Состояние, процесс, событие
Сферу логического исследования теории образует класс принадлежащих ей высказываний. Цель исследования состоит в том, чтобы установить для данного класса высказываний логические условия их истинности и выводимости. Известно, что истинность высказываний, изучаемых в классической логике, не зависит от времени, относительно которого описывается объект. Теоретическая логика в классической форме обращена к статичному объекту. В нее включаются описания таких логически возможных ситуаций, предметных универсумов и классов предикатов, которые в процессе анализа предполагаются неизменными. В настоящем разделе обсуждаются некоторые направления неклассических расширений теоретической логики, предназначенных для логических характеристик динамики объекта. Вы-
оказывания о динамических характеристиках реальности не могут оцениваться как истинные или ложные сами по себе, но только в соотнесении с параметром времени, когда они истинны или ложны. Динамику объекта бессмысленно рассматривать вне времени. Поэтому сфера исследования логической теории изменения содержит класс высказываний, предполагающих темпоральную референцию.
Темпоральные высказывания референциально неоднородны. Некоторые из них индексируются моментом времени, другие соотносятся с временным интервалом. Отсюда возникает необходимость типизации ситуаций, описываемых каждым таким высказыванием. Типы ситуаций, на которые указывают семантически различные темпоральные высказывания, образуют онтологический базис логической теории, изучающей динамику объекта. Следует прежде всего выделить два исходных типа ситуаций в базисе онтологии теории, анализируемых относительно различных временных параметров: состояния и процессы. Такое деление связано с различением статистических предикатов например, «красный», «благоприятный» и динамических предикатов «краснеет» или «улучшается».
Состояние объекта определяется классом одновременных статистических предикатов, то есть свойствами и отношениями, характеризующими объект в некоторый момент времени. Примером высказывания о состоянии является следующее:
(1) Сейчас имеется благоприятная ситуация.
Для понятия состояния характерно, что описываемая в нем ситуация статична в том смысле, в котором ее описание не зависит от возможных изменений и новых характеристик в любой другой момент.
Если состояние фиксирует статичную ситуацию в момент времени, то в процессе выражаются динамические свойства объекта. Иначе говоря, процесс определяется классом одновременных и равнодли-тельных динамических предикатов, характеризующих объект в некотором интервале времени. Пример высказывания о процессе:
(2) Сейчас ситуация улучшается.
В обычном разговоре иногда упускается семантическое различие между высказываниями 1 и 2. Однако референциально они не однородны. 1 указывает на статичное состояние и не содержит информации о динамике. В нем фиксируется ситуация для настоящего момента времени безотносительно от того, имела ли она место в прошлом или, к примеру, изменится ли она в будущем. В этом смысле высказывание 2 отличается от 1, так как описывает динамику процесса во времени. Чтобы увидеть это, достаточно сравнить для обоих высказываний значения темпорального предиката «сейчас». В 1 он указывает на момент времени, для которого описывается ситуация; во 2 — на интервал времени, в котором рассматривается динамика ситуации.
Наряду с состоянием и процессом следует различать третий тип ситуации с темпорально динамическими характеристиками — событие. Когда речь идет о событии, подразумевается момент времени, в который появляется ситуация, отличающаяся от прежней. Можно понимать логическую структуру высказывания о событии как производную от высказывания о состоянии или процессе с помощью унарного оператора «с. вершилось, что...». Сравнивая три типа указанных ситуаций, можно, с другой стороны, заметить, что если состояние «имеет
место», процесс «протекает», то событие «случается». Под событием понимается здесь упорядоченная пара двух состояний , переход объекта от раннего состояния к последующему новому состоянию. Таким образом, в отличие от первой точки зрения, вторая трактует событие как понятие, производное не от состояния, которое «случилось», а от пары состояний, определяющих начало и конец события в период перехода. Отметим, что различие двух приведенных точек зрения существенно. Первая трактует событие как ситуацию-состояние, случившуюся в определенный момент времени, для второй — это переход между парой состояний во временном интервале.
Корректное определение понятия события и логической структуры высказывания о нем предполагает учет двух факторов. Во-первых, высказывание о событии является высказыванием о динамической ситуации, а следовательно, подразумевает как минимум пару отличающихся друг от друга состояний. Во-вторых, природа высказывания о событии момен-тарная, но не интервальная. Событие происходит, случается в некоторый момент времени, и если событие есть переход, то это моментарный переход. Другими словами, событие должно быть референциально связано с переходным моментом.
