Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 (А) оценивается 1 баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до
2 баллов. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от 0 до
2 баллов, С2–С6 высокого уровня – от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.

Максимальное число баллов за всю работу – 69.

Ответы на задания части 1(А) и части 2(В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1.

Ответы на задания части 3(С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.

В соответствии с Порядком проведения единого государственного экзамена, утверждаемым приказом Минобрнауки России (п.53), «баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:

· если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;

· если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;

· если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ… третьим экспертом.»

Существенным считается расхождение в 2 и более баллов оценки за выполнение любого задания.

Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.

В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.

Продолжительность ЕГЭ по биологии

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

1) для каждого задания части 1 (А) – 1–2 минуты;

2) для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут;

3) для каждого задания части 3 (С) – 10–20 минут.

9. Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г.

В целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г.

Внесены следующие изменения.

1. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.

2. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания.

3. В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно-организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу.

4. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.

Приложение

Обобщенный план экзаменационной работы 2012 года по биологии

Обозначения заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа (ВО), В – задания с кратким ответом (КО), С – задания с развернутым ответом (РО).

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90%), П – повышенный (примерный процент выполнения – 30–60%), В – высокий (примерный процент выполнения – 10–30%).

Поряд-ковый номер зада-ния Обозна-чение задания в работе Проверяемые элементы содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору 2011 г.) Коды требований к уровню подготовки выпускников (по кодификатору 2011 г.) Уровень сложности задания Максималь­ный балл за выполнение задания
Часть 1
А1 Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы 1.1, 1.2 1.4, 2.1.1, 2.6.1 Б
А2 Клеточная теория. Многообразие клеток 2.1, 2.2 1.1.1, 1.2.1 Б
А3 Клетка: химический состав, строение, функции органоидов 2.3, 2.4 1.2.1, 2.5.1, 2.5.3 Б
А4 Клетка – генетическая единица живого. Деление клеток 2.7 1.2.2, 1.3.2, 1.4 Б
А5 Разнообразие организмов. Вирусы 3.1 1.2.3. Б
А6 Воспроизведение организмов. Онтогенез 3.2, 3.3 1.4, 1.3.2, 1.3.3 Б
А7 Генетика, ее задачи, основные генетические понятия 3.4 1.1.1, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.4 Б
А8 Закономерности наследственности. Генетика человека 3.5 1.1.3, 1.1.4, 2.3 Б
А9 Закономерности изменчивости 3.6, 3.7 1.1.4, 2.1.4, 2.1.8 Б
А10 Многообразие организмов. Бактерии. Грибы 4.1, 4.2, 4.3 1.2.3, 1.3.1, 2.5.3, 2.8 Б
А11 Растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений 4.4 1.2.3, 1.3.1, 1.3.3, 2.5.3 Б
А12 Многообразие растений. Основные отделы растений. Классы покрытосеменных 4.5 1.2.3, 2.5.3, 2.8 Б
А13 Одноклеточные и многоклеточные животные. Основные типы беспозвоночных, их характеристика. Классы членистоногих 4.6 1.2.3, 2.5.3, 2.8 Б
А14 Хордовые животные. Основные классы, их характеристика 4.7 1.2.3, 2.5.3, 2.8 Б
А15 Человек. Ткани. Органы, системы органов: пищеварения, дыхания, выделения 5.1 1.2.3, 1.3.1, 1.5, 2.5.3 Б
А16 Человек. Органы, системы органов: опорно-двигательная, покровная, кровообращения, лимфообращения. Размножение и развитие человека 5.2 1.2.3, 1.3.1, 1.5, 2.5.3 Б
