Установка на проведение игры

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук»

Деловые игры дисциплины

ЛОГИКА

(методические указания и рекомендации)

Направление подготовки: Все направления

Профиль подготовки: все профили

Степень выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Срок обучения: полный

Москва, 2011 г.

ИГРУ ВЕДУТ ЗНАТОКИ

Цель игры: активизация самостоятельной работы студентов по усвоению основ теории логики и практическому применению формально-логических средств к анализу рассужденческих процессов. Игра имеет стимулирующий характер с целью более успешной сдачи зачета или экзамена по логике через рейтинговую оценку знаний студентов в ходе игры

Установка на проведение игры

Игра проводится на последнем практическом занятии. Вопросы, задействованные в игре, охватывают все темы курса. В результате игры члены играющих команд могут получить «автоматический» зачет или значительное сокращение программного материала во время зачета.

Сценарий игры

Подготовительный этап. За неделю до проведения игры студенты получают информацию о характере вопросов и ответов, задействованных в рейтинговой игре. В связи с этим следует дать указания по отработке основных теоретических вопросов курса и характеру обоснованных ответов, связанных с выполнением задач по формально-логическому анализу (вопросы №№ 12-20). Для развития навыка решения довольно сложных задач по формально-логическому анализу (вопросы №№ 18-20) студентам за неделю предлагаются аналогичные задания.

Ход игры:

1. Создаются две играющие команды в количестве 4-5 человек. Каждая команда выбирает лидера и получает свой вариант игры в письменном виде, вопросы которого в ходе игры проецируются на экран для всей группы.

2. Каждый вариант игры содержит 20 вопросов разного уровня сложности:

· Первый уровень: вопросы №№ 1-6. Они задаются в виде тестов. Правильный ответ на каждый вопрос оценивается в 1 балл.

· Второй уровень: вопросы №№ 7-11. За каждый правильный ответ – 2 балла.

· Третий уровень: вопросы №№ 12-17. Оценка каждого правильного ответа – 4 балла.

· Четвертый уровень: вопросы №№ 18-20. Оценка каждого правильного ответа – 8 баллов.

3. Две команды участвуют в игре одновременно. По случайному жребию (орел-решка) одна из команд начинает игру первой, отвечая на вопросы I уровня. Отвечает сам лидер, либо поручает ответ члену команды. Если команда не может дать правильный ответ, то преподаватель перадаёт право ответа второй играющей команде. Рейтинговый балл получает команда, ответившая правильно.

4. После того, как вопросы первого уровня варианта первой команды будут исчерпаны, вторая команда приступает к ответам на вопросы первого уровня своего варианта. В это время первая команда готовится к ответам на вопросы второго уровня своего варианта. И так далее по данному сценарию.

Заключительный этап: Оценка игровой ситуации. Команда, набравшая 35 и более баллов из 64 возможных, получает «автоматический» зачет по логике. Команда, набравшая 20-34 балла, получает «полуавтомат». Это означает, что ей будет сообщено, над какими конкретно вопросами нужно поработать к зачету.

Выигрыш от участия в игре для студентов, не ставших членами играющих команд, состоит, прежде всего, в том, что они могут проверить свою возможность ответить на вопросы, которые будут иметь место на зачете.

Варианты игры.

Вариант I.

1. Логическая форма – это:

а) построение мысли, ее структура;

б) отражение мира тем или иным способом;

в) различные степени общности мысли;

г) выражение мысли в языке.

2. Аристотель увидел причину «принудительной силы наших речей» в:

а) наличии закономерностей в связях наших мыслей;

б) выражении мыслей в языке;

в) связи содержания и формы мышления;

г) объективном характере мышления.

3. Совместимые понятия – это понятия:

а) содержания которых сходны;

б) объемы которых частично или полностью совпадают;

в) имеющие общие признаки;

г) имеющие одинаковое значение.

4. Качество суждения означает:

а) объем субъекта;

б) характер связки;

в) объем предиката;

г) нормативную характеристику суждения.

5. Какой характер связи между посылками и заключением в дедуктивном умозаключении:

а) логического следования;

б) логического подтверждения;

в) вероятностный;

г) нормативный.

6. Доказательство – это:

а) логическая операция обоснования истинности выдвинутого положения;

б) логическая связь аргументов;

в) последовательность аргументов;

г) правильное рассуждение.

7. Определите, есть ли противоречие в следующих мыслях или в них нарушен закон тождества:

а) Я знаю, что Я ничего не знаю;

б) Бог, конечно, есть, но Я в него не верю.

8. Правильно ли осуществлено следующее обобщение понятий:

а) Подряд – договор – соглашение – связь;

б) Банковский кредит – международный кредит – кредит – движение ссудного капитала.

9. Определите отношение между следующими понятиями, выразив их круговыми схемами:

а) Форма собственности. Частная собственность. Акционерная собственность. Имущество.

б) Сделка. Купля. Продажа. Договор. Контракт.

10. Преобразуйте суждение путем превращения:

· Товарный рынок работает не сам по себе, а лишь в контексте с другими элементами рыночной системы.

