Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты.
Первая диада: интуитивно-логический экстраверт – сенсорно-этический интроверт
Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот), как и все другие экстраверты, не любит внимания со стороны других лиц, которое превышает его собственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых, которые кажутся ему неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но, как правило, уступает, а не наступает. Является исключительно плохим тактиком. Не только не умеет устанавливать с людьми нужное ему расстояние, но и не соображает, каким оно должно быть. Не умеет сердиться, упрямиться, отстаивать свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ради какого-то нового, сложного и стоящего, интересного дела, что является его страстью, а ради чьих-то личных, «эгоистических» интересов, старается прямо рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.
Уступок и услуг делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда делает за других, уступкой не считает. «За других» не есть «для других». Чувства для него – табу, от них нужно бежать. Должен быть уверенным, что любой поступок есть результат логического объективного, а не субъективного этического мышления.
Интуитивно-логический экстраверт видит объективные возможности партнера, но не его чувства. Является исключительно чутким там, где неосторожность может ослабить жизненную активность другого человека. Любит упрямых, очень хорошо знающих, чего они хотят, и вместе с тем веселых, теплых, спокойных сенсорных интровертов. Он человек слова, выполняющий все, что пообещал, даже если это оказывается невыгодным. Его страсть – забота о создании условий для жизненной активности других. Поддерживает активность всех людей, поддерживает, руководствуясь своеобразным чувством объективного долга, а не эмоциями. Апелляция на чувство долга, как и ни любое другое чувство, выбивает из равновесия, заставляет ощетиниваться и восставать. Отношения с ними портятся сразу после намека на необходимость выполнять долг, хотя до этого времени они могли делать гораздо больше, чем это сообразуется со здравым смыслом и нормальной практичностью. Интуитивно-логический экстраверт никогда никого не упрекает. Упрекнуть – это значит признаться в чувстве, а это выше его сил. Ему кажется, что у человека нет права на упреки. Упреков со стороны боится, как и любых других признаков агрессивности, столкнувшись с которыми, приходит в ярость. Он и так уж употребляет слишком много энергии для подавления чувств. На вызов, т. е. на любой упрек, чаще всего отвечает так: «Если так, то, значит, я здесь не нужен», и уходит, хлопнув дверью. Но этих бесконтрольных состояний боится, старается избежать. Одной из причин своеобразного желания перестараться в любой деятельности является желание избежать случайных намеков на долг, а тем самым и потери контроля над своими взаимоотношениями с людьми.
В эротических чувствах очень сдержан. Положение осложняется экстраверсией, которая не позволяет поддаваться воле и инициативе другого. Засекреченные чувства созревают трудно. Долго сомневается, сравнивает, обдумывает. Иногда нужны год или два лишь для того, чтобы самому себе, не сомневаясь, сказать «люблю». Еще тяжелее это показать другому, поэтому, если только можно, от чувства стараются избавиться, чтобы в глазах другого не показаться смешным, слабым, зависимым и ничтожным. В чувствах партнера и его эмоциональных установках совершенно не разбирается. Допустив, после того как себе объяснит, что чувство – продукт собственного воображения, из памяти всплывает множество доказательств симпатии любимого. Но только этому обрадуется и решит, что с собой бороться глупо, как память обеспечивает таким же количеством доказательств противоположного толка. Любовь – неподвластный, бушующий в психике ураган. Сплошной бред, когда ничем другим невозможно заниматься и ни о чем другом невозможно думать. Это один из самых опасных видов платонической любви. На разговор о чувствах решаются только когда понимают, что они переросли в хроническую болезнь, от которой необходимо лечиться. Интересно, что не могут от них избавиться, пока нет уверенности (и только до тех пор, пока ее нет) в ответном чувстве. Духовное равновесие восстанавливается, как только исчезает двусмысленность, то есть когда объект определенно отказывается от его симпатий или принимает их. Интуитивно-логический экстраверт из-за любви никогда не конкурирует. Если находится лицо, которое он считает более достойным внимания друга, уступает без щемящего чувства сожаления, ведь свою жизнь старается подчинить логике. Но если объект любви через некоторое время возвращается, ничего, кроме благодарности, не чувствует. Все интуитивные экстраверты в быту рассеяны, невнимательны, им трудно ладить с окружающим миром вещей, и, если живут в одиночку, вокруг царит хаос, перед которым чувствуют себя беспомощными. Эту свою слабость знают, как и то, что другими быть не могут, поэтому их утомляет внимательность других. В партнеры полностью подходит только дружелюбный, постоянно хорошо и оптимистично настроенный сенсорно-этический интроверт (Дюма-отец).
