Проблема истинности знаний. Представление и приобретение знаний.

Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ-ет как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определяется мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объект познания.

Проблемы истинности научного знания: Были попытки найти грань которая отражает то, что научное знание нельзя считать полностью истинным.

1) К. Копер: "Следует ограничить понятие истины в науке, а лучше вообще не использовать". Слишком неопределённое и запутанное понятие. Учёные могут лишь опровергнуть теорию, но истину определить не могут, т.к. рано или поздно одна теория сменяется другой. Предложил использовать термин "правдоподобие" и "более правдоподобный по сравнению с" вместо "истины".

2) Р. Карнап (неопозитивизм). Стремились свести вопрос об истинности высказываний к их эмпирической подтверждаемости. Неопозитивисты утверждали, что истинность имеет вероятностных характер.

3) Коре (конвенционализм). Конвенция – соглашение. В основе научного знания – соглашения учёных (удобство, привычность). Наука не хочет достичь истины, она выбирает наиболее удобны способы для работы. Иногда удобна теория Ньютона (простота), иногда теория относительности Эйнштейна (точность).

4) Фейерабент разрабатывает концепцию анархизма в науке. Предложил принцип размножения теории. Призывает разрабатывать теории и концепции вопреки всему, не совместимые с принятыми точками зрения. Познание не является процессом, приближающим к истине. Познание это океан постоянно увеличивающихся альтернатив.

Проблемы представления знаний связаны в значительной степени с разработкой соответствующих языков и моделей. Существуют различные типы моделей: логические, продукционные, фреймовые, семантические сети и другие. Логические модели предполагают представление знаний в виде формальных систем (теорий), и в качестве языка представления знаний в таких моделях обычно используется язык логики предикатов. Продукционные представления можно охарактеризовать (упрощенным образом) как системы правил вида "Если А, то В", или "Предпосылка – действие". Сетевые модели предполагают выделение некоторых фиксированных множеств объектов и задание отношений на них (это могут быть отношения различного рода: пространственные, временные, отношения именования и др.). Фреймовые представления иногда рассматривают как разновидность семантических сетей, однако для первых характерно наличие фиксированных структур информационных единиц, в которых определены места для имени фрейма, имен слотов и значений слотов.

Сочетание различных моделей может способствовать созданию более эффективных систем. На уровне теории ИИ это иногда находит отражение в разработке новых типов моделей представления знаний, сочетающих в себе черты моделей, ставших уже традиционными.

Другие подходы в представлении знаний достаточно тесно связаны с развитием когнитивной психологии.

Важной группой технологических вопросов о знании, изучаемых ИИ, являются вопросы приобретения знаний – т.е. вопросы о способах получения и ввода в ЭВМ информации, необходимой для наполнения структур представления знаний конкретным содержанием. Источниками этой информации могут быть как тексты (книги, статьи, архивные документы или уже созданные базы знаний, которые могут считаться текстами в широком смысле этого слова), так и не зафиксированные в текстах (или даже неартикулированные) знания, которыми обладает человек (специалист, эксперт). В некоторых случаях система может приобретать знания непосредственно благодаря наблюдению за окружающей средой.Многие исследователи считают, что ключевой проблемой при построении экспертных систем является получение знаний от экспертов.

Трудности приобретения знаний – это в значительной степени трудности изучения структуры экспертного знания и механизмов его функционирования. Рефлексия эксперта над собственным знанием не может решить этой проблемы, поскольку, во-первых, не все эксперты обладают достаточно развитой способностью к рефлексии, во-вторых, далеко не всегда могут осуществлять ее в тех концептуальных рамках, которые обеспечивают возможность заполнения базы знаний, и, в-третьих, известны случаи, когда эксперты в силу каких-либо соображений не желают делиться информацией с инженером знаний.

29.Тех­ни­че­ский про­гресс и его за­ко­но­мер­но­сти.

Содержание технического прогресса состоит в развитии техники от ее низших видов к высшим, реализуемом на различных уровнях - на уровне поступательного развития всей совокупной техники на протяжении всей ее истории, на уровне отдельных ее отраслей и видов техники. наконец, на уровне отдельного предприятия и технических устройств. Но переход от менее к более совершеной технике, осуществляемой в процессе человеческой деятельности, не самоцель. Человек замещает свой труд работой техники с единственной целью - как можно больше освободить себя от тяжелой рутинной работы, увеличить степень свободы своих действий. Поэтому сущность технического прогресса состоит в замене труда человека работой машины с целью увеличения степени свободы человека. Этот процесс, реализуемый в ходе деятельности людей, является закономерным.