11. Дайте противоположную, противоречащую и подчиненную формы следующего суждения:

· Признаки инфляции проявляются в постоянном росте цен.

12. Правильно ли осуществлена операция деления понятия «спрос»:

· Спрос как совокупность требований на товары со стороны покупателей может быть нерациональным, ажиотажным, нерегулируемым, повышенным, стабильным.

13. Правильно ли осуществлено обращение мысли:

· Без конкуренции даже самые перспективные изобретения не доходят до рынка и не становятся товарами. Дойти до рынка и стать товаром без конкуренции не могут даже самые перспективные изобретения.

14. Определите фигуру и правильность следующего простого категорического силлогизма:

· Каждый участник общей долевой собственности имеет право на отчуждение своей доли собственности другому лицу. Иванов не является участником общей долевой собственности, т.к. не имеет права отчуждения своей доли собственности.

15. Определите вид умозаключения и его правильность:

· Этот товар не сертифицирован, поэтому его не купят.

16. Что выражают в логике с помощью схемы «логический квадрат»?

17. В каком отношении находятся отрицания двух противоположных суждений?

18. Выразите символически следующее умозаключение и по виду его логической формы определите правильность мысли:

· Если ни денежная, ни налоговая политика не дают нужных результатов, не позволяют уравновесить рынок, то государство само создает дополнительный спрос. В настоящее время есть положительные результаты в налоговой и денежной политике, позволившие уравновесить рынок, поэтому нет необходимости в создании государством дополнительного спроса.

19. Могут ли быть правы оба человека или оба не правы, один из которых высказывает суждение (а), а другой – (б):

а) Никто из экономистов не сомневается, что кредитно-денежная политика сильно влияет на инвестиции.

б) Неверно, что некоторые экономисты не сомневаются в сильном влиянии кредитно-денежной политики на инвестиции.

20. Проверьте правильность рассуждения табличным способом:

· Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится, а если не возрастут, то увеличится дефицит. Допустить обострение политической ситуации нельзя. Значит, увеличится дефицит.

Вариант 2.

1. Главный принцип формальной логики гласит:

а) Правильность рассуждения зависит только от его формы.

б) Содержание и форма мысли связаны между собой.

в) Истинность мысли есть ее отношение к действительности.

г) Истинность и правильность мысли связаны между собой.

2. Логический закон – это:

а) связь между содержанием и формой;

б) необходимая связь в структуре мысли;

в) необходимая связь между правильностью и истинностью;

г) выражение существенных характеристик мысли в языке.

3. Логическая операция деления понятия раскрывает:

а) содержание понятия;

б) объем понятия;

в) количество понятия;

г) функции понятия.

4. Количество суждения означает:

а) объем субъекта;

б) характер связки;

в) объем предиката;

г) нормативную характеристику.

5. Логическое следование означает:

а) последовательную связь между структурными элементами мысли;

б) заключение не может быть ложным, если все посылки истинные;

в) правильность умозаключения;

г) из ложных мыслей нельзя вывести истинную.

6. Логическая ошибка «основное заблуждение» – это:

а) использование ложных аргументов;

б) использование недоказанных аргументов;

в) наличие противоречия в аргументах;

г) изменение тезиса в процессе доказательства.

7. Определите, есть ли противоречие в мыслях или в них нарушен закон тождества:

а) Я в приметы не верю, но они иногда оказываются верными;

б) Если справедливость существует, то ее в жизни нет.

8. Правильно ли осуществлено ограничение понятий:

а) Цена – деньги – выражение стоимости товара – скользящая цена – изменяющаяся цена.

б) Краткосрочная ссуда – ипотека – ипотечный кредит.

9. Определите отношение между следующими понятиями по объему, выразив его кругами Эйлера:

· Рыночная политика. Рынок. Регулируемый рынок. Сельскохозяйственный рынок. Базар.

10. Осуществите превращение суждения:

· Денационализация не может не дать сильного противоинфляционного эффекта.

11. Дайте эквивалентную и подчиненную форму мысли:

· Демонополизация рынка в обозримом будущем не ожидается.

12. Правильно ли определение понятия «брокер»:

· Брокер – посредник в продвижении товаров от производителя к потребителю.

13. Правильно ли осуществлено превращение мысли:

· Инфляция бывает не только открытой. Инфляция бывает и неоткрытой.

14. Выполнены ли правила терминов в простом категорическом силлогизме:

· В настоящее время правительство реализует антиинфляционную политику, поэтому оно не должно выходить за пределы заранее установленного денежного лимита при увеличении количества денег для снижения процентных ставок как важнейшего условия антиинфляционной политики.

15. Определите вид умозаключения и его правильность:

· Монополии должны исчезнуть, т.к. любые монополии препятствуют предпринимательству.

16. Что определяют в логике при помощи таблиц, и что означает формула 2п?

17. Может ли одно и то же суждение следовать из каждого из двух противоположных суждений? Дайте обоснованный ответ с помощью схемы «логический квадрат».

18. Могут ли быть правы оба человека или оба не правы, один из которых высказывает суждение (а), а другой – (б):

а) Неверно, что весь совокупный объем сбережений дойдет до инвестиционного процесса.

