ТЕМА 23. Индуктивные умозаключения
План
1. Понятие недедуктивного вывода.
2. Полная и неполная индукция. Схемы вывода и достоверность обобщения.
3. Основные ошибки индуктивных выводов.
Упражнения
1. Определите вид и схему индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:
1.1. На подносе много булочек. Первая – свежая и мягкая, вторая – тоже, третья – свежая и мягкая... Значит, все булочки на подносе – свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла).
1.2. В семье Х двое детей. Папа и мама – музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья Х – музыкальная».
1.3. Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
1.4. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию, и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.
ТЕМА 24. Научная индукция и ее виды
План
1. Отличие научной индукции от популярной индукции.
2. Основные виды научной индукции.
Упражнения
1. Установите, по какому методу научной индукции получено следующее
обобщение:
В результате трех проверок посещаемости студентами лекций при разных обстоятельствах получилось:
1-я пара (S) Р суббота (А) 1-я учебная неделя (В) | 2-я учебная неделя (F) P 1-я пара (S) среда(D) | 3-я учебная неделя (М) P четверг(К) 1-я пара (S) |
1-я проверка 2-я проверка 3-я проверка
Заключение: Первая пара (S) является причиной плохой посещаемости (Р).
Первая проверка была на первой паре, в субботу, в первую учебную неделю.
Вторая проверка была во вторую учебную неделю, на первой паре, в среду.
Третья проверка была в третью учебную неделю, в четверг, на первой паре.
Вывод: во всех трех случаях проверки общим является обстоятельство – первая пара.
2. Воспользуйтесь индуктивным рассуждением и ответьте на вопрос: «Какой из известных режиссеров не снимался в собственных фильмах: Н. Михалков, Г. Данелия, Э. Рязанов, А. Тарковский?» О какой индукции идет речь?
ТЕМА 25. Умозаключение по аналогии
План
1. Определение и структура вывода по аналогии.
2. Виды аналогий и их использование на практике.
3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии.
Упражнения
1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:
1.1. Завод – это большой муравейник.
1.2. Вертолет – это большая стрекоза.
1.3. Печень по структуре напоминает губку.
1.4. Общество функционирует как большой живой организм.
1.5. Причины многих социальных явлений аналогичны явлениям природы.
2. Определите вид следующей аналогии (строгая, нестрогая, ложная):
Люди часто путают съедобные грибы со своими ядовитыми двойниками, очень на них похожими.
3. Постройте схему и приведите пример простой деструктивной дилеммы.