При анализе технического прогресса можно установить, что он подчинен большому количеству законов ,которые можно разбить на три больших группы. Первая группа - это законы, которые существенно определяют выполняемые техникой в обществе функции, основную направленность, тенденции, характер и темпы технического прогресс. Это - общие закономерности технического прогресса.

Вторая группа - это законы, связанные с природной основой, с прогрессом в техническом использовании естественных процессов и материалов. Это- специфические закономерности развития техники как средства человеческой деятельности. Наконец, третья группа - это законы взаимосвязи техники с другими общественными явлениями и обществом в целом. Это - внешние закономерности развития техники. В силу действия всех этих законов технический прогресс представляет собой закономерный процесс, логика которого определяется взаимодействием этих трех классов законов, поскольку общее и особенное существует лишь в отдельном, через отдельное. Более того, существующая логика технического прогресса корректируется действием общесоциологических законов поскольку техника как хотя и специфическое, но все же социальное явление. Однако при анализе закономерного характера технического прогресса вполне правомочно выделение вышеназванных трех групп законов.

В качестве важнейшего общего закона развития техники выступает связь технических изобретений и их применения с практической необходимостью. Именно в процессе практической человеческой деятельности возникают потребности, которые уже не могут быть удовлетворены наличными техническими средствами. Возникает противоречие между растущими потребностями и возможностями их удовлетворения существующим уровнем техники. Это противоречие выступает в качестве основной причины развития техники.

В качестве другого общего закона технического прогресса можно назвать объективную последовательность этапов развития техники в ходе которых техника усложняется поскольку она все в большей степени замещает человека, его трудовые функции.

30.Диа­лек­ти­ка взаи­мо­свя­зи об­ще­ст­венно­го про­грес­са и тех­ни­ки

Общественный прогресс - это необратимое и закономерное развитие общества от его низших ступеней к высшим, протекающее в эволюционных и революционных формах и охватывающее собой все стороны общественной системы как социальной формы движения материи.

В философском плане диалектика соотношения общественного и технического прогресса есть конкретный случай проявления диалектики целого и части. Эта диалектика состоит в том, что общественный и технический прогресс не могут существовать, функционировать друг без друга. Между общественным прогрессом как органическим (развивающимся) целым и техническим прогрессом как его частью существует сложная система разнокачественных связей - генетических, структурных, функциональных, управленческих и др.

Поэтому исследование технического прогресса невозможно в отрыве от общественного прогресса. В свою очередь ,полную картину общественного прогресса как органического целого нельзя получить не изучив все части этого целого и, прежде всего, не исследовав технический прогресс как социальный феномен.

Если вести более конкретный разговор, то диалектика общественного и технического прогресса заключается в следующем. С одной стороны, существует связь, идущая от общественного прогресса к технике (главная структурная связь). С другой - связь, идущая от техники к общественному прогрессу (обратная структурная связь).

Эти две линии взаимосвязи общественного и технического прогресса реализуются при относительной самостоятельности развития и функционирования общества и техники друг от друга.

Эта диалектика проявляется, прежде всего, в социальной обусловленности развития техники. Не существует технических задач, которые бы не касались общества. Именно общество формулирует задачи технике в виде социальных заказов, определяет финансовые возможности, общую направленность технического прогресса, его перспективы. Технологическая необходимость есть способ проявления общественной необходимости.

31.Становленик системы «природа-техника-человек»

Человек никогда не находится один, он всегда окружен определенной средой, а чаще всего – и техническими устройствами. Мало того, он находится всегда во взаимодействии со средой и техникой, при этом используют технику или среду для своих целей. Все это позволяет определить систему как «совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых направлено на достижение поставленной цели».[1]Цели ставятся человеком, для достижения целей подбирается соответствующая техника или средства. Взаимодействие человека с техникой или средой является некоторым процессом, т.е. системообразующим фактором. О ходе процесса появляется информация, а сам процесс подлежит управлению со стороны человека. Это совершенно общее описание любой системы производства [2]адекватно описывает систему ЧТС, необходимую для анализа и синтеза системы безопасности. Действительно, человек постоянно взаимодействует с различными устройствами, представляющими для него разные опасности. Действует он в условиях естественной (на открытой местности) или искусственной (в помещении) природной среды, которая либо сама создает для него опасности (низкая температура, дождь, снег, гроза, камнепады, сели, наводнение, землетрясение), либо усиливает или ослабляет действие техники. При этом с техникой человек взаимодействует, чтобы достичь определенных целей. Содержание взаимодействия – технологический процесс, в котором может участвовать один человек на одном рабочем месте или несколько человек на нескольких рабочих местах. При этом могут перемещаться материалы, либо человек, либо и то, и другое. Перемещение техники и людей могут вызывать и изменения окружающей среды. К. Маркс неоднократно подчеркивает аналогию между техникой и естественными органами деятельности человека и животных. Он сравнивает процесс возникновения и совершенствования технических орудий с "историей естественной технологии" по Ч. Дарвину, то есть с "образованием растительных и животных органов, которые играют роль орудий производства в жизни растений и животных"/1/. Прирученные человеком животные наряду с обработанным камнем, деревом, костями и раковинами, по мысли Маркса, являются основными средствами труда на первых ступенях общественной истории. Более того, при известных общественных условиях сам человек, подобно прирученному животному, выполняет роль средства, орудия труда.

