Лингвометодический комментарий
Практическая работа №3
Производное слово и его признаки
Теоретические вопросы
1. Понятие производности. Признаки производных слов.
2. Формально-смысловые отношения между дериватом и производящим.
3. Понятие мотивированности и типы мотивации.
4. Основные словообразовательные единицы.
5. Основные способы словообразования.
Домашние задания
1. Установите направление производности в данных парах слов (укажите стрелочкой) и установите характер формально-смысловых отношений между дериватом и производящим. Выделите основу в М1 и словообразовательный аффикс в М2.
Тополиный – тополь, синий – синева, стенка – стена, вежливость – вежливый, агитация – агитировать, диктант – диктовать, университет – универ, завком – заводской комитет, ремонт – ремонтировать, иллюстрировать – иллюстратор, певец – певица, аферист – афер.
Образец выполнения задания: учитель → учительство. Производное слово (М2) больше М1 по смыслу и по структуре.
Белый → белизна. М1 и М2 имеют одинаковую смысловую сложность (называют признак), М2 имеет большую структурную сложность.
2. Установите производящую базу данных дериватов. Выделите слова, для которых характерна множественная мотивация. Выделите основу в М1 и словообразовательный аффикс в М2.
Столик, неискренне, нечуткость, деревянный, развратничать, снежинка, проверка, несмелость.
3. Установите производящую базу данных дериватов. Выделите основу в М1 и словообразовательный аффикс в М2.
Чтение, смелость, тишь, речной, барабанщик, отговорить, домище, чайник, синяк, спец, МХАТ.
Аудиторные задания
1. Постройте словообразовательное гнездо, вершиной которого является слово зима. Объяснить основные понятия словообразования.
2. Заполните таблицу
Производное слово | Производящая база | Словообразовательный формант |
Попотчевать | потчевать | Приставка по- |
Подснежник | снег | Приставка по-, суффик –ник |
БелГУ | Белгородский государственный университет | Закрепленный порядок следования частей |
Бедняк, подмастерье, беззаботно, отраслевой, побережье, курский, по-летнему, песенка, НИИ, вагон-ресторан.
3. Постройте словообразовательную цепь к исходному слову: по-журавлиному, баззаботность.
4. Определите способ словообразования в следующих словах:
Побережье, жизнеописание, обед, ходьба, СНГ, киношник, перешучиваться, думский, зарплата, ВВС, слезиться, облоно, присмотреться, формирование, семантический, раскричаться, шестьдесят, по-домашнему, тепло (наречие), золотой, синь, белизна, кто-нибудь, нестись, шоп-тур, интим.
Типы деривации
Лексическая деривация. Один из семантических видов деривационных отношений (наряду с синтаксической деривацией), когда производящее и производное отличаются друг от друга семантически, при этом они могут принадлежать и к одной и той же части речи, и к разным, например: ехать → приехать; бороться → борец.
Синтаксическая деривация. Один из семантических типов деривационных отношений (наряду с лексической деривацией), при которых производящее и производное отличаются друг от друга исключительно принадлежностью к разным частям речи и не имеют семантических отличий, например: сидеть → сидение; глупый → глупость; веселый → весело.
Эквивалентная деривация (отношения эквивалентности). Семантический тип деривационных отношений, при котором производное семантически эквивалентно производящему, при этом может отличаться от него стилистически: магнитофон → маг, профсоюзный комитет → профком.
Лингвометодический комментарий
Основная задача словообразовательного анализа – определить, как образовано новое слово. При словообразовательном анализе происходит членение слова на две части: производящую основу и аффикс, с помощью которого новое слово образовано. Поэтому в центре внимания здесь не членимость на морфемы, а соотношение между производной и производящей основами.
Типичной трудностью при словообразовательном анализе является то, что способ словообразования ошибочно определяют, ориентируясь только на морфемный состав слова, а не соотносят данное слово с его непосредственным предшественником. При словообразовательном разборе важно найти «ближайшего родственника». Для этого необходимо чётко определить мотивацию, опираясь на семантику производного и производящего слов.
СХЕМА словообразовательного анализа.
1. Часть речи.
2. Мотивирующее слово (словосочетание, предложно-падежная форма).
3. Тип мотивации (прямая, переносная, метафорическая, фразеологическая). Указать единственная или множественная мотивация.
4. Производящая база.
5. Тип словообразовательного форманта.
6. Морфонологические явления при образовании деривата.
7. Тип деривации (лексическая, синтаксическая, эквивалентная).
8. Словообразовательная модель.
9. Способ словообразования.
10. Характеристика словообразовательной модели с точки зрения ее продуктивности/непродутивности.
Приведем в качестве примера словообразовательный анализ слова очаровательный.
1. Очаровательный – прилагательное;
2. мотивировано словом очаровать;
3. Мотивация прямая, единственная.
4. Производящая база – основа глагола очаровать.
5. Словообразовательный формант – суффикс –тельн
6. Морфонологические явления не наблюдаются.
7. Синтаксическая деривация.
8. [ (очарова- ) + тельн] + ый
9. Способ словообразования морфологический, суффиксальный.
10. Модель продуктивна в современном русском языке.