Методическая разработка для преподавателей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБНИНСКИЙ ИНСТИТУТ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ – филиал

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра терапии

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Практического занятия № 31 у студентов

3 курса лечебного факультета

ТЕМА: Семиотика и синдромология при заболеваниях крови. Основные гематологические синдромы: анемический синдром, геморрагический синдром. Анемии, геморрагические диатезы.

ЦЕЛЬ: научиться методике проведения расспроса гематологического больного (выявление жалоб, сбор анамнеза), пальпации лимфоузлов (определение размера, консистенции, болезненности, спаянности с кожей и окружающими тканями), пальпации и перкуссии селезенки, научиться выявлять анемический и геморрагический синдромы на основании данных объективного обследования больного: опроса, осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации, на основании лабораторных данных (анализ периферической крови, исследование тромбоцитов, свертывающей системы).

ЗАДАЧИ:

1. Изучить методику проведения расспроса гематологического больного (выявление жалоб, сбор анамнеза).

2. Изучить особенности общего осмотра гематологических больных.

3. Рассмотреть основные клинические и лабораторные синдромы при анемиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

I. До изучения темы (базисные знания):

1.Нормальная схема кроветворения. Регуляция гемопоэза. Эритроциты и тромбоциты (их образование, функции).

2.Свертывающая система крови. Принципы ее нарушения. Анемии (определение, патогенетические варианты, картина крови при анемиях).

3. Геморрагические диатезы (перечислить, объяснить патогенез).

II. После изучения темы:

1. Знать особенности сбора жалоб и анамнеза у больных с анемией

2. Знать особенности общего осмотра больного с анемией.

3. Знать основные лабораторные и инструментальные исследования при анемиях.

4. Знать основные клинические и лабораторные синдромы при анемиях.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. Уметь провести обследование больного с заболеваниями крови.

2. Уметь на основании сбора жалоб, осмотра и дополнительных методов исследования больных выделить синдромы заболевания красной крови.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Перечислить жалобы, объяснить их особенности у больных с заболеваниями крови.

2.Особенности анамнеза гематологических больных.

3.Общий осмотр. Особенности при различных анемиях и при геморрагических диатезах. Исследование лимфатических узлов, селезенки.

4.Анемический синдром (сущность, особенности при анемиях различного происхождения).

5. Геморрагический синдром (сущность, особенности при различных заболеваниях).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Вид занятия: практический, в терапевтическом отделении.

Продолжительность занятия: 4 часа.

Порядок проведения занятия:

1. Проверка явки студентов и вступительное слово преподавателя – 5 мин.

2. Опрос студентов по теме занятия – 30 мин.

3. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя – 45 мин.

4. Разбор больных – 20 мин.

5. Контроль конечного уровня – 15 мин.

6. Заключительное слово преподавателя – 10 мин.

2 перерыва по 5 мин.

Оснащение занятия: больные терапевтического отделения, таблицы, методические рекомендации.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:

1. Провести обследование больного с заболеваниями крови.

2. На основании сбора жалоб, объективного исследования и дополнительных методов исследования больного выделить синдромы заболевания красной крови.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. с приложением на компакт-диске для студентов мед. вузов / Н.А.Мухин, В.С. Моисеев. – 2-е изд., доп. и перераб.- М: «ГЭОТАР-Медиа», 2007. – 848 с.

2. Методическое пособие: «Семиотика и синдромология в нефрология» Киров, 2008

3. Струтынский А.В., Баранов А.П.Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М М: «Медпресс-информ.», 2004. – 298с.

4. Привес М. Г. Анатомия человека: учебник/ М.Г. Привес, Н.К. Лысенков, В.И. Бушкевич. – 12-е изд.перераб. и доп. - СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2006.-720с.

5. Пальцев М.А. Патологическая анатомия: В 2-х томах /М.А.Пальцев, Н.М.Аничков. – 2-у изд. Перераби доп.- М.: Медицина, 2005.- 304с.

6. Быков В.Л. Цитология и общая гистология: учеб. для студентов мед. институтов, В.Л. Быков.- СПб.: СОТИС, 2007.- 520с.

Заведующий кафедрой пропедевтики

внутренних болезней

д.м.н. профессор Вознесенский Н.К.

Наши рекомендации