предмет и значение логики

Мышление в жизни человека. Мышление и язык. Формализация мышления и логическая форма. Содержание мышления и логическая форма мысли. Понятие, суждение, умозаключение как формы мышления.

Формальная логика как наука о формах и законах правильного мышления. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Анализ языка как средство выявления логических форм. Формализация. Логические знаки. Логика и язык права.

Наши рекомендации