Интуитивно-логический экстраверт не говорит ни «я тебя люблю», ни «будь моей». Он с удовольствием отрекся бы от своих чувств, как от никому другому не нужной слабости, но слишком хорошо видит, что его это губит. Поэтому его внутреннему настроению, о котором он склонен молчать, наиболее соответствуют слова «ты меня погубишь». Когда чувствует, что стоит на грани пропасти, и его личности грозит полная катастрофа, говорит «ты мне нужен» и, чтобы – прости, Г-споди – не обмануть в чем-то другого, открывает ему глаза на все свои недостатки, чтобы тот не покупал бы кота в мешке. «Мне нужно» звучит убедительно только для уха сенсорно-этического интроверта, которому своих эмоций хватает за глаза, для которого эти слова – лучшая из всех возможных оценок его личности. Для того, кому своих эмоций не хватает, эти слова прозвучали бы сухо и неубедительно, даже обидели бы.
Сенсорный интроверт является гедонистом более всех других и поэтому исключительно хорошо чувствует реальность своей физической экзистенции. Так как каждый о другом склонен судить по себе, он думает, что так чувствуют себя и другие. Поэтому очень считается с удобствами других людей, является внимательным и заботливым, когда им симпатизирует. Самое малое, что делает этот тип – не обременяет собой других. Он не может ни просить, ни требовать услуг, все потребности старается удовлетворить своими силами. То, что сенсорный интроверт так нужен интуитивному экстраверту, можно назвать особой чуткостью и тонкостью, внимательностью к физическому «Я» другого. Сохраняя мир своих ощущений, охраняет и других. Сенсорно-этический интроверт – хороший тактик. В повседневной жизни умеет отстаивать свой суверенитет, т. е. нужное ему расстояние от людей, и не испортить отношений, что как раз и не получается у интуитивно-логического экстраверта. Кроме того, сенсорный интроверт имеет свой динамический ритм повседневной жизни, которого не хватает второму, и без которого тот чувствует себя, как плющ без опоры.
Сенсорно-этический интроверт очень хорошо чувствует себя в мире чувств и эмоций. Проницателен к чувствам других. Легко различает, кто и сколько его любит и желает. Это тип художника, который оценивает жизнь во всех ее разновидностях. Любит красоту и гармонию. Творит их. Если что-нибудь делает, то делает с чувством и вкусом. На каждый объект труда смотрит как на творение искусства, которое должно восхищать других и самого себя, даже если это стряпня обеда. В любви он тоже художник. Если объект любви недостаточно внимателен, умеет сравнительно легко удалиться, заменить его другим. Эти свои желания очень хорошо знает и ответственность за них не перекладывает на другого партнера. Как раз то, что наиболее нужно интуитивно-логическому экстраверту, который сам по своей инициативе ни поверить в чувства, ни отказаться от них не умеет.
Вторая диада: интуитивно-этический экстраверт – сенсорно логический интроверт
Интуитивно-этический экстраверт (Гексли) своих чувств совершенно не стесняется, умеет желать и добиваться. Но, как и все интуитивные, старается обойти влечение. Его речи о любви и тоске пламенны, взгляды и улыбки обольстительны. Но его ласки неуверенные, осторожные, больше увлекающие, соблазняющие и спрашивающие, чем дающие и требующие. Поцелуи бесплотные, как прикосновение бабочки. Дальше этого по своей инициативе идти не может и не умеет, его влечение в отсутствие партнера становится неопределенным. Отсюда как страх попасть в зависимость от другого, так и страх показаться незнающим или грубым в ласке.
Самое большое удовольствие для всех интуитивных экстравертов, как этических, так и логических, – найти выход из положений, которые другим кажутся безвыходными. Они очень часто живут, разрешая им самим совершенно бесполезные проблемы. Для интуитивно-этического экстраверта особенно доступно решение эмоциональных ситуаций. Благодаря пониманию духовной структуры людей они знают, как сделать приятно, и не могут удержаться от этого. Поэтому пользуются исключительным успехом у лиц противоположного пола. Из-за чего – особенно принимая во внимание, что своим вниманием стараются осчастливить каждого, – довольно часто пользуются репутацией очень несерьезных людей и получают прозвище донжуана. Давно установлено, что так называемые донжуаны как будто любят женщин, пользуются у них большим успехом, и вместе с тем боятся интимности, в последний момент «разочаровываются» в своих возлюбленных. Некоторые психотерапевты объясняют это их сексуальной холодностью, другие – тем, что они в каждой женщине пытаются найти свою мать, третьи – тем, что им нужна победа лишь перед другими мужчинами, т. к. бросается в глаза, что больше внимания уделялось женщинам, имеющим мужа или хотя бы возлюбленного. Но все дело, как видно, в том, что привлечь внимание замужней – более сложная и поэтому более интересная задача.
