Выполните превращение приведенных ниже суждений.
Пример: 1. Студенты сдают экзамены.
Выразим суждение в явной логической форме:
Все студенты есть сдающие экзамены.
(А) Все студенты(S) есть сдающие экзамены(P).
(E) Ни один студент(S) не есть не сдающий экзамены(P).
Отредактируем: Ни один студент не принимает экзамены.
2. Некоторые студенты – неуспевающие.
Выразим суждение в явной логической форме:
(I) Некоторые студенты(S) есть неуспевающие(P).
(О) Некоторые студенты(S) не есть не неуспевающие(P).
Отредактируем: Некоторые студенты не являются успевающими.
· ( ) Все бабочки имеют крылья.
____________
· ( ) Многие американские фильмы сентиментальны.
____________
· ( ) Ни одна захватническая война не является справедливой.
________
· ( ) Некоторые спортсмены являются мастерами спорта.
________
· ( ) Все рыбы дышат жабрами.
________
· ( ) Ни одна ссора не обошлась без драки.
________
· ( ) Некоторые строители работали хорошо.
________
· ( ) Некоторые продукты не есть дешевые.
________
· ( ) Ни один прогульщик не остался безнаказанным.
________
· ( ) Не все змеи ядовитые.
________
Выполните обращение приведенных ниже суждений.
Пример: 1. (А) Все тигры(S) – хищники(P).
(I) Некоторые хищники(P) – тигры(S).
2.(Е) Ни один студент нашей группы(S) не курит(P).
(Е) Ни один курящий человек(P) не есть студент нашей группы(S).
· ( ) Все люди смертны.
____
· ( ) Некоторые реки судоходны.
____
· ( ) Никто из людей не был на Марсе.
____
· ( ) Ни один неуспевающий студент не получает стипендию.
____
· ( ) Не все студенты – спортсмены.
____
· ( ) Некоторые воспитатели не любят детей.
____
· ( ) Все поэты – впечатлительные люди.
____
· ( ) Некоторые юристы – депутаты Государственной Думы.
____
· ( ) Ни один свидетель не явился в суд.
____
· ( ) Ни одна кошка – не собака.
____
Определите вид суждений. Образуйте суждения оставшихся трех видов, пользуясь субъектом и предикатом, которые даны в приведенных суждениях. По правилам логического квадрата установите значение истинности полученных суждений.
Пример: Подавляющая часть учителей – женщины.
Выразим суждение в явной логической форме:
(IИ) Некоторые учителя(S) есть женщины(P).
(А?) Все учителя(S) есть женщины(P).
(ЕЛ) Ни один учитель (S) не есть женщина(P).
(О?) Некоторые учителя(S) не есть женщины(P).
По правилам логического квадрата: противоречащие суждения (I и Е) имеют разные значения истинности. Установить значение истинности суждений А и О не представляется возможным.
· ( И) Есть люди, обладающие поразительной памятью.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)______________________________________________________________________
· ( Л) Ни один студент нашей группы не курит.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)______________________________________________________________________
· ( И) Электрон имеет отрицательный заряд.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( И) Некоторые государства являются унитарными.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( И) Совершеннолетние имеют право голоса.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( Л) Все грибы съедобны.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( И) Обвиняемый имеет право на защиту.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( И) Некоторые озера не являются пресными.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( И) Не все студенты нашей группы прилежны.
____
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
· ( И) Ни один человек не является себе врагом.
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________
_____(____)__________________________________________________________________
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Сделайте полный разбор силлогизма: укажите заключение, меньшую и большую посылки, средний, меньший и больший термины, фигуру и модус. Изобразите в круговых схемах отношения между терминами.
Пример: Все кусты – растения, а роза – куст, значит, роза – растение.
Все кусты(M) – растения(P). – Большая посылка.
Роза(S) – куст(M). – Меньшая посылка.
Роза(S) – растение(P). – Заключение.
|
|
|
ААА
S M
· Эта рукопись не является средневековой, ибо ни одна средневековая рукопись не написана ализариновыми чернилами, а эта рукопись написана ализариновыми чернилами.
____________
_____
· Натрий – металл, а металлы электропроводны, следовательно, натрий электропроводен.
____________
_____
· Ни одна научная истина не основана на вере. Всякое религиозное учение основано на вере. Ни одно религиозное учение не является научной истиной.
____________
______
· Все цветы – растения. Значит, розы - растения, так как розы – цветы.
____________
______
· Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он является невиновным.
____________
______
· Все студенты первого курса изучают иностранный язык, а П. студент первого курса. Следовательно, П. изучает иностранный язык.
____________
_______
· Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые женщины – профессора. Следовательно, некоторые профессора любят красиво одеваться.
____________
_______
· Некоторые писатели – женщины. Все женщины любят цветы. Следовательно, среди тех, любит цветы, есть писатели.
____________
______
· Взятка – уголовное преступление. Всякое уголовное преступление наказуемо. Значит, взятка наказуема.
____________
______
· Взятка – корыстное преступление. Взятка – наказуемое деяние. Таким образом, среди наказуемых деяний есть корыстные преступления.
___________________________________________________________________________
_______