Логическая корректность рассуждения 1 страница
Рассуждением называется логическая форма теоретического познания, в результате которой из множества исходных суждений (посылок) по логическим правилам выводится новое суждение (заключение). По структуре рассуждение, таким образом, представляет собой последовательность суждений, состоящую из посылок и заключения, объединенных отношением логического следования. По типу логического следования различают дедуктивные и индуктивные рассуждения.
Дедуктивным называется рассуждение, в котором заключение следует из посылок с логической необходимостью, то есть для дедуктивных рассуждений имеется разрешающая процедура, позволяющая в конечное число шагов установить, является ли заключение логическим следствием из данных посылок или нет. Пример дедуктивного рассуждения: «Если я поступаю на дневное отделение института,
значит мне не более 35 лет. Мне 40 лет. Следовательно, я не поступаю на дневное отделение института».
Индуктивным называется рассуждение, в котором заключение следует из посылок с вероятностью, поэтому индуктивные рассуждения называют также вероятностными или правдоподобными рассуждениями. Пример индуктивного рассуждения: «Население Ростова-на-Дону превышает 500 тысяч человек. Население Курска превышает 500 тысяч. Население Новосибирска превышает 500 тысяч. Следовательно, все областные центры России имеют население свыше 500 тысяч человек». Ясно, что заключение этого рассуждения следует из данных посылок только с долей вероятности и, в принципе, не является необходимым. Вполне возможно, что в России имеется областной центр с населением, не превышающим 500 тысяч человек.
Рассуждение считается логически корректным тогда и только тогда, когда заключение в нем логически следует из заданных посылок. Поэтому проблема контроля логической корректности рассуждений сводится к решению вопроса, имеется ли отношение логического следствия между посылками и заключением рассуждения или нет. Понятие логического следствия является центральным в теории рассуждений. Определение этого понятия введем, используя условия истинности суждений, следующим образом.
Заключение в рассуждении логически следует из заданных посылок, если и только если заключение истинно в каждой такой логически возможной ситуации, в которой истинны посылки. Короче говоря, заключение следует из посылок, если оно истинно при условии истинности посылок. И наоборот, заключение не следует в рассуждении из заданных посылок лишь в одном случае: если имеется, по крайней мере, одна логически возможная ситуация, в которой посылки истинны, а заключение оказалось ложным.
Проиллюстрируем введенные определения на примерах конкретных дедуктивных рассуждений. Требуется установить, являются ли следующие рассуждения логически корректными:
1. Если я поступил в университет, значит, я окончил среднюю школу. Я поступил в университет. Следовательно, я окончил среднюю школу. Структура рассуждения имеет вид (А—»В), А=>В.
2. Если я поступил в университет, значит, я окончил среднюю школу. Я окончил среднюю школу. Следовательно, я поступил в университет. Структура рассуждения имеет вид (А—>В), В=>А.
3. Если я окончил среднюю школу, значит, я поступил в университет. Я окончил среднюю школу. Следовательно, я поступил в университет. Структура рассуждения имеет вид (В—»А), В=>А.
Построим для каждой структуры рассуждений таблицы истинности.
(А | -»в] | 1, в => | А | (в | -а), | в =» | А |
(а ->. в), а ^ в ill
10 1
В соответствии с введенными определениями понятий логической корректности рассуждения и логического следования заключения из посылок по таблицам истинности установим отношения следования.
В рассуждении №1 условие истинности обеих посылок выполняется лишь для первой строки, то есть для первой логически возможной ситуации. При этом заключение оказывается также истинным. По определению логического следствия это означает, что заключение данного рассуждения логически следует из посылок. А по определению логической корректности, в свою очередь, следует признать, что рассуждение №1 является логически корректным.
В рассуждении №2 условие истинности обеих посылок выполняется для первой и третьей логически возможных ситуаций. В первой строке заключение также истинно, но в третьей оно оказывается ложным. Это нарушает определение логического следствия, поэтому рассуждение №2 не является логически корректным.