Итак, интуитивно-этический экстраверт в своих чувствах довольно неустойчив из-за своего неспокойного нрава, который диктуется экстраверсией и умением привлечь к себе людей. В европейской культуре его сексуальная сдержанность плюс пламенность чувств исключительно импонирует женщинам. Им близка и понятна эмоциональная смелость, инициативность Дон Жуана и вместе с тем его «неопасность», которую каждая предугадывает заранее. Кроме того, в условиях двух уровней духовных культур: «высшей»-мужской и «низшей»-женской – женщине исключительно льстило внимание мужчины не к ее телу, а к духовной жизни.
Для его психики физическая идентификация – отказ от контроля над ситуацией, полное уравнение себя с партнером, сдача позиций. В результате часто бегут и от физической и от психической идентификации, но трудно отказаться от решения «сложных ситуаций».
Ему нужна упрямая, замкнутая, но по своему влечению и деловому мышлению полностью доверяющая женщина, т. е. сенсорно-логический интроверт (Габен). Если он встречает ее не слишком поздно, пока индивид еще может отказаться от своей эмоциональной власти над всеми и сексуальной свободы от всех, то кончаются странствия Дон Жуана. Тогда говорят: «И кто бы мог подумать, что он когда-нибудь станет серьезным».
Габен чувствует себя отлично как на лоне природы, так и в быту. Если ему что-то нужно, умеет сделать так, как ему нужно без советов с другими. Определенная последовательность в склонности заботиться о своих удобствах. Движения спокойные, точные, исключительно экономные. Со стороны создается впечатление, что результат их труда всегда больше затраченных усилий, как будто часть движений спрятана от глаз наблюдателя. Умение взять из окружения то, что оно может дать, не требуя того, чего нет. Всем сенсорным интровертам присуща черта не показывать на своем лице своих настоящих переживаний и таким образом не давать собеседнику информации о своем внутреннем мире. Сенсорно-логический интроверт почти всегда одинаково холоден и загадочен, этический – теплый, заботливый, улыбающийся. Если интуитивно-этический экстраверт боится показать свои чувства, признаться в них, то сенсорно-логический интроверт боится показать эмоции и всеми способами избегает диктуемых ими поступков.
В своих мечтах сенсорно-логический интроверт вынашивает образ идеального партнера, который наиболее похож на интуитивно-этического экстраверта. Студентка Эля так описывает рыцаря своей мечты: «Красив, элегантен, но не щеголь, на свою внешность и не обращает внимания. Движение неопределенные, им не хватает точности, немного даже неуклюжие. С большими одухотворенными, удивленными глазами. Не знает страха, полон хороших пожеланий, порывов и решительности. В любое время может все бросить ради новой возвышенной идеи. Хочу быть его другом, помощником и возлюбленной». Что-то похожее на бесстрашного мушкетера или морского капитана из сказки.
Послесловие автора.
Рождается новая наука – СОЦИОНИКА, наука о шестнадцатитипной природе людей и о закономерностях отношений между ними. Данная работа посвящена единственному отношению – отношению дополнения. Но так как есть 16 типов людей, то и отношения между ними приобретают 16 разных форм. Есть отношения тождества, активации, конфликта, контроля, социального заказа и другие. Одни из них действуют на психику положительно, как, например, отношение активации, другие – отношения конфликта, контроля – отрицательно. Все это описано в другой нашей работе – в «Теории интровертных отношений» (1982 г). Основная цель данной работы – показать, что в проявлениях любви, как и во всех других областях человеческого общения, нет правых и виноватых, хороших и плохих. Есть лишь люди с подходящими и неподходящими типами личности или информационного метаболизма (ИМ). Кроме того, есть люди с более уравновешенной психикой. Это те, которым удалось, которые выросли, живут и работают среди людей с подходящими типами ИМ. И есть люди с менее уравновешенной психикой. Это те, которым не удалось, потому что их окружение образовано из людей с неподходящими типами ИМ, и его воздействие деструктивно.
Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется эта мечта, но другой дороги нет.
