Авдусин Д.А., Полевая археология СССР, М., 1980 15 страница

Однако через каждый пласт колышки на углах квадратов несколько смещаются, поэтому подобный прием замеров также не вполне точен. Лучше производить замеры, используя только два или четыре кола, за правильностью положения которых следят непрерывно, аточность стояния остальных кольев проверяют через 2- 3 пласта. В этом случае замеры производятся двумя рулетками, концы которых закреплены на двух кольях. Измеряя расстояние от каждого из них до данной точки, определяем засечкой ее положение на поверхности. Результаты промеров проставляются на чертеже, обязательно в одних и тех же мерах (521 см, а не 5 м 21 см).

Замер фигур. Определение положения (замер) линий и фигур более сложно. Наиболее прост замер отрезков прямых линий, когда определяется положение лишь двух ее концов. Если линия сложная, ее разбивают на отдельные участки и замеряют положение точек, обозначающих границы этих участков. При этом желательно, чтобы каждый из этих участков приближался к прямой или окружности. Чем больше замерено точек, тем точнее определено положение линии, но не следует брать их слишком много. Таким же образом замеряют и замкнутые фигуры (пятна, развалы и пр.).

Масштабы чертежей. Вычерчивание археологических планов производится в поле[35]. Согласно инструкции ИА

АН СССР для раскопных чертежей обязателен масштаб 1 :20, а для чертежей погребений - 1 : 10. Этот масштаб в линейном варианте должен обозначаться на всех листах. Для чертежей используются рулонная миллиметровая бумага и простые карандаши (не чернильные, так как чертеж может попасть под дождь). Карандаши должны быть не слишком твердыми, чтобы не рвать бумагу и давать хорошо видную черту, и не слишком мягкими, чтобы не мазать чертежи (типа ТМ или М). Все чертежи, выполненные в поле, являются основным документом и хранятся так же, как найденные вещи. Но ввиду того что карандашные линии со временем легко стираются и плохо заметны на фотографиях, а также из-за хрупкости миллиметровой бумаги чертежи по окончании экспедиции вычерчивают набело на ватмане тушью.

В поле также нужны циркуль, линейка длиной 50 см (лучше из прозрачной пластмассы) и планшет, сделанный из листа фанеры, набитого на деревянную рамку и слегка отполированного наждачной бумагой.

Планы. На любой чертеж тонкими линиями наносится сетка квадратов с их номерами (на планах могил и курганов - оси координат). Характер и назначение планов могут быть разнообразны: вычерчиваются планы каждого пласта, на каждый стратиграфический ярус, на отдельные сооружения и др.

План пласта должен включать планы всех открытых в нем сооружений, места находок, очертания важнейших пятен и прослоек (контуры распространения угольных прослоек, ям и пр.), а иногда и все вскрытые грунты с их границами.

Если измерения производились при помощи системы прямоугольных координат (т. е. промерами расстояний перпендикулярно границам квадратов), то нанесение этих точек на бумагу не требует пояснений. Если же положение каждой точки определялось измерением расстояния от двух кольев, нужно сначала нанести на чертеж положение этих кольев, а затем определить положение искомой точки путем засечек циркулем. Таким образом наносятся на план мелкие вещи, которые нельзя вычертить в соответствующем масштабе. Положение точки, а значит, и подобной вещи на плане отмечается крестиком, пересечение линий которого обозначает данную точку. Возле крестика, означающего место находки ставится ее номер, а на полях чертежа под этим номером выписываются краткое название находки, квадрат, в котором она найдена, а иногда глубина.

Рисовальная сетка. Если находка достаточно велика (например, зуб мамонта, сосуд, днище бочки), ее заносят на план в виде контура очертаний этой находки, соблюдая правила нумерации и описания. Для подобной зарисовки удобно пользоваться рисовальной сеткой. Она представляет собой квадратную деревянную раму со стороной 1 м, на каждой ее стороне через 0,1 м вбиты гвоздики. Между противоположными гвоздиками туго натянута капроновая леска. Сетка ставится на подставках высотой около 0,1 м над вещью или скоплением вещей, и зарисовка ведется по принципу рисования по клеточкам. При этом взгляд должен падать перпендикулярно плоскости рисовальной сетки, иначе рисунок получится искаженным. Рисовальные сетки применяются также при зарисовке профилей и кладок.