В рассуждении №3 условие истинности обеих посылок выполняется опять же лишь для первой логически возможной ситуации. Заключение при этом также оказывается истинным. Значит, заключение логически следует из посылок, а,рассуждение №3 в целом является логически корректным. Здесь обычно появляются вопросы и недоумения: ведь ясно, что первая посылка рассуждения №3 содержательно ложна. Поэтому принять данное рассуждение — значит войти в противоречие с собственными содержательными интуициями. Действительно, рассуждение №3 противоинтуитивно и принять его нельзя, но не по логическим основаниям. С логической точки зрения оно корректно, так как выполняет определение логического следствия. С точки же зрения содержательного анализа оно не надежно, так как одна из его посылок ложна. Однако
установление истинности посылок рассуждения не является предметом логического исследования. В логической теории рассуждений проверяется лишь факт истинности заключения, если допустить, что посылки при этом истинны. Поэтому следует различать понятия логической корректности и надежности рассуждения.
Рассуждение называется надежным, если и только если оно логически корректно и его посылки истинны.
Логическую корректность рассуждения можно проверить методом сокращенных истинностных таблиц, размышляя от противного. Допустим, что рассуждение не корректно, то есть в нем заключение не следует из посылок. По определению логического следствия допущение означает, что существует по крайней мере одна логически возможная ситуация, в которой посылки истинны, а заключение ложно. Если при сделанном допущении можно реконструировать такую ситуацию без противоречия в распределении истинностных значений, значит, заключение не следует из посылок, а рассуждение в целом не корректно. Если же допущение влечет противоречие, значит, оно сделано неверно, то есть заключение не может быть ложным при условии истинности посылок. Таким образом, заключение истинно при истинности посылок и логически следует из них, а рассуждение в целом является логически корректным. Объясним метод на примере.
Пример. Проверьте логическую корректность следующего рассуждения: «Неправда, что я хорошо сдам экзамен по логике, но на меня не обратят внимание девушки (юноши). Если я не буду заниматься спортом, то на меня перестанут обращать внимание девушки (юноши). Либо я выиграю ближайшее соревнование, либо вообще брошу спорт. Следовательно, если я хорошо сдам экзамен по логике, то и выиграю ближайшее спортивное соревнование».
Решение. Допустим, что данное рассуждение не корректно и заключение в нем не следует из посылок, то есть заключение может быть ложным при условии истинности посылок. Для сделанного допущения построим таблицу истинности, предварительно представив рассуждение в формулах языка классической логики высказываний.
а л -,в), (~,с -> -,в), (d v -пС) => (а -> в) | |||||
~,(а л -,в)], 1 | _,с -»-,в | , 1 | D v -,С] => 0 [А -* d] Допущение | ||
^Ал-л)1. 1 | _,с ^-,в | , 1 | d v -,с] => 1 [а], о \d] \-> | ||
Ал-JS], 1 | _,с -» -,в | , 1 | d v -,cl => 1 [а], о [d! [-, | ||
-,Bl, 1 | -,с-*-,в | , 1 | D v -,С] => 0 [d] [л | ||
-&], 1 |
t
-iC -> -.В | -,с] [v | |||
-В], 1 | ||||
в], о [в] h |
Сокращенная запись решения имеет следующий вид:
-{а л -,в), (-,с -»-в), (d v -л) => (а -» d)
11001 10 110 0110 100
В процессе построения таблицы истинности пришли к противоречию. Следовательно, допущение сделано неверно, то есть заключение рассуждения не может быть ложным при условии истинности посылок ни в одной логически возможной ситуации. Значит, заключение истинно при условии истинности посылок в каждой логически возможной ситуации. По определению понятия логического следствия это означает, что заключение логически следует из заданных посылок. В свою очередь, по определению понятия логической корректности это влечет логическую корректность рассматриваемого рассуждения.
Упражнения
4.1. Проверьте логическую корректность следующих рассуждений, предварительно представив их в формулах языка логики высказываний.
1. Если я отлично сдам вступительные экзамены, то поступлю в институт. Я не поступил в институт. Следовательно, я не сдал отлично вступительные экзамены.
2. Если я не поступил в университет, значит, плохо сдал вступительные экзамены. Я поступил в университет. Следовательно, я хорошо сдал вступительные экзамены.
3. Я сдам экзамен по логике, если и только если научусь решать задачи и мне немного повезет. Значит, если я так и не научусь решать задачи или мне не повезет, то я провалю экзамен.
4. Либо я не пойду на дискотеку, либо лягу спать поздно. Невозможно лечь спать поздно, а встать рано. Если я не встану утром рано, то опоздаю на занятия по логике. Следовательно, я не пойду на дискотеку или опоздаю на занятия по логике.
