Цель и задачи курсовой работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Методические рекомендации

Для студентов очной и заочной форм обучения

по специальности 35.02.15 «Кинология»

квалификации «Кинолог» (базовый уровень подготовки)

Барнаул 2016

Общие положения

Курсовая работа является завершающим этапом изучения курса и позволяет судить о том, насколько студент усвоил теоретический курс и каковы его возможности применения полученных знаний для их обобщения по избранной теме.

1.2. В соответствии с учебным планом специальности 35.02.15 «Кинология» студент обязан написать курсовую работу по одной дисциплине, изучаемым на соответствующем курсе. Курсовая работа предусматривается учебным планом и программой изучения данной дисциплины.

Первая курсовая работа выполняется в 4 семестре (на базе 11 классов) в 6 семестре (на базе 9 классов) в процессе изучения междисциплинарного комплекса «Методы подготовки собак по продам и видам служб», для очной и заочной форм обучения.

Целью этой работы является выработка навыков проведения эмпирического научного исследования. Задачи первой курсовой работы, – овладение методами сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, обобщение имеющейся информации, оформление её в виде проекта организации дрессировки, подготовки и применения собак по различным профилям и направлениям деятельности, формирование выводов и рекомендаций по внедрению проекта в практику с учетом особенностей региона.

Вторая курсовая работа выполняется в 5 семестре (на базе 11 классов) в 7 семестре на базе (9 классов) в процессе изучения междисциплинарного комплекса «Техника и методы разведения собак», для очной и заочной форм обучения.

Целью этой работы является закрепление навыков проведения эмпирического научного исследования. Задачи второй курсовой работы, – использование методов сбора и обработки эмпирической информации, сопоставление теоретических положений с данными, полученными в ходе эмпирического исследования, обобщение имеющейся информации, оформление её в виде программы или проекта организации соревнований, состязаний, испытаний по одному из видов дрессировки, либо по их комплексу, формирование выводов и рекомендаций по внедрению программы (проекта) в практику с учетом особенностей региона.

1.3. Курсовая работа представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной и соответствовать состоянию и перспективам развития науки. Тема курсовой работы должна быть основана на изучении необходимого нормативного материала, учебной и научной литературы.

1.4. Каждый студент выбирает тему курсовой работы на кафедре по своему желанию и с согласия преподавателя – руководителя темы. При возникновении затруднений с выбором темы, подбором литературы, составлением плана работы студенту следует обратиться к преподавателям, ведущим занятия на курсе.

1.5 Тематика курсовых работ, рекомендуемых студентам, разрабатывается, обсуждается и утверждается ежегодно соответствующей кафедрой, осуществляющей руководство курсовыми работами в срок до 25 августа года, предшествующего учебному. Тематика курсовых и дипломных работ сообщается студентам всех курсов не позднее двух недель с начала семестра.

Студент может предложить свою тему курсовой работы, представив обоснование целесообразности ее разработки.

1.6 Объем курсовой работы должен быть не менее 25 и не более 35 машинописных страниц основного текста (титульный лист, задание на курсовую работу и список использованных источников в этом объеме не учитываются; объем приложений не ограничивается). Курсовая работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе Word.

1.7 Курсовая работа должна включать в себя:

титульный лист;

задание на курсовую работу;

содержание (план работы);

введение (обоснование актуальности исследования; постановка целей и задач, решаемых в работе; указание на предмет и объект исследования);

основное содержание с разбивкой на главы (разделы) и параграфы (подразделы), со сносками на использованную литературу, оформленными в соответствии с существующими стандартами;

заключение;

список использованных источников;

необходимые приложения.

Титульный лист должен содержать название данного учебного заведения, фамилию, инициалы и академической звание преподавателя – руководителя, фамилию, имя, отчество студента, номер группы, к которой он принадлежит, название города, а также год написания данной работы.

Оглавление текста курсовой работы следует за титульным листом. Практически всегда академический текст должен состоять из: введения, основной части и заключения. Основная часть разбивается на 2 или 3 раздела, каждый из которых делится на 2 или 3 подраздела.

Более дробное деление не рекомендуется. Структура работы должна быть чётко обоснованной, так, чтобы была видна логика решения проблемы. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме. Так, введение, основные главы и заключение всегда начинаются с новой страницы. Необходимо следить, чтобы название отдельных разделов не совпадали с общим названием работы.

Введение является особенно тщательно регламентированной частью структуры курсовой работы. В нём требуется отражение следующих пунктов:

- обоснование выбора темы, определение её актуальности значимости для науки и практики;

- определение основной цели работы и подчинённых ей более частных задач;

- определение границ исследования (объект, предмет исследования, хронологические рамки);

- обзор литературы по данной теме (или информационное обеспечение темы);

- краткая характеристика базы исследования;

- методы, которые использовались при решении поставленных задач.

В число задач может входить:

1. изучение литературы с целью теоретического осмысления выбранной темы;

2. анализ состояния породы в регионе и селекционной работы с ней;

3. изучение мнения экспертов по интересующей проблеме;

4. разработка рекомендаций по внедрению выработанной методик, разработанной программы (проекта) и т.д.

Таким образом, если цель работы указывает на предполагаемый результат, то задачи показывают те этапы, которые следует пройти для достижения цели, и являются отражением структуры курсовой работы.

Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания.

Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Например, исследование песка - это некоторая часть материального мира, на которую направлено наше работа. Потому песок является объектом исследования. Фильтрационные же характеристики - это как раз то свойство песка, которое представляется наиболее важным именно для данного исследования. Все остальные свойства песка должны рассматриваться в данном исследовании только в связи с влиянием их на фильтрационные свойства, те же свойства, которые не влияют на это, могут в исследовании опускаться. Поэтому фильтрационные свойства - предмет исследования.

Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук - тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения - остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение предмет-объект позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.

В основной части курсовой работы можно выделить стандартные разделы: теоретическую и практическую части.

В теоретической части при изложении научно-теоретических положений студент должен показать знание материала по данной теме, сложившийся опыт, тенденции и нерешённые проблемы в этой сфере деятельности, то есть сделать аналитический обзор, который является обязательным содержательным элементом основной части курсовой работы. Аналитический обзор представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности документов по определённой теме, содержащий обобщённые и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета обзора.

К тексту аналитического обзора предъявляются следующие основные требования:

- полнота и достоверность информации;

- наличие критической оценки использованной информации;

- чёткость структуры;

- композиционная целостность;

- аргументированность выводов;

- ясность, логичность, чёткость и лаконичность изложения.

В практической части рассматривается конкретный эмпирический материал. Студент может использовать в своей работе, как результаты чужих исследований, так и результаты самостоятельного анализа племенной, выставочной деятельности кинологических организаций, методов дрессировки собак и их использовании в работе кинологов как России в целом, так и Сибирского региона в частности. Именно в этой части студент показывает умение увязывать теоретические положения с практическими задачами, вскрывать недостатки племенной работы, кинологической деятельности и их причины, вырабатывать собственные рекомендации совершенствования форм и методов племенной, выставочной работы, методов дрессировки и использования собак, организации кинологической деятельности и собаководства в России и за рубежом. Как правило, результаты проведённого анализа оформляются в таблицы, графики и выносятся в Приложения.

Каждый раздел Основной части курсовой работы заканчивается краткими выводами из предшествующего изложения.

На основную часть приходится почти весь объём цитат, заимствований отдельных теоретических положений, результатов других исследований.

Основные правила цитирования:

- цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки;

- если источник нужного автора недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованного в каком-либо другом издании. В этом случае ссылке должны предшествовать слова: (цитируется по книге…);

- не рекомендуется слишком насыщенное цитирование (2 и более цитат подряд);

- на каждую цитату, оформленную в кавычки или без кавычек, а также, схему, таблицу, классификацию, заимствованные из другой работы, должна быть библиографическая ссылка.

В курсовой работе можно использовать 3 способа оформления библиографической ссылки: построчные примечания (в конце страницы); указание источника непосредственно в тексте; отсылка (в квадратных скобках) к списку литературы, помещённом в конце работы.

Заключительная часть раскрывает значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики; приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы; излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.

Оформление списка изученной и использованной литературы является органической частью любой учебной или научно-исследовательской работы. Он помещается после основного текста работы (перед Приложением). Перечень источников характеризует степень изученности конкретных проблем автором работы, позволяет документально подтвердить достоверность и точность проводимых в тексте заимствований: цитат, таблиц; представляет ценность как справочный аппарат для других исследователей этой темы. Рекомендуется 3 варианта заглавия списка:

1. Литература – если включается вся изученная автором курсовой работы литература, независимо от того, использовалась ли она в работе или нет.

2. Список использованной литературы – если включена только та литература, которая анализировалась или использовалась в тексте в виде заимствований.

3. Список использованных источников литературы – если включаются, кроме изученной литературы, и документы.

Расположение литературы в списке может быть: алфавитным, систематическим, по главам работы, хронологическим, в порядке упоминания литературы в тексте.

При оформлении списка литературы следует учитывать достаточно строгие правила описания разных источников: монографий, учебных пособий, многотомных изданий, статей в периодике и т.д.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы и могут включать материалы, дополняющие текст: инструкции, анкеты, методики, заключения экспертов и т.д. Кроме того, в качестве приложений могут выступать афиши, программы, каталоги ( выставок, соревнований, состязаний), фото-видеоматериалы, материалы-отзывы в прессе, рецензии.

Приложения помещаются в конце работы, каждое должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок; в правом верхнем углу располагается номер приложения.

На все приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки.

Цель и задачи курсовой работы

Курсовая работа – это научная работа, имеющая цель научить студента самостоятельно применять полученные знания по одной из изучаемых дисциплин для решения конкретных практических задач, привить навыки расчетов и обоснования принимаемых решений.

Курсовые работы призваны углубить и конкретизировать знания студентов в отдельных областях экономики (дисциплинах), привить навыки самостоятельной творческой деятельности. По сути, они являются первым опытом вхождения студентов в экономическую науку.

Значение курсовой работы состоит в том, что в процессе ее выполнения студент не только закрепляет, но и углубляет полученные теоретические знания. Курсовая работа является важной частью самостоятельной работы студентов и является составным элементом учебного процесса.

Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки дипломной работы.

К курсовой работе как самостоятельному исследованию предъявляются следующие требования:

работа должна быть написана самостоятельно;

курсовая работа должна быть написана на достаточно высоком теоретическом уровне с привлечением законодательных, нормативных и др. документов по избранной теме;

курсовая работа должна иметь практическую ценность; результаты работы должны быть полезными для применения в практической деятельности;

курсовая работа должна отличаться критическим подходом к изучению литературных источников; материал, используемый из литературных источников, должен быть переработан, органически увязан с избранной студентом темой;

изложение темы должно быть конкретным, насыщенным фактическими данными, сопоставлениями, расчетами, графиками, таблицами;

при написании курсовой работы должны быть обобщены теоретические материалы по избранной теме с использованием соответствующего аппарата обоснования;

отдельные разделы курсовой работы должны быть логически связаны между собой;

работа должна быть написана четким и грамотным языком и правильно оформлена;

работа завершается конкретными выводами и рекомендациями.

Наши рекомендации