Аналогично в зависимости от системы замеров определяются на чертеже места точек, обозначающих границы тех или иных отрезков линии. Затем по этим точкам вычерчивается сама линия или фигура, т. е. граница или контур пятна или прослойки, кладки или бревна и все остальные объекты, требующие чертежной фиксации.

Условные знаки. Для обозначения находки предметов, кладок, прослоек применяют условные знаки. Трудно составить единую систему знаков, пригодную для всех памятников, от палеолита до Руси. Видимо, следует составить таблицы для каждой эпохи. Стоит заметить, что при выборе знаков нужно избегать штриховок, так как они загромождают чертеж и удорожают его копирование.

Замер глубины. После того как находка нанесена на план и изучено ее отношение к соседним вещам и сооружениям, она может быть снята. Затем должна быть измерена глубина той поверхности, на которой находка лежала[36]. Измерять глубину лучше всего нивелиром, при этом рейка ставится на место находки. В крайнем случае это можно делать устаревшим способом измерений при помощи двух реек и уровня. При этом один конец рейки лежит на точке, нивелировочная отметка которой известна, а другим она касается первой рейки, стоящей на месте находки. Деление, где первая рейка касается второй, и будет отмечать глубину залегания находки. При измерении глубины залегания сооружения следует делать промеры для каждого угла кладки, для обоих концов бревна и т. д. Особенно важно измерение глубин кладок и бревен, уходящих в стенку раскопа. В этом случае промер глубины должен быть сделан (помимо прочих) у самой стенки, что важно для проверки совпадения чертежей планов и профилей.

Таким же образом наносятся на план контуры могил, составляются планы кострищ, погребения, расположения находок и пр. При этом может быть применен способ замеров посредством прямоугольных координат, проходящих через центр кургана или могилы, или при помощи замеров от двух точек, что менее удобно в случае погребения в яме.

Для того чтобы представить реальную глубину залегания вещи или сооружения в культурном слое или в кургане, надо на план, где имеются цифры нивелировки

данного сооружения, наложить план нивелировки поверхности раскопа (или кургана). Разность нивелировочных отметок покажет глубину залегания от поверхности. Эта операция, произведенная при помощи нивелира, значительно экономит время.

Чертежи профилей. Для характеристики памятника особенное значение имеют его профили, т. е. вид вертикальных стенок. Их чертежи должны выполняться с максимальной точностью и возможно больше приближаться к натуре[37].

Перед началом вычерчивания профиля желательно от колышков, стоящих по его верхнему краю, опустить отвесы. Впрочем, полностью доверять этим отвесам нельзя, так как стена раскопа или курганной бровки наклонена, груз отвеса к ней прикасается, а значит, вертикаль не будет достаточно точна. Поэтому положение отвеса нужно проверять. Это можно сделать с помощью диоптров буссоли, установленной на противоположной стенке раскопа.

Вычерчивание профиля раскопа или кургана начинается с нанесения на чертеж его верхней линии по данным нивелировки. Сначала намечается линия, соответствующая нулевой отметке (нулевому уровню) нивелировки. Затем на соответствующем расстоянии от этой линии, соблюдая масштаб, наносятся точки под нулевой линией, если цифры нивелировки отрицательны, или над ней, если цифры положительны. Верхняя линия профиля проводится по этим точкам, причем, нанося ее, нужно все время делать сравнения с натурой, так как между нивелировочными отметками возможны подъемы и углубления. После этого на чертеже отмечаются все крупные предметы: камни, торцы бревен, доски, яркие грунтовые пятна. Они являются опорными точками чертежа. Затем вычерчиваются прослойки, каждый камень, доски, балластный слой и т. д.

