IX. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Домашнее задание
Составить и записать три предложения. Указать падеж имён прилагательных.
Урок 12 5. Обобщение знаний
Цели: закреплять знания об имени прилагательном; проверить умение определять род, число, падеж имён прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения, которые вы записали дома.
— Назовите имена прилагательные и их падеж.
III. Актуализация знаний Комментированное письмо
— Разберите предложения по членам. Выделите окончания имён прилагательных, укажите их число, род (в единственном числе) и падеж.
Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну.
IV. Самоопределение к деятельности
— Прочитайте пословицу. Когда так говорят? Глядя на чуж.. работу, сыт не будешь.
— Назовите имя прилагательное.
— Какое окончание имени прилагательного пропущено? Объясните его написание.
— Определите число, род, падеж прилагательного. Спишите.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 149 (с. 85).
— Прочитайте фразеологизмы.
— Объясните их смысл. (Примерный ответ. Жить чужим умом — не иметь собственного мнения; от чистого сердца — от всей души, искренне; по горячим следам — действовать немедленно; сделать на скорую руку — сделать быстро, небрежно; черепашьим шагом — идти медленно;
в ежовых рукавицах — в строгости; в добрый час — пожелание удачи.)
— Выполните задания.
— Назовите имена прилагательные и их падеж.
— Как определить падеж имени прилагательного?
— Прочитайте предложение, которое вы составили. Упр. 150 (с. 86).
— Прочитайте памятку 2 на с. 145.
— Устно выполните разбор любого имени прилагательного как части речи из упр. 149.
2. Выборочное списывание
— Выпишите из стихотворения имена прилагательные. Укажите их число, род (в единственном числе), падеж.
Черёмуха
Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. И кисточки атласные Под жемчугом росы Горят, как серьги ясные У девицы-красы. А рядом, у проталинки, В траве между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая Развесившись стоит, А зелень золотистая На солнышке блестит.
С. Есенин
(Проверка.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 151 (с. 86).
— Прочитайте предложения.
— Устно выполните разбор любого имени прилагательного как части речи.
(Работа в парах.)
— Выполните письменный разбор. (Проверка.)
— Что такое начальная форма имени прилагательного?
— Как определить род, число, падеж имени прилагательного?
VIII. Рефлексия
Игра «Кто самый точный?»
(Класс делится на группы. Один ученик (ведущий) показывает предмет (или картинку). Каждая группа стремится как можно точнее описать предмет. Побеждает та группа, которая назовёт больше имён прилагательных и наиболее удачно их употребит.)
— Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
— Какую роль играют в нашей речи имена прилагательные?
Домашнее задание
Составить и записать одно предложение. Выполнить разбор имени прилагательного как части речи.
Урок 12 6. Обобщение знаний
Цели: закреплять знания об имени прилагательном; развивать умение определять род, число, падеж имён прилагательных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Несколько учеников выполняют разбор имени прилагательного как части речи у доски.)
III. Актуализация знаний
— Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите окончания имён прилагательных, укажите их род, число, падеж.
Добр., слов., человеку, что дождь в засуху.
IV. Самоопределение к деятельности
Скромные просители
Родились прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа и падежа.
— А что если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время? — мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными.
Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут с той поры прилагательные. Чтобы согласовываться с существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа. Вместе служба, вместе дружба.
— О чём говорится в сказке?
— Как определить род, число и падеж имени прилагательного?
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 152 (с. 86).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте словосочетания. Назовите окончания имён прилагательных и их род.
— Каким словарём вы пользовались, чтобы проверить написание слов с непроверяемыми орфограммами.
2. Упражнение в подборе синонимов
— Замените прилагательные синонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Тихая езда, тихая ночь, тихий голос; верный ответ, верный друг; крепкая верёвка, крепкий чай, крепкий организм.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 153 (с. 87).
— Прочитайте. Какими словосочетаниями нужно дополнить предложения?
— Какой заголовок подойдёт к тексту?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Прочитайте текст, который у вас получился.
— Назовите тему текста.
— Назовите слова, которые вы подобрали к схеме. (Охотники, красивые, звериных.)
2. Упражнение в подборе антонимов
— Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания.
Холодная вода, поздняя осень, высокое дерево, широкая лента, грустная песня, ближнее озеро.
VIII. Рефлексия
(Работа в парах.)
— К данным глаголам подберите подходящие по смыслу словосочетания существительного с прилагательным мужского или среднего рода в творительном или предложном падежах, запишите.
Дышали ..., говорили ..., пролетел ..., читали ....
— Оцените свою работу на уроке.