32.Этика и ответственность инженера.

ЭТИКА ИНЖЕНЕРА (греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный характер). Конкретизация общих норм и принципов морали применительно к условиям инженерной деятельности, призванная показать пути разрешения тех нравственных проблем и ситуаций, которые возникают в профессиональной деятельности инженера и требуют от него определенной нравственной позиции. В ряде стран разработаны кодексы морали инженера -Кредо инженера (ФРГ),Кодекс инженерной этики (США) и др., детально определяющие нравственные обязанности инженера.
Инженерная этика как совокупность (или система) норм, регулирующих поведение инженера, существовала всегда. К числу ее норм мы можем отнести такие, как необходимость добросовестно исполнять свою работу; создавать устройства, которые приносили бы людям пользу и не причиняли бы вреда (особый случай в этом отношении – военная техника); ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; определенные формы отношений (обычаи и правила, регулирующие отношения) инженера с другими участниками процесса создания и использования техники. Ряд таких норм фиксируется в юридических документах – например в законах, относящихся к вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, авторского права. Некоторые нормы профессиональной деятельности инженеров закреплены в административных установлениях, регулирующих деятельность той или иной организации (предприятия, фирмы, института и т.д.). К понятию «ответственность». Что такое ответственность? Нести ответственность значит: быть готовым или изъявить готовность при вынужденных обстоятельствах «отвечать за», отвечать кому-нибудь за что-то, за какие-то свои или чужие слова или действия. В этике обычно говорят о совести, перед которой несут ответственность. «Совесть действительно является последней и решающей инстанцией при ответственности», считает Х.Закссе [2,208], и на этом основании он отвергает любую «коллективную ответственность» как «слишком расплывчатое понятие» Ответственность за последствия при разработке сложных систем естественно не может быть возложена на одного единственного человека ни в этическом, ни в правовом отношении. Ее нельзя, однако, и навесить абстрактно на весь род человеческий или на «технического человека» как на некое общее понятие. Более реально и целесообразно найти и развить некие срединные решения соответственно центральному положению о неизбежности реальной ответственности, и особенно рассмотреть возможности градуированной групповой ответственности. Таким образом, можно сделать общий вывод из сказанного.Каждый человек должен нести моральную ответственность за технику. Причем, не полную ответственность, а ответственность в той части, за которую он отвечает.Так, инженер должен нести ответственность за разрабатываемый им узел. Руководитель проекта, раз уж он им руководит – отвечает за сам замысел проекта, а именно – насколько этот проект отвечает этическим требованиям.
Какой-нибудь чиновник, который отвечает за общую политику какого-либо государства в технике, отвечает за разрабатываемые им нормы, по которым будут создаваться приборы и механизмы.

33.Понятие науки. Роль и место науки в структуре познания.

Наука — это система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследование и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе и человеческом мышлении.
Научное познание представляет собой процесс производства нового знанитт.познание — это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда представляет из себя взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого являются знания об окружающем мире.Субъект познания — это тот, кто хочет получить знания об окружающем мире.Объект познания — это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта.В структуре познания можно выделить следующие элементы.Структура научного познания состоит из главных элементов научного знания, уровней познания и оснований науки. Элементами научного познания выступают разнообразные формы организации научной информации. Таким образом, научное познание проявляется в исследовательской деятельности, которая включает в себя методы научного познания, позволяющие изучать объект (эмпирический и теоретический). Структура научного познания является сложно организованной системой, объединяющей формы научного познания, позволяющие организовывать и систематизировать научную информацию (гипотезы, принципы, проблемы, научные программы, концепции, научные понятия, законы и научные факты). Центральным звеном здесь является теория.

34.Проблема критериев научного знания и его демаркации.