При визуальном изучении профиля желательно, чтобы он был ярко освещен, но не высушен солнцем. Поэтому перед вычерчиванием профиля его нужно зачистить. Чтобы не пропустить ни одной прослойки, перед вычерчиванием следует обвести контуры прослоек острой палочкой. (При вычерчивании профиля полезно пользоваться цветными очками.)

Нанесение горизонтов культурного слоя является главной задачей при вычерчивании профиля, поэтому они должны быть намечены и выделены до начала чертежной фиксации.

Следует помнить, что границы культурных слоев не резки, один слой проникает в другой. Поэтому, хотя и нужно стараться уловить эти границы, это не всегда возможно.

Если на раскопе установлены стратиграфические ярусы, важно обозначить их на профиле. Для этого сначала обозначают номером яруса строительные остатки, уходящие в стену раскопа, а потом прилегающие к этим остаткам слои и прослойки.

Для экспонирования и в иных целях, требующих наглядности, на сухих и не слишком твердых почвах для снятия профилей может быть использован способ, предложенный X. А. Моора. Полотняная калька покрывается слоем быстро сохнущего клея и приклеивается к избранному для съемки месту профиля. Ввиду того что клей быстро сохнет, им покрывают кальку не сразу, а постепенно, по мере приклеивания, снизу вверх. При этом надо следить, чтобы калька приклеивалась вертикально, без складок. Когда клей подсохнет, кальку отделяют от профиля вместе с приклеенным к ней тонким слоем поверхности профиля. Для прочности этот слой еще раз покрывают клеем при помощи пульверизатора. Полученное изображение точно передает особенности профиля, но является зеркальным.

Калька транспортируется и хранится, свернутая в трубочку.

При изучении культурных слоев большое внимание уделяется фиксации перекопов и ям, так как от их количества и направления зависит оценка достоверности тех или иных слоев и участков раскопа.

Каждый горизонт культурного слоя обозначается условным знаком. В местах проникания одного слоя в другой эти условные знаки также как бы проникают друг в друга.

Ямы обозначаются условным знаком слоя, из которого они выходят.

Общие линии чертежей, планов и профилей. Правильно выполненные чертежи планов и профилей должны соответствовать друг другу. Это значит, что если план любого пласта приставить к соответствующему профилю раскопа (или кургана) на том уровне, где проходил этот пласт, то границы прослоек и сооружений должны совпадать. Все профили должны совпадать в местах стыков (по углам раскопа, в пересечении курганных бровок и т. д.), где линии прослоек (или сооружений) должны продолжать одна другую.

Описание профилей. Целью описания профиля является объяснение взаимосвязи слоев, прослоек, сооружений, существование такой связи или ее отсутствие, аргументация, выявление и объяснение перемещения слоев. Описываются характер, структура, цвет и состав каждого культурного слоя, излагаются гипотезы его происхождения, отмечаются мощность, границы, перекопы, ямы, прослойки и заметные в нем остатки сооружений. Удобно производить описание профиля по стратиграфическим ярусам. Описание профиля служит его настоящим паспортом, без которого чертеж не может быть полностью понят. Но, естественно, это описание не заменяет чертеж, оно лишь его дополняет, без чертежа оно значительно теряет свою ценность, как и чертеж без описания. Описание профиля имеет смысл только в том случае, если оно производится на месте раскопок. Это описание не может производиться по чертежу. Желательно каждый профиль описывать в связи с другими.

Находки. Найденные в раскопе вещи, будь то черепки или уникальные памятники письменности, должны быть учтены и зарегистрированы. Однако учет индивидуальных (имеющих специфическую, присущую только им форму и содержание) и массовых находок различен. Понятие индивидуальных и массовых находок для каждого вида археологических памятников также различно.

Например, керамика в большинстве поселений - массовая находка, а на многих неолитических поселениях - индивидуальная, стеклянные браслеты в древнерусских городах - массовая находка, а на селищах - индивидуальная.

