Тема 1. МЕТОДЫ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

Тема 1. Методы микроскопического исследования микроорганизмов 6

Занятие 1. Приготовление микроскопических препаратов. Работа с иммер­сионным объективом 6

Тема 2. Морфология бактериальных клеток 9

Занятие 2. Основные формы бактерий. Шаровидные и палочковидные бак­терии, извитые и нитчатые 9

Занятие 3 Запасные клеточные включения. Споры 15

Занятие 4. Методы дифференцированной окраски клеток бактерий. Обна­ружение капсул 19

Тема 3. Анализ микрофлоры воздуха, воды и почвы 22

Занятие 5. Микробиологический анализ сред: воздуха - методом осаждения,

воды и почвы - методом разбавления 22

Тема 4. Превращения безазотистых органических веществ под влиянием

микроорганизмов 29

Занятие 6. Выращивание культур микроорганизмов, вызывающих брожение

и неполное окисление субстрата 29

Занятие 7. Знакомство с микроорганизмами, вызывающими брожение 32

Тема 5. Микробиологические процессы превращения азотистых веществ ... 42

Занятие 8. Выращивание микроорганизмов, участвующих в круговороте

азота 42

Занятие 9. Изучение бактерий, участвующих в превращениях соединений

азота 47

Тема 6. Фитопатогенные микроорганизмы 50

Занятие 10. Знакомство с некоторыми микроорганизмами-возбудителями

болезней растений 50

Тема 7. Полезные микроорганизмы 57

Занятие 11. Методы изучения антагонизма у микроорганизмов 57

Занятие 12. Микробиологический метод защиты растений 60

Тема 8 Основы иммунологии 63

Занятие 13. Изучение некоторых иммунологических реакций 63

Приложения 71

Приложение 1. Приготовление наиболее употребительных красок и реактивов. . 71

Приложение 2. Работа с микроскопическими препаратами 73

Приложение 3. Способы стерилизации питательных сред, посуды и других ла­бораторных материалов 74

Приложение 4. Список латинских названий микроорганизмов 75

Список использованной литературы 78

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие служит дополнением к лекционному курсу «Микробиология с основами вирусологии» для студентов, обучающихся по классической специальности «биология» и педагогическим специально­стям «биология с дополнительной специальностью “химия”» и «биология с дополнительной специальностью “экология”», и представляет собой руко­водство к выполнению лабораторных работ, на которые рабочими про­граммами отводится 40 часов.

Пособие призвано обеспечить практическую подготовку студентов по основным темам теоретического курса, углубление и закрепление зна­ний, выработку умений и навыков культивирования микроорганизмов, их микроскопического и физиологического исследования. Предполагается подготовка студентов к проведению практических занятий с микроорга­низмами в школьном курсе биологии.

Приведенные в практикуме задания расположены в той же последо­вательности, что и соответствующий им учебный материал в программе и теоретическом лекционном курсе. Сначала идут задания по общей микро­биологии (морфологии микроорганизмов), затем по физиологическим про­цессам и частным процессам превращения безазотистых, азотсодержащих и других веществ. Завершается лабораторный курс ознакомлением с фито­патогенными и полезными микроорганизмами, а также некоторыми сведе­ниями по иммунологии. При определении очередности в изучении тем ре­шающими факторами послужили логика усложнения заданий и необходи­мость заблаговременной постановки экспериментов по выращиванию оп­ределенных групп микроорганизмов.

Материал каждого занятия излагается в определенной последова­тельности: вначале кратко дается теория, потом перечень необходимого оборудования и объектов исследования, затем конкретное задание студен­ту и последовательность его выполнения, контрольные вопросы.

Объяснение к заданию имеет цель связать материал учебника и лек­ционного курса с содержанием конкретной темы лабораторного занятия и не заменяет студенту изучения теоретического курса, которое должно предшествовать выполнению лабораторной работы.

В задании определены объекты исследования и методы, при помощи которых студент может выполнить заданный объем работы. Вследствие дефицита времени, сжатости курса и длительности выращивания некото­рых микроорганизмов часть работы выполняется сотрудниками кафедры, но методика работы кратко излагается. В конце каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля, при помощи которых студенты могут опреде­лить степень своей подготовки.

Выполнение конкретных индивидуальных заданий контролируется преподавателем в течение занятия по мере их выполнения. Лучшие препа­раты рекомендуется просмотреть всем, а нетипичные с помощью преподавателя анализируются и исследуются для выяснения причин, вызвавших отклонение от нормы.

Результаты экспериментов и микроскопирования препаратов зано­сятся в рабочую тетрадь каждым студентом, объекты зарисовываются в укрупненном масштабе, делаются необходимые пояснительные подписи (объекты именуются по-латыни), подводятся итоги занятия. Рабочая тет­радь служит основным источником практической подготовки студента к зачету или экзамену.

Тема 1. МЕТОДЫ МИКРОСКОПИЧЕСКОГО

Наши рекомендации