Методы научного познания. Объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.
Научное исследование, его сущность и особенности.
Научное исследование — это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научная деятельность – специфичный вид трудовой деятельности, направленной на получение нового существующего научного знания.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:
кандидатская диссертация
- это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
- это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
- характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты;
- ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Объектом научно-теоретического исследования выступают не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.
Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.
Основные средства научно-теоретического исследования:
- совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему;
- совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.
- докторская диссертация
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т. д.) и лишь затем, после их всесторонней оценки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в снятом, обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Методы научного познания. Анализ и синтез.
Анализ – метод, основанный на разделении изученного объекта на отдельные составные части и изучении по частям.
Синтез – обратный метод, основан на формировании представлений об объекте в целом на основе известных данных о составных частях.
Методы научного познания. Индукция и дедукция.
Индукция – умозаключение, позволяющее сформулировать гипотезу на основе имеющихся фактов.
Дедукция – метод формулирования вывода из цепи умозаключений, связанных отношением логического исследования.
Методы научного познания. Аналогия, абстрагирование, конкретизация.
Аналогия – метод научного познания, позволяющий получить знание об одних системах, предметах или явлениях на основании их сходства с другими. Аналогия наиболее распространенный метод формирования научных гипотез, построения людей.
Абстрагирование – метод научного познания, заключающийся в мысленном выделении существенных свойств и связей предмета, явления и отвлечении от других частных свойств и связей.
Конкретизация – метод научного познания, с помощью которого выделяются существенные свойства, признаки, связи объекта, с приданием им вполне точного, вещественно определенного смысла (содержания).
Методы научного познания. Моделирование. Виды моделей.
Моделирование – метод научного познания, основанный на замене исследуемого (изучаемого) объекта его специально созданным аналогом моделью и получение на нем характеристик оригинала.
Виды моделей:
= идеальные (абстрактные):
- мысленные
- логические
- математические
- аналоговые
= реальные (предметные):
- физические
- натурные
- вещественные
Методы научного познания. Объяснение, формализация, наблюдение, эксперимент.
Объяснение - метод научного познания, состоящий в раскрытии изучаемого объекта через постижение определенного закона, которому подчиняется данный объект.
Формализация – отображение объекта, процесса, явления в форме какого-либо искусственного языка (в знаковой форме математики, физики, химии), с помощью которого производится изучение их свойств.
Наблюдение – метод исследования объекта в условиях его реального существования в природе, обществе, основанный на непосредственном восприятии человеком его свойств, признаков.
Эксперимент – метод научного познания, при котором объект, явление исследуется в определенных, заранее оговоренных (или заданных) условиях, наблюдать за объектом и управлять его поведением. Эксперименты:
- мысленные
- производственные
- лабораторные
7. Диалектика научного познания. Элементы методологии научного творчества: творчество, интуиция, логика, мотивация.
Диалектика рассматривает процесс познания в единстве с материальным миром. Поскольку последний постоянно изменяется, находится в движении, то и наука не стоит на месте, постоянно приближаясь к объекту исследования. Диалектический подход к познанию основывается на законах единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество отрицания отрицаний.
Творчество – деятельность, порождающая нечто принципиально новое, неповторимое, оригинальное, уникальное.
Интуиция – способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Логика – наука о способах доказательств и опровержений, о способах рассуждений, которые от истинных суждений посылок приводят к истинным суждениям – следствиям.
Мотивация – побудительные причины научного исследования, стимулы познания.