4.2. Проверьте логическую корректность следующих рассуждений, подобрав подходящий пример перевода формул на естественный язык:
1. -iA->B,-iA->-iB=» A.
2. A-»C,B->C,AvB=>C.
3. ^AvB,^(BA^C),-iD->-iC,Ev-iD=>-iE->-iA.
4. -iB -» -iА, С v -iB, -i(-iD а С), D -> E => -(А д -iE).
5. -i
4.3. В Древней Греции судебный спор часто решался по логическим основаниям. Чтобы снять обвинение, достаточно было доказать свою невиновность, независимо от того, совершил ли в действительности доказывающий преступление или нет. Однажды, устав от допроса трех обвиняемых в краже и запутавшись в противоречивых показаниях этих хитрецов, судья решил положиться на волю Богов и Логики, что, впрочем, одно и то же. «Я знаю, что кражу совершили двое из вас, но не знаю, кто именно. Каждому я скажу, что думаю, или считаю нужным сказать относительно виновности двух других, но не о его виновности. О своем мнении относительно вины каждого из вас я сообщу двум другим одно и то же. Кто первый угадает, что я сказал о нем, тот будет признан невиновным, а остальные двое — осуждены». С этими словами судья прошептал на ухо каждому из трех: «Думаю, что они оба не виновны». Немного подумав, один из обвиняемых все же угадал: «Вы сообщили двум другим, что я не
виновен».
Воспроизведите рассуждения счастливца.
4.2. Дедуктивная система натурального вывода
Существуют различные, но эквивалентные между собой формы построения логической теории рассуждения. Наиболее удобной из них является система натурального вывода, содержащая только правила логического перехода или вывода от одних формул языка классической логики высказываний к другим. Само название указывает на то, что выводы в данной системе близки к естественным формам практического рассуждения. Это значительно облегчает проверку логической корректности рассуждений и поиск методов такой проверки. Кроме того, система натурального вывода более удобна в методологии гуманитарных наук — юриспруденции, эстетики, этики, язык которых содержит нормативные и оценочные суждения, не имеющие истинностной интерпретации. Понятие логического следствия, определенное в терминах истинности, — заключение логически следует из посылок, если оно истинно при условии истинности посылок — не «работает» в языке с нормативными и оценочными суждениями. Действительно, в каком смысле это определение применимо для проверки корректности, скажем, рассуждения: «Если хочешь быть опрятным, должен бриться по утрам. Хочу быть опрятным. Следовательно,
должен бриться утром»? Ведь заключение рассуждения не является ни истинным, ни ложным, а представляет собой норму.
В системе натурального вывода понятие логического следствия определяется без использования понятия истинности. Заключение в рассуждении логически следует из посылок, если и только если оно выводимо из заданных посылок по определенным для системы логическим правилам. Выводом в натуральной системе будем называть последовательность формул языка классической логики высказываний, каждая из которых является либо посылкой, либо формулой, полученной из предшествующих в последовательности формул по определенным в системе логическим правилам. Последняя формула последовательности вывода называется выводимой формулой или заключением вывода.
Логические правила вывода контролируют две формы оперирования логическими связками языка в исследовании информации. В процессе анализа информация расчленяется на составные части удалением из нее логических связок; в процессе синтеза, наоборот, разрозненная информация объединяется в целое введением в нее соединяющих логических связок. Итак, различают правила введения и удаления. Основные правила логического вывода:
[УО] -т-iA => А [ВО] А => В, А. -» -,В
-iA
[УК] А л В => А; АлВ => В [вк]А,В=>АлВ
[УД] А => С, В => С, A vB => С [ВД]Л => A vB;B => A vB
[уи] А -> В, А => В [ВИ] Г, А^ => В, где Г - формулы
Г => А —» В, вывода
Правило введения отрицания [ВО] называют также правилом сведения к противоречию — или правилом рассуждения от противного. Оно утверждает, что для обоснования выводимости некоторой формулы, например —iA, достаточно ввести в вывод в качестве дополнительной посылки косвенного допущения (п.к.д.) ее отрицание, то есть А, и показать, что сделанное допущение влечет противоречие: В и -iB.
