Методы научного познания. Объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.

Научное исследование, его сущность и особенности.

Научное исследование — это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.

Научная деятельность – специфичный вид трудовой деятельности, направленной на получение нового существующего научного знания.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

кандидатская диссертация

- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;

- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;

- характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;

- ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Объектом научно-теоретического исследования выступают не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.

Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.

Основные средства научно-теоретического исследования:

- совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;

- совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.

- докторская диссертация

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.

Методы научного познания. Анализ и синтез.

Анализ – метод, основанный на разделении изученного объекта на отдельные составные части и изучении по частям.

Синтез – обратный метод, основан на формировании представлений об объекте в целом на основе известных данных о составных частях.

Методы научного познания. Индукция и дедукция.

Индукция – умозаключение, позволяющее сформулировать гипотезу на основе имеющихся фактов.

Дедукция – метод формулирования вывода из цепи умозаключений, связанных отношением логического исследования.

Методы научного познания. Аналогия, абстрагирование, конкретизация.

Аналогия – метод научного познания, позволяющий получить знание об одних системах, предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Аналогия наиболее распространенный метод формирования научных гипотез, построения людей.

Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении существенных свойств и связей предмета, явления и отвлечении от других частных свойств и связей.

Конкретизация – метод научного познания, с помощью которого выделяются существенные свойства, признаки, связи объекта, с приданием им вполне точного, вещественно определенного смысла (содержания).

Методы научного познания. Моделирование. Виды моделей.

Моделирование – метод научного познания, основанный на замене исследуемого (изучаемого) объекта его специально созданным аналогом моделью и получение на нем характеристик оригинала.

Виды моделей:

= идеальные (абстрактные):

- мысленные

- логические

- математические

- аналоговые

= реальные (предметные):

- физические

- натурные

- вещественные

Методы научного познания. Объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.

Объяснение - метод научного познания, состоящий в раскрытии изучаемого объекта через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.

Формализация – отображение объекта, процесса, явления в форме какого-либо искусственного языка (в знаковой форме математики, физики, химии), с помощью которого производится изучение их свойств.

Наблюдение – метод исследования объекта в условиях его реального существования в природе, обществе, основанный на непосредственном восприятии человеком его свойств, признаков.

Эксперимент – метод научного познания, при котором объект, явление исследуется в определенных, заранее оговоренных (или заданных) условиях, наблюдать за объектом и управлять его поведением. Эксперименты:

- мысленные

- производственные

- лабораторные

7. Диалектика научного познания. Элементы методологии научного творчества: творчество, интуиция, логика, мотивация.

Диалектика рассматривает процесс познания в единстве с материальным миром. Поскольку последний постоянно изменяется, находится в движении, то и наука не стоит на месте, постоянно приближаясь к объекту исследования. Диалектический подход к познанию основывается на законах единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество отрицания отрицаний.

Творчество – деятельность, порождающая нечто принципиально новое, неповторимое, оригинальное, уникальное.

Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Логика – наука о способах доказательств и опровержений, о способах рассуждений, которые от истинных суждений посылок приводят к истинным суждениям – следствиям.

Мотивация – побудительные причины научного исследования, стимулы познания.

Наши рекомендации