Индивидуальные находки. При учете индивидуальных находок каждая из них отмечается на плане соответствующего пласта в том месте, где она найдена, и на полях чертежа дается ее описание. Упаковать находку без обозначения того места, где она была найдена, значит обезличить ее, перепутать с похожими на нее. Поэтому в дневнике делается зарисовка, а находка снабжается этикеткой, в которой указываются место и год раскопа, номер раскопа, пласт, глубина, квадрат, номер находки и ее название. Внизу этикетки указывается фамилия упаковщика. Этикетку надо складывать вчетверо, чтобы не стерлась надпись, и отделять от вещей бумагой, чтобы она к ним не прилипла.

Хрупкие вещи следует упаковывать в коробочки соответствующего размера и заворачивать их в вату или паклю. Черепки следует упаковывать рядами, перекладывая их листами бумаги; нельзя упаковывать навалом, так как они трутся, царапают друг друга, бьются. Плохо обожженные и хрупкие черепки, если они особо важны, упаковывают в вату.

Каждая индивидуальная находка сначала упаковывается отдельно, на пакете пишутся пласт, квадрат, номер и название вещи, а затем все находки с одного квадрата упаковываются вместе. Это дает возможность сопоставления вещей при лабораторной обработке, иначе поиски вещей, найденных по соседству, займут много времени. Содержание каждого пакета, заключающего в себе несколько находок, должно быть перечислено в описи пакетов. На пакете удобно писать номера находок, которые объединяет этот пакет. Желательно все индивидуальные находки одного пласта упаковывать вместе.

Учет подъемного материала в разведках происходит аналогично. Он описывается в дневнике с указанием, что берется в коллекцию и что не берется, где зарыт оставленный материал.

Вещи, собранные в процессе разведок, обязательно должны иметь этикетку, в которой указываются паспорт памятника (местонахождение, название, тип), место на памятнике, где найдена данная вещь (обрыв к реке, в яме прежних раскопок, обрыв вала и т. п.), ее наименование (кремневый скол, трехлопастная железная стрела, черепок с ямочным орнаментом), номер, под которым она записана в дневнике. Если это одиночная находка вне поселения или могильника, в этикетке указывается все то же, и особенно подробно - местонахождение.

Случайные находки также сопровождаются записью в дневнике, где указываются место и обстоятельства находки, ее номер и название; если ее нашел не археолог, то кем найдена.

Подобного рода учет и регистрация находок продолжаются до тех пор, пока не будут обнаружены сооружения или грунтовые пятна. Вещи, найденные в пределах этого сооружения, обычно составляют его хозяйственный инвентарь, по которому можно определить характер сооружения.

Поэтому регистрация находок только по квадратам и упаковка по этой же системе приведет к раздроблению единого комплекса. Следовательно, помимо прежних данных, в этикетку следует включить номер сооружения или пятна, и все вещи, найденные в границах этого сооружения или пятна, упаковываются вместе независимо от тех квадратов, в которых они найдены. При этом номер квадрата в этикетке следует сохранять, особенно если открытое помещение велико и не разделено на комнаты: в этом случае номер квадрата поможет най-ти место находки на плане. На пакете каждой вещи указывается номер сооружения. Вещи, найденные вне границ сооружения или пятна, по-прежнему упаковываются по квадратам, а все находки данного пласта помещаются в один пакет или ящик.

Если в процессе раскопок можно выделить стратиграфические ярусы, то пакеты находок из сооружений и квадратов удобнее объединять по таким ярусам.

В процессе раскопок можно пользоваться книжкой с отрывными талонами, корешок которых остается в книжке.

На отрывном талоне пишется этикетка вещи, на корешке - копия этикетки. В некоторых экспедициях используются книжки с вопросами; остается лишь заполнить ее и корешок.

Опись находок. Но основным документом регистрации находок является их опись, которая ведется на особых листах, хранящихся в папке или в отдельной тетради.

Эта опись составляется в поле. В ней перерабатываются данные описей, имеющиеся на полях чертежей пластов и в этикетках. Опись может включать, например, такие графы: порядковый (инвентарный) номер вещи по описи; описание вещи; ее материал и размеры; полевой номер вещи; ее координаты (расстояния от осей кургана или номер квадрата); рисунок вещи; примечание.