А -» В, -JB | => — ,Л Правило «модус толленс» | [МТ] | |
1. | А -> В | посылка | |
2. | ~,В | посылка | |
3. | -,-,А | п.к.д. | |
4. | А | (3), УО | |
5. | В | (1,4), УИ | |
(1), (5) — противоречие. |
Правило удаления дизъюнкции [УД] называют также правилом рассуждения по случаям. Оно утверждает, что для обоснования выводимости формулы иэ посылок, содержащих дизъюнкцию, т.е. AvB=>C, достаточно доказать два случая: когда в качестве посылки используется один дизъюнктор, т.е. А=>С, и когда посылкой является другой дизъюнктор, т.е. В=»С.
A v В, -.В => А Правило «модус толлендо поненс» [МТП] | ||||
1. | 1. А 2. -,1 3. -,j (1>, (3) | посылка 3 посылка V п.к.д. — противоречие. | 2. 1. В 2. -,В 3. ^А (1), (2) — | посылка посылка П.К.Д. противоречие. |
Правило удаления импликации [УИ] называют также правилом «модус поненс» [МП].
Правило введения импликации [ВИ] называют также принципом дедукции [ПД]. Оно утверждает, что для обоснования выводимости формулы, имеющей импликативную структуру, т.е. Г=>А-»В, достаточно построить вывод ее консеквента, в котором антецедент импликативной формулы фигурирует в качестве посылки, т.е. Г, А
А-»В,В-»С=>А-»С Правило силлогизма [ПС]
А -> В, В -> С, А => С по правилу [ВИ] [ПД]
1. А -» В посылка
2. В -» С посылка
3. А посылка
4. В (1,3), МП [УИ]
5. С (2,4), МП [УИ]
В системе натурального вывода различают Основные и производные логические правила. Производные правила выводимы из основных и после своего логического обоснования могут использоваться в последующих рассуждениях. Таким образом, правила МТ, МТП и ПС являются производными в системе натурального вывода.
-.(а л -ж), в -» с => -,с -> -iA | ||
-i(A л -,В); В -» С, -,С => -,А | [ПД] | |
1. -(А л -,В) посылка | 5. А | (4), УО |
2. В -» С посылка | 6. -iB | (2, 3), МТ |
3. -,С посылка | 7. Ал-, | В (5, 6), ВК |
4. -т-,А п.к.д. | (Т), (7) - | противоречие. |
В натуральной системе различают прямой и косвенный вывод. Прямым выводом называется переход по логическим правилам от данной, уже полученной в выводе формулы к выводимой, то есть результирующей формуле. Косвенным выводом называется переход от данного вывода к результирующему выводу по логическим правилам. Таким образом, основные логические правила ВО, УД и ВИ являются правилами косвенного вывода. С другой стороны, построенный выше вывод А—»В, В—> С, А => С является прямым, так как в нем осуществляется переход от формулы к формуле, но не от вывода к выводу. Построение прямого вывода обычно представляет эвристические трудности, — да мы так и не рассуждаем, — поэтому косвенный вывод принципиально облегчает нахождение метода нормализации вывода.
А -» -,((В л -,c)v Т)} С -> Е => В -»• (А -> е) | |||
А -» -,((В л -,С) v d) С -» Е, В => А -» Е | [ПД] | ||
А -> -4(в л -,c)v D\ С -» Е, В, А => Е | [ПД] | ||
1. А -> -н((в / | \-,C)vD) посылка 6. -,((В A-,C)vD) (1, 4), МП | ||
2. С-»Е | посылка 7. -iC (2, 5), МТ | ||
3. В | посылка 8. В л -iC (3, 7), ВК | ||
4. А | посылка 9. (BA-,c)vD (8), ВД | ||
5. -,Е | п.к.д. (6), (9) — противоречие. | ||
Укажите применение производного и косвенного правил вывода.
Упражнения
4.4. Дайте необходимые логические обоснования для каждого шага следующего вывода:
•-А v В, -,С -> -,В, -,((С л -nD) v е) =* -,((А л -Л>) v е) 1- -,А, -,С -» -,В, -,((С л -iD) v е) =» -,((А л -,О) v е)
п- в, -,с -> -,в, Ц(с л -,d) v е) => -,((а л ^d) v e)
I. 1. -А.
2. -пС -» -.В
3. -,((с л -,»)v е)
4. •-,-i((aa-,d)ve)
5. (aa-,d)ve
6.1. Ал-^D 6.2. Е
7.1. А 7.2. (CA^D)vE.