Пожалуй, более прозрачно понятие события можно уточнить в терминах возникновения и уничтожения. Событие — это упорядоченная к определенному моменту времени пара темпоральных ситуаций — состояний или процессов, одна из которых исчезает из универсума рассмотрения, а другая возникает. Примером высказывания о событии может быть следующее выражение:
(3) Сейчас исчезла неблагоприятная ситуация и в то же время возникла благоприятная ситуация.
Истинность высказывания о событии, как и высказывания о состоянии, оценивается относительно соответствующего момента времени. Но событие отличается от состояния. Если в событии отражается динамика объекта, возникновение и уничтожение, то состояние указывает на статичную ситуацию, в которой находится объект. Событие следует отличать и от процесса. Предикат события выражается «счетным термином», в то время как предикат процесса — «массовидной фразой». В высказывании «Эта соната Моцарта дважды прозвучала за вечер» производится подсчет повторения событий. В высказывании о процессе «Он немного поиграл Моцарта» или о состоянии «Он плохо играл эту сонату» даются оценки соответственно динамических либо статистических характеристик.
6.2. Актуальное и потенциальное изменение
Высказывание о состоянии объекта описывает статичную ситуацию. Но упорядоченную во времени пару состояний можно описать как новую динамическую ситуацию производного типа, фиксирующую изменение объекта. Под изменением здесь понимается упорядоченная во времени последовательность сменяемых друг друга состояний, характеризующих некоторый, один и тот же объект.
Высказывание об изменении истинно лишь в границах пары моментов времени, индексирующих сменяющиеся состояния. Поэтому, как и высказы-
вания о процессе, оно имеет интервальную природу референции. Однако изменение следует отличать от процесса. Процесс имеет гомогенную структуру, то есть элементами структуры процесса выступают процессы того же сорта. Отсюда вытекает принципиальное свойство истинности высказывания о процессе: такое высказывание истинно в интервале времени, если и только если оно истинно относительно каждого подинтервала данного интервала. Это свойство истинности не выполняется для высказывания об изменении, ибо структура изменения не обладает гомогенностью. Ее элементами предстают не изменения, а пара состояний, упорядоченная во времени парой моментов, образующих интервал, в течение которого происходит изменение объекта.
Поскольку состояния и процессы предполагаются исходными типами темпоральных ситуаций в онтологии теории, соответствующие им высказывания являются элементарными и неанализируемыми в данной сфере логического исследования. Логическая структура высказывания об изменении производна в теории. Г.Х. Вригт, скажем, рассматривает ее как образованную парой высказываний о состоянии с помощью бинарного темпорального оператора «..., и затем...». Примером высказывания об изменении может служить следующее:
(4) Ситуация, неблагоприятная ранее, сейчас благоприятна.
Можно, таким образом, различать две сферы логической динамики объекта: логику высказываний о процессе и логику высказываний об изменении. Только последняя представляет область настоящего исследования.
Онтологический критерий отличия изменения от события основывается на их неоднородности в темпоральной референции. Событие — это упорядоченная пара соответственно исчезающего и возникающего состояний, коррелируемая с переходным моментом. Изменение есть упорядоченная пара сменяющихся состояний, рассматриваемая в интервале времени. Изменение имеет интервальную природу, оно происходит в промежуток времени между сравниваемыми состояниями объекта.
В высказывании об изменении дескриптивное выражение указывает на две темпоральные стадии одного и того же объекта, но не на сам объект как таковой. В этом случае говорится не об объекте, а о сменяющихся во времени его характеристиках. Напротив, в высказывании о событии дескриптивное выражение фиксирует возникновение нового объекта и уничтожение старого. Так, в высказывании об изменении 4 объектом изменения является ситуация, оцениваемая по отношению к сравниваемым состояниям как неблагоприятная и благоприятная. Высказывание о событии 3 содержит информацию о двух объектах — «неблагоприятной ситуации» и «благоприятной ситуации», — один из которых исчез, а другой возник. Такое понимание близко к основаниям, по которым отличал изменение от возникновения и уничтожения Аристотель. Возникает и уничтожается только сущее, акциденции сущего подвержены смене, определяющей изменение от состояния к состоянию. С другой стороны, сравнивая высказывания 3 и 4, нельзя не обратить внимание на существование тесной связи его структур: событие можно понимать как изменение, оцениваемое в переходный
момент времени. Поэтому представляется возможным расширить сферу исследования логики изменения до логики событий.