После описания к вещи привязывают номерок из плотной бумаги (например, из обрезков фотобумаги), на котором указывают шифр раскопа, год раскопок, квадрат (курган), инвентарный номер. Опись вещей нужна при лабораторной обработке материала, кабинетной работе над материалами экспедиции, а также при поисках той или иной находки.

Поэтому нужно, чтобы опись велась обязательно по пластам (или ярусам) с находки номер один до последнего номера.

Первичная консервация находок. Многие вещи доходят до археолога в очень плохом состоянии. В условиях небольшой влажности плохо сохраняются органические и неорганические вещества: дерево истлевает, железо ржавеет насквозь, бронза рассыпается в порошок окислов.

Поэтому нужны осторожность при взятии и упаковке плохо сохранившихся вещей и принятие ряда мер для их сохранности.

В этих целях желательно организовать полевую лабораторию консервации найденных предметов. Лаборатория должна находиться в отдельном помещении, иметь соответственное оборудование, химикаты, а также специальное хранилище для обнаруженных предметов. В лаборатории должен работать специалист-реставратор. Подобные лаборатории существуют при некоторых экспедициях.

Но даже такая лаборатория ограничена в возможностях хотя бы тем, что время обработки передаваемых ей материалов связано сроком работы экспедиции, по истечении которого эти материалы транспортируются на постоянную базу. Следовательно, в задачу полевой лаборатории входит и подготовка вещей плохой сохранности к транспортировке. Полный цикл консервационных работ может проводиться лишь стационарно.

Назовем самые общие и самые доступные способы консервации находок.

Сохранность находок прежде всего зависит от того, каким приемом эти вещи извлечены из земли, как они "взяты".

Найденные вещи нельзя оставлять на солнце и даже на воздухе, так как большинство из них, будучи извлеченными из среды, в которой они пролежали сотни лет, от соприкосновения со свежим воздухом портятся, а от солнца моментально выгорают. Поэтому расчищенные вещи надо прикрывать бумагой, травой, листьями и т. п. Загрязненные вещи, если они сухие, очищают кистью, если мокрые - прополаскивают или, в крайнем случае, моют мягкой кистью. Предметы со следами раскраски мыть нельзя.

В. Д. Блаватский не рекомендует мыть глиняные вазы и терракотовые статуэтки с непрочной облицовкой, на которой могут быть следы полихромии, а также античную кухонную посуду, так как в ней могут оказаться незначительные остатки пищи, которые можно подвергнуть анализу.

Рассыпающиеся вещи (проржавевшее насквозь железо, пересохшее до хрупкости дерево и т. п.) нужно осторожно расчистить и закрепить, пропитав их клеем ПВА или бутиролем.

Вследствие плохого обжига керамика ранних эпох (неолита, бронзы) в мокром грунте часто становится мягкой или, как говорят, раскисает. Поэтому, обнаружив и вскрыв керамику, нередко приходится ждать, пока она высохнет, и лишь после этого ее можно убирать. Иногда под такие черепки можно подвести лист фанеры, снять их вместе с грунтом, подсушить (на воздухе, но не на солнце) и лишь после этого упаковывать.

Зерно берется обязательно с той землей, на которой оно лежало, и ни в коем случае не выбирается по зернышку, так как здесь важно обнаружить семена сорняков, позволяющие судить о системе земледелия. Зерно хранится в пробирках, пузырьках, бутылках, закрытых пробкой. Его также можно хранить в полиэтиленовых пакетах, если зерна много - в бумажных мешках "крафт". Аналогичным образом до обработки в лаборатории хранятся солома, трава и другие растительные остатки (см. приложение II).

