Методика выполнения курсовой работы

Методические рекомендации

По выполнению курсовых работ

для студентов направления подготовки

033000.62 Культурология

Киров

ББК 72.65я73+71.0р30

М 54

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Вятского государственного гуманитарного университета

Составитель: Голенок М.П., канд. культурологии, доцент кафедры культурологии и рекламы

Рецензент – П.В. Попова, канд. пед. наук, доцент кафедры культурологии и рекламы

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ для студентов направления подготовки 033000.62 Культурология [Текст] / сост. М.П. Голенок. – Киров: изд-во ВятГГУ, 2012. – 20 с.

Методические рекомендации предназначены для студентов направления подготовки 033000.62 Культурология с целью оптимизации их самостоятельной учебной деятельности.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры культурологии и рекламы ВятГГУ и рекомендованы к изданию 31 августа 2012 г., протокол № 1.

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2012

© Голенок М.П.

Оглавление

Введение __________________________________________________ 4

Структура и содержание курсовой работы ______________________ 5

Методика выполнения курсовой работы ________________________6

Требования к оформлению курсовой работы ____________________ 10

Подготовка и процедура защиты курсовой работы ________________11

Критерии оценивания курсовой работы _________________________12

Приложения ________________________________________________15

Введение

Методические рекомендации подготовлены в соответствии с нормативными документами по организации учебного процесса в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет». Данные рекомендации являются пособием для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000.62 Культурология. В соответствии с учебным планом студенты выполняют курсовые работы по дисциплинам «История культуры», «Методы изучения культуры».

Курсовая работа – это работа, выполняемая в процессе обучения и имеющая целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных задач, привить навыки исследовательской работы и обоснования принимаемых решений. При написании курсовой работы обычно стремятся к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы при подготовке выпускной квалификационной работы.

Курсовая работа является самостоятельным исследованием студента, предполагающим углубленное изучение источников, их анализ, сопоставление различных точек зрения с опорой на изучение и анализ практического опыта в области культурологии.

Курсовая работа по истории культуры – развернутая научная работа на выбранную тему, опирающаяся на изучение памятников культуры конкретных исторических эпох, стран и регионов, дающая их анализ, оценку, сопоставление различных точек зрения, которые позволяют по-новому интерпретировать выбранный текст культуры.

Курсовая работа по методам изучения культуры – развернутая научная работа, посвященная проблемам теории и методологии культуры и опирающаяся на изучение теоретических положений, выработанных культурологическим знанием. Курсовая работа направлена на истолкование, оценку и сопоставление культурологических теорий.

Цель и задачи курсовой работы:

– более глубокое освоение проблематики изучаемого курса;

– развитие и закрепление навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых проблем;

– систематизация теоретических и практических знаний по культурологии, применение этих знаний при решении конкретных научно-исследовательских задач.

Тематика курсовых работ разрабатывается и утверждается выпускающей кафедрой. Студенту предоставляется право выбора темы курсовой работы; он может также предложить свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Закрепление темы за студентом производится с учетом его научных склонностей и интересов.

Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя, который назначается кафедрой из числа профессорско-преподавательского состава университета. Научный руководитель помогает студенту уяснить цели и задачи исследования, рекомендует литературу для изучения, дает указания по организации и проведению исследования, осуществляет контроль за выполнением работы.

Структура и содержание курсовой работы

Структура курсовой работы должна включать:

– титульный лист;

– оглавление;

– введение;

– основная часть (2-3 главы);

– заключение;

– примечания (если выносятся отдельным списком);

– список использованной литературы (не менее 20 источников);

– приложения (в случае их необходимости).

Курсовая работа открывается Титульным листом (см. Приложение 1), на котором необходимо указать:

– наименование учебного заведения, факультета и кафедры;

– наименование темы и год выполнения;

– фамилию, имя, отчество исполнителя курсовой работы;

– факультет, курс, группу;

– фамилию, имя, отчество, ученую степень, звание научного руководителя.

В Оглавлении (см. Приложение 2) указывается наименование глав, которые должны включать не менее 2 параграфов, а также Введение, Заключение, Примечания, Список литературы и Приложения.

