Методы постановки вопросов и формулировки ответов.

Порядок проведения зачета.

Методы постановки вопросов и формулировки ответов. - student2.ru

Семь футов под килем!

Задание для студентов.

1. Разработать перечень вопросов (количество вопросов – 60).

2. Форма представления вопросов – как в таблице 1.

3. Контроль за качеством вопросов – как в таблице 2.

Руководство по составлению вопросов.

2.1. Основная цель создания вопросов:

реализация формы контроля знаний, которая позволит оценить:

- глубину знаний;

- системность знаний;

- устойчивость знаний:

- умение мыслить логически;

- умение выявлять аналогии и проводить сравнение;

- умение проводить классификацию.

2.2. Cостав и структура перечня вопросов:

1. Общее количество вопросов составляет 60 штук.

2. Распределение вопросов по типам:

Количество вопросов, отражающих основную идею, главную мысль – 15%;

Количество вопросов методологического и методического характера – 50%;

Количество вопросов технологического и практического характера – 20%;

Количество вопросов формального характера – 15%.

Методы постановки вопросов и формулировки ответов.

2.3.1. Разделение вопросов на следующие типы:

Вопросы должны быть различные:

- вопросы идеологического характера (отражающие основную идею);

- вопросы методологического и методического характера (отражающие принципы реализации основных идей);

- вопросы технологического характера. (частные вопросы, отражающие практическую реализацию принципов).

- формальные вопросы – типа – как обозначается то-то и то-то).

Ярким примером вопросов формального характера могут быть следующие вопросы, которые обычно задаются в военном училище на экзамене.

1. Вопрос на «пятерку»: Из какого материала сделан танк?

2. Вопрос на «четверку»: Танк сделан из дерева или из железа?

3. Вопрос на «тройку»: Не из железа ли сделан танк?

В свою очередь, вопросы по своему содержанию могут быть следующих видов:

1. Осведомительные вопросы.

2. Контрольные вопросы.

3. Наводящие вопросы.

4. Проблемные или развивающие вопросы.

5. Прогнозирующие вопросы.

6. Провокационные вопросы.

Кто? Что? Когда? Как? Где? В какой последовательности? Зачем? В чем отличие?

Примеры вопросов представлены ниже:

1.1. Что представляет из себя конкретное явление?

1.2. Какие элементы входят в состав конкретного экономического инструмента, явления? В состав какого явления входит отдельно взятый элемент?

1.3. Кто является участниками конкретного явления?

1.4. Каковы функции явления в целом? Что обеспечивает применение данного инструмента?

1.5. Каковы функции отдельно взятой части конкретного инструмента?

1.6. В чем отличие отдельных экономических инструментов друг от друга?

1.7. Что будет, если данный экономический инструмент применить для других целей?

1.8. Можно ли применить данный экономический инструмент для других целей?

1.9. В чем преимущество конкретного инструмента по сравнению с другим?

1.10. Где получил распространение конкретное экономическое явление?

1.11. Как происходит реализация конкретного инструмента на практике?

1.12. Каковы недостатки конкретного экономического инструмента?

2.3.2. Замечания по ответам:

Ответы на идеологические и методологические вопросы должны быть более глубокими и различающимися по смыслу.

Это необходимо для того, чтобы студент четко понимал отличие отдельных идей, а также их глубину).

Ответы на вопросы технологического характера могут быть краткими.

А. Вопросы могут быть корректными и некорректными, призванными отвлечь студента от правильной идеи.

В случае корректного вопроса в самом вопросе заложена правильная постановка мысли.

Например: В каком порядке загораются света светофора?

В случае некорректного вопроса изначально задается ложная посылка.

Например: Что означает фиолетовый сигнал светофора?

Понятно, что такого сигнала в природе не существует, поэтому такой вопрос некорректен.

Но понять, что данный вопрос некорректен, можно только в том случае, если студент знает, какие цвета существует в светофоре.

Если он этого не знает, он может ответить так: Фиолетовый сигнал светофора означает, что сейчас имеют право движения дальтоники.

Некорректный вопрос отражает, в частности, наличие у студента общего понимания сути явления.

Б. Вопросы, связанные с одной и той же мыслью, могут подаваться под разными соусами.

Это обеспечивает проверку систематичности знаний.

Например:

Вопрос:

Что означает красный сигнал светофора?

Что должен сделать участник движения, если горит красный сигнал светофора?

Какой сигнал светофора требует, чтобы участники движения прекратили движение? (Вопрос – инверсионный, то есть мысль перевернута задом наперед).

В итоге, если студент уверен в своих знаниях, то на все данные вопросы он даст правильные ответы.

В. Важным типом вопросов являются вопросы относительно принципа действия какого –либо явления:

Например:

Какой принцип заложен в основу работы светофора?

Определение алгоритма ответа на вопросы.

Наши рекомендации