Хранение деревянных изделий. В мокром грунте хорошо сохраняются костяные вещи и металлы, лишь железо слегка покрывается легко удалимым фосфористым налетом. Но деревянные вещи, извлеченные из мокрого грунта, хотя сначала и сохраняют свою форму, на воздухе быстро ее теряют и искажаются до неузнаваемости. Это происходит потому, что многовековое вымачивание в грунтовых водах увеличивает влажность дерева в четыре раза против нормальной. Эту воду дерево легко теряет, так как избыточная влажность разрушает межклеточные перегородки, в силу чего дерево при высыхании дает большую усадку, превышающую обычную в 2- 3 раза. Поэтому, чтобы сохранить деревянные изделия, дошедшие до археолога в состоянии наивысшей влажности, проще всего их поместить в полиэтиленовый пакет или завернуть в такую же пленку.

Иногда деревянные изделия хранят в воде, но это хранение не может продолжаться долго. Ведь в грунте Дерево консервирует не только вода, ограничивающая доступ воздуха, но и содержащиеся в ней соли, состав которых на разных глубинах разный. Поэтому в воде можно хранить лишь максимально влажные деревянные предметы, и срок этого хранения ограничен временем, нужным для их транспортировки в стационарную лабораторию.

Вещи мокрые следует сушить медленно во избежание деформации дерева. А. Я. Брюсов рекомендует следующий способ сушки деревянных предметов. Их помещают в мягкое сено и оставляют в таком виде до окончания раскопок на сквозняке, например в поле под открытым небом. По окончании раскопок эти вещи упаковывают в ящики, покрывая слоем сена толщиной 4-5 см. По доставке на место вещи оставляют в том же сене, которое меняют каждый день или через день (намокшее сено сушат и снова пускают в дело), а потом реже - через 2- 3 дня, потом через неделю и т. д. в зависимости от того, как быстро намокает сено. Высушивание продолжается несколько месяцев, а иногда более года.

Так как не все деревянные вещи выдерживают хранение, их нужно немедленно зарисовывать и фотографировать, а также полезно сделать с них гипсовый слепок.

Берестяные грамоты распариваются в воде, нагретой до 60-80°, после чего осторожно распрямляются и кладутся между двумя стеклами. Между стеклами же хранят и найденные обрывки тканей, не пропитывая их ничем.

Все эти меры предосторожности преследуют одну цель - обеспечить медленную сушку находок, которая уменьшает их усадку.

Монолиты. Некоторые небольшие сооружения (например, трипольские жертвенники) желательно экспонировать в музее. Это можно сделать, разобрав объект и восстановив его на месте по чертежам, рисункам и фотографиям. Однако объект бывает настолько хрупок, что при разборке и сборке можно потерять многие его части, поэтому его следует перевезти монолитом.

Чтобы сооружение или погребение взять монолитом, его нужно как можно меньше расчищать и совсем не извлекать землю из его полостей, если таковые в нем есть. Определив размеры монолита, соответственно им изготовляют дощатый ящик без дна, с плотными и гладкими стенками (их можно изнутри обить фанерой). Дно и крышка ящика должны состоять из отдельных, плотно подогнанных, но не скрепленных между собой досок, привинченных к раме (стенкам ящика) шурупами (а не гвоздями, чтобы избежать сотрясения). Перед тем как произвести вырезку, дно и крышку ящика отвинчивают от рамы.

Объект, предназначенный для вырезки, должен образовать "стол" высотой 1,5 м, вокруг которого выкапывают на ту же глубину траншею шириной 1 м. На объект надевается рама ящика, высота стенок которой соответствует желаемой высоте вырезки. Рама надевается очень плотно, без зазора между ней и стенками "стола". Потом с одной из сторон под раму делается подкоп на ширину 15-20 см и к раме привинчивается доска днища. Под нее подводится толстая доска, оба конца которой подпирают столбиками, опирающимися на подложенные под них доски (не на грунт). После этого подрезают почву с другого конца вырезки и также подпирают столбиками. Затем небольшими участками подрезают оставшийся грунт, привинчивая доски дна ящика. В результате вырезка оказывается стоящей на четырех столбах.

Далее открытый ящик вынимают, заполняют его верх мокрой глиной и завинчивают доски крышки. Это делается после извлечения вырезки наверх, чтобы не увеличивать ее веса до подъема (этот вес часто достига-ет 300-400 кг и более). Потом ящик переворачивают, отвинчивают дно, заполняют мокрой глиной и снова завинчивают; причем дно дополнительно крепится двумя продольными планками.

