Методы постановки вопросов и формулировки ответов.
Порядок проведения зачета.
Семь футов под килем!
Задание для студентов.
1. Разработать перечень вопросов (количество вопросов – 60).
2. Форма представления вопросов – как в таблице 1.
3. Контроль за качеством вопросов – как в таблице 2.
Руководство по составлению вопросов.
2.1. Основная цель создания вопросов:
реализация формы контроля знаний, которая позволит оценить:
- глубину знаний;
- системность знаний;
- устойчивость знаний:
- умение мыслить логически;
- умение выявлять аналогии и проводить сравнение;
- умение проводить классификацию.
2.2. Cостав и структура перечня вопросов:
1. Общее количество вопросов составляет 60 штук.
2. Распределение вопросов по типам:
Количество вопросов, отражающих основную идею, главную мысль – 15%;
Количество вопросов методологического и методического характера – 50%;
Количество вопросов технологического и практического характера – 20%;
Количество вопросов формального характера – 15%.
Методы постановки вопросов и формулировки ответов.
2.3.1. Разделение вопросов на следующие типы:
Вопросы должны быть различные:
- вопросы идеологического характера (отражающие основную идею);
- вопросы методологического и методического характера (отражающие принципы реализации основных идей);
- вопросы технологического характера. (частные вопросы, отражающие практическую реализацию принципов).
- формальные вопросы – типа – как обозначается то-то и то-то).
Ярким примером вопросов формального характера могут быть следующие вопросы, которые обычно задаются в военном училище на экзамене.
1. Вопрос на «пятерку»: Из какого материала сделан танк?
2. Вопрос на «четверку»: Танк сделан из дерева или из железа?
3. Вопрос на «тройку»: Не из железа ли сделан танк?
В свою очередь, вопросы по своему содержанию могут быть следующих видов:
1. Осведомительные вопросы.
2. Контрольные вопросы.
3. Наводящие вопросы.
4. Проблемные или развивающие вопросы.
5. Прогнозирующие вопросы.
6. Провокационные вопросы.
Кто? Что? Когда? Как? Где? В какой последовательности? Зачем? В чем отличие?
Примеры вопросов представлены ниже:
1.1. Что представляет из себя конкретное явление?
1.2. Какие элементы входят в состав конкретного экономического инструмента, явления? В состав какого явления входит отдельно взятый элемент?
1.3. Кто является участниками конкретного явления?
1.4. Каковы функции явления в целом? Что обеспечивает применение данного инструмента?
1.5. Каковы функции отдельно взятой части конкретного инструмента?
1.6. В чем отличие отдельных экономических инструментов друг от друга?
1.7. Что будет, если данный экономический инструмент применить для других целей?
1.8. Можно ли применить данный экономический инструмент для других целей?
1.9. В чем преимущество конкретного инструмента по сравнению с другим?
1.10. Где получил распространение конкретное экономическое явление?
1.11. Как происходит реализация конкретного инструмента на практике?
1.12. Каковы недостатки конкретного экономического инструмента?
2.3.2. Замечания по ответам:
Ответы на идеологические и методологические вопросы должны быть более глубокими и различающимися по смыслу.
Это необходимо для того, чтобы студент четко понимал отличие отдельных идей, а также их глубину).
Ответы на вопросы технологического характера могут быть краткими.
А. Вопросы могут быть корректными и некорректными, призванными отвлечь студента от правильной идеи.
В случае корректного вопроса в самом вопросе заложена правильная постановка мысли.
Например: В каком порядке загораются света светофора?
В случае некорректного вопроса изначально задается ложная посылка.
Например: Что означает фиолетовый сигнал светофора?
Понятно, что такого сигнала в природе не существует, поэтому такой вопрос некорректен.
Но понять, что данный вопрос некорректен, можно только в том случае, если студент знает, какие цвета существует в светофоре.
Если он этого не знает, он может ответить так: Фиолетовый сигнал светофора означает, что сейчас имеют право движения дальтоники.
Некорректный вопрос отражает, в частности, наличие у студента общего понимания сути явления.
Б. Вопросы, связанные с одной и той же мыслью, могут подаваться под разными соусами.
Это обеспечивает проверку систематичности знаний.
Например:
Вопрос:
Что означает красный сигнал светофора?
Что должен сделать участник движения, если горит красный сигнал светофора?
Какой сигнал светофора требует, чтобы участники движения прекратили движение? (Вопрос – инверсионный, то есть мысль перевернута задом наперед).
В итоге, если студент уверен в своих знаниях, то на все данные вопросы он даст правильные ответы.
В. Важным типом вопросов являются вопросы относительно принципа действия какого –либо явления:
Например:
Какой принцип заложен в основу работы светофора?
Определение алгоритма ответа на вопросы.