А17 Внутренняя среда организма человека. Иммунитет. Обмен веществ 5.3 1.2.3, 1.5, 2.1.8 Б
А18 Нервная и эндокринная системы человека. Нейрогуморальная регуляция 5.4 1.5, 2.7.2 Б
А19 Гигиена человека. Факторы здоровья и риска 5.6 3.1.2, 3.1.3, 2.1.3, 2.1.8 Б
А20 Эволюция живой природы. Вид. Популяция. Видообразование 6.1 1.2.4, 1.3.5, 2.5.2 Б
А21 Эволюционная теория. Движущие силы эволюции 6.2 1.1.1, 1.3.5, 2.1.1 Б
А22 Результаты эволюции. Доказательства эволюции организмов 6.3 1.3.5, 2.6.2 Б
А23 Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Происхождение человека 6.4, 6.5 1.1.1, 1.1.2, 1.1.5, 2.1.2, 2.1.6, 2.1.7 Б
А24 Экологические факторы. Взаимоотношения организмов 7.1 2.1.5, 2.6.3 Б
А25 Экосистема, ее компоненты. Цепи питания. Разнообразие и развитие экосистем. Агроэкосистемы 7.2, 7.3 1.1.4, 1.2.4, 1.3.6, 2.4, 2.5.4 Б
А26 Биосфера. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные изменения в биосфере 7.4, 7.5 1.1.2, 2.1.5, 2.1.7, 2.9.2, 3.1.1 Б
А27 Структурно-функциональная и химическая организация клетки 2.2.–2.4 2.2.1, 2.7.1 П
А28 Метаболизм клетки. Энергетический обмен и фотосинтез. Реакции матричного синтеза 2.5, 2.6 1.3.1, 2.2.1, 2.7.2 П
А29 Деление клетки. Воспроизведение организмов 2.7, 3.2, 3.3 1.3.2, 1.3.3, 2.7.3 П
А30 Генетические закономерности. Влияние мутагенов на генетический аппарат клетки и организма 3.4–3.7 2.1.3, 2.1.4, 2.3, 2.6.4, 1.1.5 П
А31 Селекция. Биотехнология 3.8, 3.9 1.1.2, 1.3.4, 1.4, 3.1.4 П
А32 Многообразие организмов 3.1, 4.1–4.7 2.5.3, 2.7.1, 2.8 П
А33 Процессы жизнедеятельности организма человека 5.1–5.3 1.5, 2.1.7, 2.1.8, 2.7.2 П
А34 Человек. Нейрогуморальная регуляция. Анализаторы. Высшая нервная деятельность 5.4, 5.5 1.5, 2.7.2 П
А35 Эволюция органического мира. Экосистемы и присущие им закономерности 6.1 –6.5 7.1–7.5 1.2.4, 1.3.6, 2.1.5, 2.1.6, 2.2.2, 2.6.3, 2.7.1, 2.7.4, 2.9.1, 2.9.2 П
А36 Общебиологические закономерности 2.2–2.7, 3.1–3.7, 6.1–6.5, 7.1–7.5 2.1, 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.9 П
Часть 2
В1 Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни 2.1.– 2.7, 3.1– 3.8 2.5.2, 2.6.1, 2.7.1, 2.7.3, П
В2 Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке 4.1–4.7, 5.1–5.6 2.5.1, 2.6.1, 2.7.1, 2.7.2, 2.8 П
В3 Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира 6.1–6.5, 7.1–7.5 2.1.2, 2.1.5, 2.1.6, 2.2.2, 2.6.3, 2.7.2, 2.7.4, 2.9.1, 2.9.2 П
В4 Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств 4.2–4.7   2.7.1, 2.7.3, 2.8 П
В5 Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека 5.1–5.6 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, 1.5 П
В6 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни 2.1–2.7, 3.1–3.9   2.1.2, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.5.1, 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3 П
В7 Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на надорганизменных уровнях жизни 6.1–6.5, 7.1–7.6 2.1.2, 2.1.6, 2.2.2, 2.5.2, 2.5.4, 2.6.2, 2.6.3, 2.7.4, 2.9.2 П
В8 Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений 2.2–2.7, 3.1–3.9, 4.2–4.7, 5.1–5.6, 6.1–6.5, 7.1–7.5 2.1.1, 2.1.2, 2.6.1, 2.6.3, 2.7.1, 2.7.2, 2.4, 2.7.3, 2.7.4, 2.8 П
Часть 3
С1 Применение биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированное задание) 2.1–2.7, 3.1–3.9, 4.1–4.7, 5.1–5.6, 7.1–7.5 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.8, 1.3.6 П
С2 Работа с текстом или рисунком 2.1–7.5 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8 В
С3 Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов 4.1–4.7, 5.1–5.5 1.5, 2.1, 2.2, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 В
С4 Обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях 6.1–6.5, 7.1–7.5 2.1, 2.2, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 В
С5 Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации 2.1–2.7 2.3 В
С6 Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации 3.5 2.3 В
Итого
А – 36 В – 8 С – 6   ВО – 36 КО – 8 РО – 6   Б – 26 П – 19 В – 5  

Наши рекомендации