Во Введении (см. Приложение 3) требуется отражение следующих позиций:

– актуальность темы предполагает дать ответ на вопросы: «Зачем изучается выбранная тема, почему она важна и актуальна для вашей деятельности?». Необходимо показать степень изученности темы в литературе, её значимость в практической деятельности учреждений культуры. Обоснование актуальности разработки избранной темы подтверждается ссылками на авторитетные источники, энциклопедии, словари, постановления законодательных и исполнительных органов власти РФ и т.д.;

– определение объекта исследования и предмета исследования. Чаще всего, объектом исследования является конкретный памятник культуры, теоретическая работа, личность, образовательное или культурное учреждение и др. Предмет исследования – определенная проблема, связанная с изучением объекта исследования – раскрывает, какие стороны, свойства выбранного объекта изучаются.

– четкая формулировка целей (то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы над темой) и задач (конкретизируют цель исследования, то, что необходимо сделать для достижения цели);

– проводится обзор имеющейся литературы по теме исследования (не менее 5 источников);

– указываются базовые методы исследования (способы решения поставленных задач);

– определяются области теоретического и практического применения результатов исследования.

В Основной части проводится анализ имеющейся литературы по теме курсовой работы, классификация данного материала с приведением суждений автора курсовой работы о содержании и значимости анализируемых источников. Определяются области эффективного применения рассматриваемых методов, технологий, приемов применительно к теме исследования курсовой работы. Студент приводит примеры использований теоретических материалов в конкретной работе учреждений культуры и образования. Подводит итоги по каждой из глав курсовой работы.

В Заключении излагаются краткие выводы, полученные в результате исследования и возможные перспективы дальнейшего изучения проблемы. При этом желательно, чтобы в заключении были четко обозначены решения задач, поставленных во введении. Объем заключения, как правило, составляет 1-2 страницы.

В Примечаниях[1] указываются ссылки на использованные источники для аргументации положений, предлагаемых автором курсовой работы.

Список литературы представляет перечень источников, пронумерованный по алфавиту, по каждому из которых необходимо указать: авторов или составителей, название работы, место издания, год издания и объем в страницах.

Приложение (их может быть несколько, общим объемом не более 20 страниц) – это вспомогательный или справочный материал небольшого объема, который имеет непосредственное отношение к курсовой работе. В приложениях могут приводиться таблицы показателей, должностные инструкции, иллюстрации и др. В приложении можно представить глоссарий (словарь) используемых терминов.

Методика выполнения курсовой работы

Выполнение курсовой работы предусматривает ряд этапов.

Этап. Выбор темы

Написание курсовой работы предполагает получение более глубоких знаний в области изучаемой дисциплины, которые могут быть востребованы в практической деятельности. Поэтому тема курсовой работы должна быть актуальной и практически значимой.

Этап. Подбор и изучение литературы, составление плана курсовой работы

Этот этап предполагает изучение литературы по теме и составление списка источников, на базе которого состоится исследование избранной темы. Важнейшая задача данного этапа – «погружение» в научную проблему. Студент должен изучить основные книги, статьи по избранной теме, сайты в Интернете, опубликованные справочные материалы, архивные источники (при необходимости). Работу необходимо начинать с изучения литературы, раскрывающей теоретические аспекты проблемы (словари, энциклопедии, монографии).

Студент должен самостоятельно сделать отбор необходимой литературы, составить библиографический список, последовательно и внимательно его изучить, законспектировав наиболее важную информацию. В процессе подбора и изучения источников студент должен вести записи, которые могут быть сделаны в виде выписок или конспектов. Выписки из текста делают обычно дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные, весомые высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в курсовой работе. После каждой цитаты, взятой из какого-либо научного источника, необходимо давать ссылки на автора с указанием названия этого произведения. При конспектировании следует записывать выходные (библиографические) данные изучаемой работы: автора(-ов), название, место и год издания, количество страниц в книге, а также номер той страницы, материалы которой цитируются. Этот этап работы заканчивается предложением плана (оглавления) курсовой работы.

План курсовой работы представляет собой составленный в определенном порядке перечень глав, параграфов, пунктов, которые будут представлены в работе. Правильно составленный план работы помогает систематизировать материал, обеспечивает последовательность его изложения. План работы согласовывается с научным руководителем. Напомним, что план должен включать введение, основную часть (2-3 главы), заключение, примечания, список литературы, приложения.

Наши рекомендации