(?) — противоречие (?) — противоречие
И. 1. В
2. -,С -> ~,В
3. -,((ca-d)ve)
4. -,-,((aa-,d)ve)
5. (aa-,d)ve
6.1. Ал^В 6.2. Е
7.1. ^D 7.2. (CA-iD)vE
8.1. С (?) — противоречие
9.1. Сл-0>
10.1. (CA-,D)vE (?)— противоречие
4.5. Установите логическую корректность следующих рассуждений методом натурального вывода. Подберите подходящие примеры перевода логических структур рассуждений на естественный язык.
2.
3.
4.
5. -iAvB,-.(BA-iC),-iCvD,D->E=>-i(A.A-iE);
6. (B a-id) -» -iA, -iB -» С, -i(C a -iD), -iD v E =» A -» E.
4.6. Задача. Ограблен склад. Подозреваются лишь А, Б или С. Известно, что С всегда «работает» без помощников. А и Б — близнецы, по характеру робки и всегда «идут на дело» с соучастником. Одного из близнецов в момент ограбления видели в другом конце города. Кто виновен? (Решите задачу и укажите логические правила вывода, используемые при ее решении.)
4.3. Индуктивные рассуждения
Дедуктивное рассуждение является доказательным. Оно всегда корректно и неоспоримо, так как обеспечивает вывод заключения из заданных посылок с логической необходимостью. Индуктивное рассуждение в большинстве случаев только правдоподобно. Его заключение следует из посылок с определенной долей вероятности и может оказаться ложным, даже если посылки рассуждения будут истинными. Но, с другой стороны, дедуктивные рассуждения сами по себе не приводят к принципиально новому знанию об изучаемой реальности. С их помощью исследуются логические связи и
отношения, складывающиеся в определенной области уже известной информации. Дедуктивная система натурального вывода хорошо иллюстрирует этот факт. Все новое, что мы узнаем о мире, связано с правдоподобными, вероятностными суждениями и рассуждениями. Дедуктивные рассуждения учат доказывать, индуктивные — догадываться. Но ведь прежде чем строго доказать некоторое утверждение, надо догадаться сначала, что данное утверждение доказуемо, то есть является общим законом определенной теории, а кроме того, догадаться о самой идее и схеме возможного доказательства. Все, что процесс доказательства соединяет с творческой интеллектуальной деятельностью, относится к обла-стг эвристики — теории правдоподобных рассуждений. Поэтому дедуктивные и индуктивные рассуждения нельзя противопоставлять. Наоборот, они взаимодополняют друг друга в процессе интеллектуальной деятельности.
Индуктивное обобщение — это логическая операция, в результате которой на основе фиксированных характеристик, общих для изученных объектов или событий определенного класса, делается вывод о принадлежности данных характеристик всему классу в целом. Например (гипотеза Гольдбаха), рассматривая последовательность равенств 10 = 3+7, 12 = 5+7, 14 = 3+11... можно сделать индуктивное обобщение: каждое четное число разложимо на сумму двух простых чисел.
В зависимости от того, сделано ли индуктивное обобщение на основе знания о принадлежности фиксированных характеристик каждому объекту изучаемого класса или только некоторому подклассу объектов данного класса, различают полную и неполную
индукцию. Гипотеза Гольдбаха представляет пример неполной индукции. Кстати, ее истинность или ложность не доказана до сих пор.
В отличие от неполной индукции, которая дает вероятностную, правдоподобную оценку индуктивного рассуждения, полная индукция является типом доказательного рассуждения, в котором заключение следует из посылок с логической необходимостью. Полное индуктивное обобщение возможно лишь для конечного класса объектов, поэтому его применение в практике научного исследования довольно ограничено. Пример полной индукции: заявление преподавателя, что класс сдал экзамен без троек, основано на индуктивном подтверждении, что ни один из учеников данного класса не получил на экзамене оценку «удовлетворительно». Правда, это совсем не означает, что класс сдал экзамен без двоек!
Строгая (математическая) индукция — тип индуктивного обобщения, в результате которого на основании фиксированных характеристик, общих для изучаемых объектов бесконечного класса, делается доказательный, то есть логически необходимый вывод о принадлежности данных характеристик всему бесконечному классу в целом. Пусть К = <а, Ь, ..., i, j, ..., n, ...> — упорядоченная последовательность бесконечного класса объектов и Р — фиксированная характеристика. Тогда строгое индуктивное обобщение осуществляется по следующей схеме: Известно, что а обладает характеристикой Р.
Если \ обладает Р, то следующий за ним в ряду] обладает Р.
Следовательно, класс К обладает характеристикой Р.