Список известных лиц и литературных героев, квалифицированных по типам ИМ.
Логико-сенсорный экстраверт: Вячеслав Тихонов (Штирлиц), Жискар Д'Эстен, Рихард Зорге, Джон Голсуорси, А.Конан-Дойль, Грета Гарбо, Каренин («Анна Каренина»), Аглая («Идиот»), Сомс («Сага о Форсайтах»).
Логико-интуитивный экстраверт: Джек Лондон, Джон Кеннеди, Антуан де Сент-Экзюпери, С. Эйзенштейн, Анни Жирардо, Софи Лорен, Гэтсби («Великий Гэтсби»), Сондра («Американская трагедия»).
Этико-сенсорный экстраверт: Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Жюль Верн, Проспер Мериме, Ален Делон, Жерар Филип, В. Гафт, Анна («Здравствуй, грусть» Ф.Саган).
Этико-интуитивный экстраверт: Гамлет, Нерон, В.Шекспир, Вольфганг Гете, Жан Маре.
Сенсорно-логический экстраверт: В.В.Маяковский, Гегель, Павлов, маршал Г. К. Жуков, А. Коллонтай, Н.К.Рерих, М.Ульянов, Джейн Фонда.
Сенсорно-этический экстраверт: Наполеон, Гай Юлий Цезарь, Цицерон, Г.Флобер, Стендаль, Д.Байрон, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Т.Самойлова, Анна Каренина и Кити («Анна Каренина»), Растиньяк («Отец Горио»), Эмма Бовари («Мадам Бовари»).
Интуитивно-логический экстраверт: Дон Кихот, Вольтер, Ч. Дарвин, К. Маркс, Г. Плеханов, К. Э. Циолковский, Н. Рубакин, А. Эйнштейн, З. Фрейд, А. Швейцер, Нильс Бор, Петр I, А. В. Суворов, У. Черчилль, Маргарет Тэтчер, Джимми Картер, Сельма Лагерлеф, Андре Моруа, Мирей Матье, А. С. Макаренко, Вотрен («Отец Горио»).
Интуитивно-этический экстраверт: Дон Жуан, Дидро, Бертран Рассел, Гексли, Фидель Кастро, Мольер, Ф. Шопен, А. Блок, У.Фолкнер, Г. Г. Маркес, Марк Твен, М. Булгаков, Марчелло Мастроянни, Вахтанг Кикабидзе, Вронский («Анна Каренина»), Реймон («Здравствуй, грусть»).
Логико-сенсорный интроверт: В. Шукшин, Калигула, Талейран, М. Горький, В. Лановой, Г. Тараторкин, Клим Самгин.
Логико-интуитивный интроверт: Робеспьер, Ф.Шиллер, Ницше, Томас Мор, Карл Густав Юнг, Ф. Э. Дзержинский, А. П. Чехов, Ф. Кафка, О. Янковский, Ю. Будрайтис, Ю. Мильтинас, Р. Адомайтис.
Этико-сенсорный интроверт: Б. Бардо, Макиавелли, И. С. Тургенев. С. Фитцджеральд, Т. Драйзер, А.Дюма-сын, Клайд («Американская трагедия»).
Этико-интуитивный интроверт: Ф. Достоевский, Марлен Дитрих, Мерилин Монро, Элизабет Тейлор, Вивьен Ли, Катрин Денев, В. Жалакявичюс, князь Мышкин («Идиот»), Алеша («Братья Карамазовы»).
Сенсорно-логический интроверт: Ж.-П.Сартр, Екатерина Дашкова, Сервантес, Жорж Санд, Ги де Мопассан, Ларошфуко, Ж. Сименон, А. Камю, Франсуаза Саган, Ф. Дюрренматт, Жан Габен, Моника Витти, Э. Пьеха, А. Пугачева, Л. Гурченко, В. С. Высоцкий, А. Джигарханян, Сесиль («Здравствуй, грусть»).
Сенсорно-этический интроверт: А.Дюма-отец, Мартен дю Гар, О'Генри, М. Шолохов, Чарли Чаплин, Е. Леонов, О. Табаков, Л. Броневой, А. Райкин.
Интуитивно-логический интроверт: Бальзак, Иммануил Кант, Шарль де Голль, Г. Гессе, Джульетта Мазина, Д. Банионис, отец Горио («Отец Горио»), Левин и Долли («Анна Каренина»).
Интуитивно-этический интроверт: Руссо, император Тиберий, С. Есенин, Эд. Межелайтис, Ю.Гагарин.