Основная трудность в описании динамики объекта возникает, когда обращаются к изменению в будущее. Имеются две точки зрения на структуру понятия будущего изменения. Согласно первой, изменение мыслится как линейный порядок переходов объекта от состояния, актуального в один момент будущего времени, к состоянию, актуальному в другой момент. Соглашение, в соответствии с которым истинные высказывания о будущем изменении определяют лишь один, линейный курс динамики объекта, то есть актуальный курс, будем называть концепцией актуального изменения. Примером высказывания об актуальном изменении является следующее:
(5) Ситуация, неблагоприятная сейчас, в будущем изменится на благоприятную.
Концепция актуального изменения в будущее поддерживается двумя тезисами. Во-первых, к таким высказываниям приложим принцип истинности двузначности. Из факта, что ситуация завтра либо изменится к лучшему, либо нет, можно заключить — истинное ли высказывание 5, или оно ложное. Во-вторых, высказывания типа 5 осмысленны. В них выражаются предположения о действительном изменении ситуации в будущем.
Иная точка зрения на структуру будущего изменения формулируется в утверждении о том, что поток изменения линеен лишь в прошлом, но ветвится в будущее. История изменения объекта альтернативна, она содержит в себе неоднозначность, проявляемую в ряде линий возможных историй
изменения. Соглашение, в соответствии с которым истинные высказывания о будущем изменении определяют более чем один курс динамики объекта, то есть дерево вариантов его возможных историй, будем называть в дальнейшем концепцией потенциального изменения. Примером высказывания о потенциальном изменении является следующее: (6) Сейчас ситуация неблагоприятна, но возможно, что в будущем она изменится на лучшую.
Высказывания типа 6 также осмысленны. В них выражаются предположения о возможном, но не обязательно актуализируемом изменении ситуации в будущем. Такие высказывания могут сохранять двузначную истинностную интерпретацию. Они истинны, если существует потенциальная ситуация, в которой может быть реализовано рассматриваемое изменение, и ложны в противном случае. Появляется, таким образом, необходимость сравнить две названные концепции.
Возникает вопрос: насколько осмысленны и истинны высказывания о потенциальном изменении с точки зрения концепции актуального изменения, и наоборот? Радикальная форма ответа на этот вопрос: если изменение в будущее понимать как актуальное, теряются семантические критерии различения высказываний об актуальном и потенциальном изменении. Концепция линейного изменения не обладает семантическими ресурсами для экспликации высказываний о потенциальном будущем.
Несмотря на то, что в естественном языке высказывания 5 и 6 имеют различный смысл, истинность высказывания 6 остается понимать лишь как следствие истинности 5 и, скажем, аристотелевского постулата, что все существующее существует по необ-
ходимости. Поэтому следует отвергнуть концепцию актуального изменения. Высказывания о последнем осмысленны лишь в том случае, если они эквивалентны по значению с высказываниями о необходимости соответствующего изменения. «Будет, что...» может означать только «необходимо будет, что...»; его актуалистское прочтение бессмысленно. Аналогом такого подхода служит интуиционистская интерпретация, при которой «не-р» означает только «вероятно, что не-р».
В.А. Смирнов проясняет основания концепции потенциальности изменения, различая существование двух подходов к трактовке ветвящегося будущего. Согласно первому, высказывание о будущем является ассерторическим, то есть в нем констатируется некоторое будущее состояние объекта. Если предполагать, что будущее не предопределено однозначно настоящим и имеет ветвление, то для высказывания о будущем не выполняется принцип двузначности. Например, высказывание 5 в таком контексте осмысленно, но не истинно и не ложно относительно настоящего. Такой подход мотивирует многозначные логики. Чтобы сохранить принцип двузначности, он предлагает альтернативную версию, в соответствии с которой все высказывания о будущем представляют собой не ассерторические, а модальные высказывания. Тогда высказывание об актуальном изменении в будущее 5 не будет осмысленным, но высказывание о потенциальном изменении 6 сохранит двузначную истинностную интерпретацию. Существенным при этом оказывается тот факт, что логику потенциального изменения можно рассматривать как некоторую модальную логику, а высказывания об изменении в
будущее образовывать с помощью модальных операторов «возможно, что...», «необходимо, что...».