Строгая индукция широко применяется в качестве метода логического доказательства в точных науках, так как обычно приводит к принципиально новым теоретическим результатам. Однако этот тип индуктивного рассуждения полезен и в других сферах интеллектуальной практики. Его смысл заключается в том, что изучаемые объекты упорядочиваются предварительно в определенной последовательности. Далее устанавливается, что первый объект ряда обладает фиксированным свойством. Кроме того, доказывается, что если произвольный объект порядка обладает данным свойством, то им обладает и следующий в ряду объект. Достаточно очевидно, что отсюда с логической необходимостью следует заключение о принадлежности фиксированного свойства каждому объекту данного класса и самому классу в целом.
Энумеративная индукция (индукция по перечислению) — это логическая экстраполяция выводов о характеристиках изученного ряда объектов на последующие в ряду объекты. Например, дана упорядоченная последовательность натуральных чисел 2, 4, 8, 16, 32... Надо определить в заданном ряду число, следующее после 32. Заметим, что данная последовательность чисел упорядочена соотношением n = 2m, где л. — число в ряду, т — место данного числа в порядке последовательности. Итак, следующее за числом 32 искомое число п = 26 = 64.
Элиминативная индукция (индукция по исключению) — это логическая операция, в результате которой из определенного класса изучаемых объектов выделяется объект либо подкласс объектов, либо упорядоченная последовательность объектов из подкласса на основании фиксированных характеристик методом исключения объектов заданного класса, не
обладающих такими характеристиками. Хорошим примером рассуждения по элиминативной индукции является распространенная игра. Допустим, я загадал имя человека, хорошо известного аудитории. Мне можно задать, скажем, семь любых вопросов, на которые я отвечу «да» или «нет». После этого требуется назвать задуманное имя. Обычно задание аудиторией выполняется успешно. Другой пример. Следует решить анаграмму и упорядочить полученные слова в последовательность по выбранной характеристике, исключив лишние:
НОРЛЕТИПЕМОТ ТИНСЕТАРМ МОРКЕТИЛ
ТМОРОМЕН ЛЕТИРМИМ.
Задание решите самостоятельно. Объясните, какие индуктивные рассуждения применялись при решении анаграммы.
В индуктивных рассуждениях устанавливается логическая связь между индуктивными подтверждениями (посылками) Ах,..., Ап и индуктивным предположением (заключением) Т, которую можно выразить в записи: Ах,..., Ап=> Т, где => — знак индуктивного следования. Индуктивное и дедуктивное следование находятся в отношении обратной связи: если aj, ..., ап=ф Т, то T=>At, ..., Т=»Ап. Эта связь наиболее очевидна для обобщающей индукции. Действительно, из гипотетического предположения Гольдбаха о том, что любое четное число разлагается на сумму двух простых чисел, дедуктивно следует утверждение, что, скажем, число 20 разлагается на сумму двух простых чисел (20 = 13 + 7). Но данное дедуктивное следствие является в то же время индуктивным подтверждением рассматриваемой гипотезы. Таким образом, логический контроль за индуктивными рассуждениями сводится к подтверждению либо
опровержению дедуктивных следствий, вытекающих из сделанного индуктивного предположения. Проверка корректности индуктивного рассуждения основывается на двух схемах рассуждений, одна из которых является доказательной и служит для опровержения индуктивного предположения, а другая — эвристической, подтверждающей правдоподобность сделанного индуктивного предположения.
Доказательная схема Эвристическая схема
опровержения подтверждения
Т=>А Т=>А
А ложно А истинно
Т ложно Т более правдоподобно
Различие между доказательной и эвристической схемами контроля за индуктивными рассуждениями заключается в степени логической достоверности операций опровержения и подтверждения. Если подтверждение А предположения Т оказывается в ходе проверки ложным, то следует ложность и опровержимость индуктивного предположения Т. Если же подтверждение А истинно, то данный факт влечет не истинность или доказанность предположения Т, а лишь его большую правдоподобность. (Ученые говорят, что Истина заявляет «нет» во весь голос, а «да» — только шепотом.) Чем больше дедуктивных следствий из индуктивного предположения оказались подтвержденными, тем более правдоподобным является само предположение. Но достаточно хотя бы одного опровергнутого следствия, чтобы опровергнуть индуктивное предположение в целом. Эвристическая схема подтверждения называется основной схемой индуктивного вывода.