Программа дисциплины для студентов
(СИЛЛАБУС)
по дисциплине «Гербология»
образовательная программа: фитосанитарная безопасность
для специальности 5ВО81100 –Защита растений и карантин
группа специальностей: сельскохозяйственные науки
Астана - 2014 г.
Программа дисциплины (силлабус) «Гербология» для студентов
второго курса агрономического факультета составлена для специальности
5ВО81100 – «Защита растений и карантин»на основе рабочего учебного плана специальности, утвержденным « 30 » мая 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры земледелия и растениеводства
«_23_» мая 2014г. протокол №_11___
Заведующий кафедрой ________________ Стыбаев Г.Ж.
(подпись, фамилия, инициалы)
Рекомендовано методической комиссией агрономического факультета
«_06_» июня 2014 г. протокол № 11
Председатель МК _____________________ Жумагулов И.И.
(подпись, фамилия, инициалы)
1. ДАННЫЕ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Карипов Ренат Хазеевич., кандидат с.-х. наук, доцент кафедры земледелия и растениеводства.
2. ДАННЫЕ О ДИСЦИПЛИНЕ
Дисциплина «Гербология» является составным компонентом модуля 10 «Земледелие и борьба с сорняками»
Тип модуля: - модули по выбору для определенной специальности – циклы дисциплин по индивидуальному профилированию, направленные на формирование возможных компетенций в рамках специальности;
По данному курсу предусмотрена три кредита: лекции 30 часов (30 занятий), лабораторно-практические занятия 30 часов (15 занятий), самостоятельной работы студентов с преподавателем (СРСП) 22,5 часов (15 занятий), и самостоятельная работа студентов (СРС) -52,5часов. Итоговый контроль – экзамен.
Экзамен сдается по билетам. Окончательная оценка знаний выставляется в соответствии с кредитной технологией (см. пункт 10).
Распределение учебного времени
4-семестр
Недели семестра | Все го | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
ЛПЗ | ||||||||||||||||
СРПС | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 22,5 |
СРС | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 3,5 | 52,5 |
Итого |
3. ПРЕРЕКВИЗИТЫ КУРСА
Теоретическая база курса основывается на знаниях основ ботаники, экологии , биологии, физиологии растений, и машиноиспользования в сельском хозяйстве.
4. ПОСТРЕКВИЗИТЫ КУРСА
Знание данной дисциплины необходимо при изучении таких дисциплин как: защиты растений ,земледелие, растениеводства
5. ОПИСАНИЕ КУРСА
- цель дисциплины «Гербология»: обучение студентов овладению знаниями о сорных растений, произрастающих и засоряющих сельскохозяйственные угодья, об их биологических особенностях, приемами эффективной борьбы с ними.
- краткое содержание дисциплины: изучение морфологических и биологических особенностей сорных растений, их вредоносность, методику учета и картирования засоренности полей, разработка агротехнических, химических, биологических мер борьбы с сорной растительностью, карантинные мероприятия.
-результаты обучения:быть способным самостоятельно решать вопросы относительно сбора,анаплиза и интерпритации информации, новых идей и критической аргументации ;
-быть способным к позитивному восприятию и эффективному использованию достижений в смежных областях науки, демонститовать умение командной работы
- после окончания изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление о причинах и условиях адаптации сорных растений, способах их распространения, конкурентоспособности, методах учета и картирование засоренности полей, принципах борьбы с сорной растительностью.
Знать и понимать современное состояние и перспективы развития мероприятий по контролю засоренности полей, вредоносность сорных растений и необходимость их локализации, агробиологические группы, морфологические и биологические особенности сорных растений, ассортимент гербицидов и технологию их применения, карантинные мероприятия.
Уметь определять пороги вредоносности сорняков, провести учет и картирование засоренности полей, определять дозы внесения гербицидов при различных способах обработки, анализировать и обобщать эффективность и целесообразность проведения мероприятий по искоренению засоренности полей.
Владеть методикой учета засоренности сельхозугодий, приемами комплексной борьбы с сорняками .
Приобрести практические навыки определения видового иколичественного состава сорняков на селхозугодьях, решения задач по контролю засоренности полей в условиях производства, планирования работы по борьбе с сорной растительностью.
3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6.1 Перечень лекционных занятий
Наименование темы | Объем, час | Литера тура | Текущий контроль, балл |
1.Понятие о сорных растениях и их вредоносность | 1,7,8,11, | Проверка посещаемости,0,80 | |
2.Ьиологические особенности сорняков | 7,8,11 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,0,70 | |
3.Классификация сорных растений | 7,8,11 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос, 0,60 | |
4.Малолетние сорняки и характеристика их представители | 7,8,10,11,22 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,1,10 | |
5.Многолетние сорняки и характеристика их представители | 7,8,10,11,22 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,1,10 | |
6.Карантинные сорные растения и карантинные мероприятия. | 7,12,22 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,0,90 | |
7.Учет и картирование засоренности полей. | 7,8,10,11,22 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,0,80 | |
8.Классификация мер борьбы с сорняками. Организационные и предупредительные меры борьбы с сорняками | 7,9,10,11,12,15 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,0,60 | |
9.Семенная продуктивность сорных растений и принципы отделения семян сорняков от семян культурных растений | 7,12,22 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,0,60 | |
10.Агротехнические мероприятия для уничтожения вегетирующих сорняков | 1,7,8,10,11,14,15,17 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,1,00 | |
11.Химические меры борьбы с сорняками | 1,3,4,6,7,8,9,13,14 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,1,00 | |
12.Биологические и нетрадиционные меры борьбы с сорняками | 2,7,8,18 | Проверка посещаемости и фронтальный опрос,0,90 | |
6.2 Перечень лабораторно-практических занятий | |||
Наименование темы | Объ- ем, час | Литера- тура | ТекущиЙ контролЬ, балл |
1.Агробиологические группы сорной растительности и характеристика их представителей. Ознакомление с клас - сификацией сорных растений. Зарисовка наиболее распространенных представителей сорняков | 10,11,22 | Прием работы, собеседование,2,50 | |
2. Изучение малолетних и многолетних сорняков с целью приобретения умения их распознавать | 7,8,10,11,22,23 | Прием работы, собеседование,2,80 | |
3. Определение семян сорняков в зерносмесях и характеристика трудноотделимых сорняков по отношению яровой пшеницы, ячменя, овса, гречихи и проса | 10,11 | Прием работы, собеседование,3,00 | |
5.Рубежный контроль 1 | 5/10 | ||
6.Определение потенциальной засоренности почвы: а) семенами сорных растений б) подземными вегетативными органами корнеотпрысковых сорняков. в) подземными вегетативными органами корневищных сорняков | 13,20,21 | Прием работы, собеседование,2,00 | |
7. Составление карты засоренности полей: | 10.11 | Прием работы, собеседование,2,00 | |
8. Определение порогов вредоностности сорняков | 10,11,20, | Прием работы, собеседование,1,90 | |
9. Разработка агротехнических мер борьбы с заданными сорняками (принципы, время, орудия и качественные показатели) | 1,5,14,15,18,21 | Прием работы, собеседование,3,00 | |
10. Разработка химических мер борьбы с заданными сорняками (подбор гербицидов, расчет доз и норм расхода рабочей жидкости, сроки обработки и марка опрыскивателя) | 3,4,6,9,12,14,18 | Прием работы, собеседование, 2,80 | |
11.Рубежный контроль 2 | 5/10 |