Итак, имеется выбор между линейной и древовидной структурами изменения в будущее. Если структура линейна, то высказывания об актуальном и потенциальном изменениях семантически неразличимы. Если же она древовидна, то высказывание об актуальном изменении либо бессмысленно, либо истинностно неопределенно.
6.3. Тенденции изменения
Можно предложить компромиссную версию интерпретации высказываний о будущем, в котором при сохранении принципа двузначности высказывания об актуальном и потенциальном изменении могли бы быть осмысленными и иметь отличные друг от друга семантические значения. Основная идея состоит в том, что на дереве возможных историй изменяющегося объекта выделяется одна ветвь, представляющая его актуальную историю. Высказывание об актуальном будущем истинно если и только если описанное в нем изменение выполняется в актуальной истории. Высказывание о возможном будущем истинно, если и только если описанное в нем изменение выполняется по крайней мере в одной из возможных историй. Высказывание о необходимом будущем истинно, если и только если описанное в нем изменение выполняется в каждой возможной истории, включая актуальную.
Эта третья позиция может быть использована для обобщения двух предшествующих. По форме она определяется наложением линейной структуры актуального изменения на ветвящуюся структуру потенциального изменения. В содержательной интерпретации результирующая структура отражает новое представление об изменении как о цепи актуализированных возможностей. В ней фиксируется последовательность переходов объекта от его актуального состояния к возможным для его последующего изменения и от возможного к новой актуализации. Актуализация одного из потенциалов изменения влечет возникновение нового актуального состояния объекта и уничтожение старого, то есть событие, характеризующее историю изменяющегося объекта. Цепь возможных событий не предопределена линейно в будущее, поскольку для актуализации существует более одной возможности. Поэтому упорядоченную во времени возможную актуализацию — возникновение нового актуального состояния и уничтожение предшествующего — будем называть в дальнейшем тенденцией изменения. Такая трактовка близка к гегелевскому пониманию возникновения и уничтожения как тенденций становления объекта в сфере возможного.
Логическая структура высказывания о тенденциях изменения щюизводна от структур высказываний об актуальном и потенциальном изменениях. Она образуется с помощью модального оператора, в область действия которого входит высказывание об актуальном изменении в переходный момент времени, то есть высказывание о возникновении и уничтожении. Примером высказывания о тенденции изменения служит следующее:
(7) Возможно, неблагоприятная ситуация исчезнет и возникнет благоприятная ситуация.
Высказывание 7 о тенденциях изменения следует отличать от высказывания 6 о потенциальном изменении. В 6 утверждается о возможной смене предиката изменяющегося объекта. В 7 — о возможном событии, когда актуализируется один объект, а именно, «благоприятная ситуация», и уничтожается другой, предшествующий ему во времени, то есть «неблагоприятная ситуация».
Итак, в рамках общей логической теории изменения можно различать три относительно самостоятельные сферы логического исследования: логики высказываний об актуальном, потенциальном изменении и о тенденциях изменения. В первой рассматриваются логические свойства высказываний о линейно упорядоченной смене состояний изменяющегося объекта. Во второй — свойства высказываний о возможности и необходимости изменения. Логические свойства высказываний об актуализации возможных для изменения ситуаций изучаются в логике тенденций изменения, которая обобщает две предшествующие.
Таким образом, определена сфера логического исследования теории изменения, то есть очерчен класс высказываний, описывающих различные типы динамики объекта. Подводя итог, выскажем некоторые предварительные соображения об объектном языке для такого класса высказываний. Объектный язык логической теории изменения может быть построен как расширение языка логики первого порядка за счет введения темпоральных и модальных операторов. Класс формул языка логики актуального изменения является фрагментом языка общей теории, включающим формулы без модальных операторов. Класс формул языка логики потенциального изменения составляют формулы объектного языка теории без темпоральных операторов. Язык логики тенденций изменения должен включать все формулы объектного языка логической теории изменения.
ГЛАВА 7