Подобная вырезка хорошо переносит транспортировку.

Труднее делать вырезки в песчаном грунте. В этом случае грунт можно смочить водой, так как сырой песок менее сыпуч. Поверхность сыпучего грунта может быть смочена клеем БФ-4 (при помощи пульверизатора), который уменьшает сыпучесть и замедляет высыхание монолита.

Таким же образом делают вырезки погребений; при этом погребения должны быть совсем не расчищены, а их положение приходится определять вслепую по черепу.

Фрески. На стенах Пенджикента, Афрасиаба, городов Хорезма послевоенными исследованиями открыта живопись, имеющая большую историко-культурную ценность. После расчистки, зарисовки и фотографирования эту живопись нельзя оставлять на незащищенных стенах здания. Ее нужно сохранить и сделать доступной изучению, перевезя в один из музеев.

Методика ее вырезки и транспортировки крайне сложна и ответственна и может производиться только специалистами. Фрески Пенджикента и фрески Смоленска снимались реставраторами Госэрмитажа.

Эстампажи. При раскопках, а в особенности при археологических разведках, встречаются углубленные рисунки или надписи на камне. С этих изображений можно сделать эстампаж (отпечаток), по которому затем легко изготовить гипсовую копию. Для этого на снимаемую поверхность кладут не слишком плотную влажную бумагу и притирают ее щеткой, на этот лист кладут другой и с ним проделывают ту же операцию, потом - следующий, и так до 6-10 листов. Первые листы должны быть чистые; для этого используется газетная бумага (не газета!), для последующих слоев можно употреблять и газеты. Этому бумажному покрытию дают высохнуть, а затем оно легко отделяется от камня. На снятой бумажной массе получается зеркальный отпечаток изображения, который можно залить гипсом и получить копию оригинала. Если эстампаж должен храниться, то его лучше свернуть в трубку и поместить в тубус для хранения чертежей. В случае если нужно получить более жесткий эстампаж, в воду для пропитывания бумаги можно добавить жидкого канцелярского клея (200 г на ведро воды).

Однако бумага не всегда дает четкое изображение рельефа, поэтому иногда следует делать не бумажный эстампаж, а иловую форму для отливки гипсового слепка. Для этого изображение заливается жидким илом, а когда он застывает, его отделяют, высушивают и используют как форму для заливки гипсом.

Для слабо процарапанных небольших рельефов на монументальных сооружениях можно сделать эстампаж из фольги или же, если рельеф достаточно прочен, прорись через бумагу, протирая ее обратной стороной карандаша. Эстампаж, сделанный из фольги, для перевозки и хранения должен быть помещен в коробку.

Массовые находки. Правила учета массовых находок иные, чем индивидуальных. Массовые находки отличаются тем, что они не всегда наносятся на чертеж пласта и не получают номера. Таким образом, их название не всегда отражает их количество. Например, в каком-нибудь пласте древнерусского города может быть найдено 3 черепка и 20 шиферных пряслиц; при этом пряслица не будут считаться массовой находкой, а черепки будут.

Для некоторых объектов массовыми находками являются ракушки, а иногда даже камни. В большинстве случаев массовыми являются находки черепков и костей. Их собирают с каждого квадрата в особый лоток.

Разборочная площадка. Для сортировки керамики и костей удобнее всего соорудить разборочную площадку - модель квадратной сетки раскопа в определенном масштабе. На этой модели ориентировка сетки и нумерация квадратов та же, что и на раскопе. После того как на том или ином квадрате вскопан очередной пласт, керамику и кости с него приносят на разборочную площадку, где высыпают на квадрат, имеющий тот же номер. Здесь же оставляют и этикетку, ранее лежавшую в лотке, где имеются все те же сведения, что и в этикетках индивидуальных находок, кроме номера находки, а глубина указывается обобщенно номером пласта (например, пласт 7, глубина 120-140см).

Наши рекомендации