Проблема демаркации (лат. demarcatio — разграничение) — проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Т.е. как оделить научное знание от ненаучного.Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих ее от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).
Проблема демаркации — одна из центральных проблем философии науки, и ее первые решения появились вместе с первой законченной теорией философии науки — неопозитивизмом и выдвигаются до сих пор.Проблема критериев научности была сформулирована в философии неопозитивизма в 1920-1930-е гг. До этого времени ответ на вопрос о критериях научности ограничивался констатацией того, что научное знание есть знание логически проработанное, ясное, отчетливое и подтверждаемое опытом.Проблема критериев научности напрямую связана с проблемой рациональности. Поиск критериев научности одновременно означает определение критериев научной рациональности В качестве критерия отграничения научного знания от ненаучного неопозитивисты рассматривали верификацию, т. е. опытную подтверждаемость. Паучные высказывания осмысленны, поскольку могут быть проверены на соответствие опыту, неверифицируемые высказывания бессмысленны. К. Поппер в своей концепции критического рационализма предложил иной критерий отграничения научного знания от ненаучного – фальсификацию. Теоретическая позиция критического рационализма складывалась в полемике с неопозитивизмом. Так, К. Поппер утверждал, что научное отношение – это прежде всего критическое отношение. Испытание гипотезы на научность должно заключаться не в поиске подтверждающих фактов, а в попытках опровержения. Фальсифицируемость, таким образом, приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих положений теории выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Затем эти следствия подвергаются проверке. И. Лакатос связывает проблему отграничения научных теорий от ненаучных с проблемой удовлетворительной методологии. Каждой методологической концепции соответствуют своя теория научной рациональности и своя научно-исследовательская программа, считает он. Таким образом, если у неопозитивистов и К. Поппера научность знания определяется опытом и логикой, то в концепции И. Лакатоса научность кроме опыта и логики предполагает ряд содержательных установок, которые входят в ядро исследовательской программы. Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи. Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. Критерий эвристичности применяется, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к увеличению. критерий полезности: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания. Этот критерий указывает на тесную связь науки и научного знания с практикой.Суть критерия простоты заключается в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность, опираясь на меньшее количество независимых допущений, т. е. более просто. Красота – еще более субъективный критерий, выражающий личностную удовлетворенность результатами познания. Суть принципа красоты заключается в том, что хорошая теоретическая концепция всегда отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью.

35.Многообразие научного знания. Дифференциация и интеграция в

науке.

Виды научного знания-чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое; аналитическое и синтетическое; предпосылочное и выводное; атрибутивное и ценностное; объектно-описательное и нормативно-методологическое; идеографическое и номотетическое; дискурсное и интуитивное; явное и неявное; личностное и общезначимое и др.Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.
В основе эмпирического познания лежит непосредственное практическое взаимодействие исследователя и изучаемого им объекта. Оно состоит из экспериментов и наблюдений. Эмпирическое и теоретическое познание противоположны – в случае с теоретическими исследованиями человек обходится лишь собственными представлениями о предмете. Как правило, такой способ является уделом гуманитарных наук. Развитие науки характеризуется взаимодействием двух противоположных процессов - дифференциацией (выделением новых научных дисциплин) и интеграцией (синтезом знания, объединением ряда наук). Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции - объединения, взаимопроникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их (и их методов) в единое целое, стирание граней между ними. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие общенаучные области научного знания как кибернетика, синергетика и др., строятся такие интегративные картины мира, как естественнонаучная, общенаучная, философская (ибо философия также выполняет интегративную функцию в научном познании).Таким образом, развитие науки представляет собой диалектический процесс, в котором дифференциация сопровождается интеграцией, происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

36.Нормы и ценности науки. Этика науки и ответственность ученого.

Обратимся вначале к анализу идеалов и норм исследования. Они включают в себя идеалы и нормы: 1) доказательности и обоснования знания, 2) объяснения и описания и, наконец, 3) построения и организации знания. Идеалы науки - представление о совершенстве, это образ науки, отвечающий ценностному представлению о положительном содержании научной деятельности,деалом науки может быть, например, познание абсолютной истины, т. е. полного, исчерпывающего знания о мире и человеке. енность науки и определяется степенью ее соответствия идеалам и нормам научного познания. Но поскольку научное познание в процессе своего развития постоянно трансформируется, постольку претерпевают изменения и идеалы и нормы науки. Традиционный образ науки, сложившийся в обыденном сознании и широко распространенный среди ученых, в значительной мере совпадает с идеалами и нормами классической науки. Ценность науки. На первый взгляд может показаться, что ценность науки тождественна характеристике науки как ценности. Однако это не соответствует действительности. Ценность науки определяется прежде всего не тем, как она реализует предъявляемые ей требования, а тем, как реально научные достижения влияют на жизнь личности и общества. ЭТИКА НАУКИ — область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах как собственно научной деятельности, включая взаимоотношения внутри научного сообщества, так и взаимоотношений науки и научного сообщества с обществом в целом.Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного "продукта": от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, его персональная этика.Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится произволом.

37.Эмпирический уровень научного познания. Методы эмпирического исследования.

Наши рекомендации