б) Некоторая часть совокупного объема сбережений дойдет до инвестиционного процесса.

19. Выразите символически следующее умозаключение и по виду его логической формы определите правильность мысли:

· Некоторые политики имеют много недостатков. Это следует из того, что «тот, кто имеет много недостатков, тот легко находит их у других» (адыгейская пословица), некоторые политики легко находят недостатки у других.

20. Решите задачу табличным способом:

Три цеха договорились о таком утверждении порядка проектов:

· Если цех В не участвует в утверждении проекта, то в этом утверждении не участвует и цех А.

· Если цех В принимает участие в утверждении проекта, то в нем принимают участие цеха А и С.

Обязан ли при этих условиях цех С принимать участие в утверждении проекта, когда в нем принимает участие цех А?

Список литературы

1. Будбаева С.П. Логика. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2000.

2. Жоль К.К. Логика в лицах и символах. М., 1995.

3. Ивин А.А. Основы теории аргументации. М., 1997.

4. Ивлев Ю.В. Логика. М., 2001.

5. Курбатов В.И. Как развить свое логическое мышление. М., 2001.

6. Малахов В.П. Формальная логика. М., 2001.

7. Меськов В.С. Логика: наука и искусство. М., 2002.

ДЕЛО СЛУШАЕТСЯ …

Цель игры: развитие навыков практического применения формально-логических средств к анализу рассуждений в ходе следствия и различных судебных слушаний. Активность участников игры стимулируется рейтинговым учетом результатов при сдаче экзамена по логике.

Установка на проведение игры

Игра проводится на последнем практическом занятии. Вопросы по формально-логическому анализу, задействованные в игре, основаны на содержательном поле возможных или имевших место юридических ситуаций. Ответ должен быть обоснованным. Студентам сообщается, что знания, проявленные участниками игры, будут учтены на экзамене по логике.

Сценарий игры

Подготовительный этап. За неделю до проведения игры все студенты группы получают вопросы, задействованные в игре, и методические указания о способе получения ответа на вопросы, в которых он явно не зафиксирован. Сообщается, что игра проводится в форме аукциона. На аукционе поочередно будет выставлено 8 лотов. Каждый лот содержит два вопроса из предложенного варианта разной степени сложности.

Ход игры.

1. В день игры студент должен сделать заявку на участие в аукционе.

2. В аукционе одновременно участвуют 6 человек. Каждый участник получает по 40 кредиток в качестве денежных единиц.

3. Преподаватель выставляет лот, то есть называет два входящие в него вопроса, исходно оценивая его в n кредиток.

4. Право ответа участники «покупают» при помощи аукциона, делая ставки больше исходной, но не более 15 кредиток.

5. Участник, купивший на аукционе право ответа, отвечает на поставленный вопрос. Если ответ правильный, то он получает то количество кредиток, за которые купил право ответа. Если нет – отдает кредитки.

6. Участники, у которых не окажется кредиток, становятся банкротами и выбывают из игры.

7. По окончании аукциона, участники подсчитывают свои доходы. Победитель – участник с самым большим доходом.

8. Победитель получает льготу при сдаче экзамена по логике. Форму льготы, исходя из уровня обоснованности ответов, определяет преподаватель: «отлично» - без экзамена; повышение оценки на экзамене на 1 балл; ответ на экзамене по конкретной теме и т.д.

9. Победитель также получает в подарок книгу по логике с надписью преподавателя.

Варианта вопросов, включенных в лоты игры-аукциона

1. В ходе судебного разбирательства обвинитель утверждал, что «Все члены этой группировки – преступники», а защитник – «Ни один член этой группировки не является преступником». Если будет показана несостоятельность утверждения обвинителя, будет ли это означать правоту защитника?

2. Равнозначны ли мысли, выраженные суждениями:

· Не все преступления раскрываются «по горячим следам».

· Некоторые преступления не раскрываются «по горячим следам».

3. Признав истинной мысль: «Разбой является оконченным преступлением в момент нападения», что можно сказать б истинности (и ложности) мысли: «Разбой не является оконченным преступлением в момент нападения».

4. Определите отношение нижеследующих пар мыслей по истинностным значениям, выраженных в судебной практике модальными суждениями:

а.1. Разрешено не давать показания против родственников.

а.2. Запрещено давать показания против родственников.

б.1. Запрещается человеку, состоящему в браке, вступать в новый брак.

б.2. Разрешается человеку, состоящему в браке, не вступать в новый брак.

в.1. Не запрещено работнику использовать свой отпуск по частям.

в.2. Не обязательно работнику использовать свой отпуск по частям.

5. Могут ли быть правы, и обвинитель, и защитник, сказав на судебном заседании следующее:

а.1. Подсудимый виновен, и у него был сообщник.

а.2. Неверно, что если подсудимый виновен, то у него не было сообщников.

б.1. Преступник физически слаб или нападение не было внезапным.

б.2. Неверно, что, если нападение было внезапным, то преступник физически не слаб.

6. Одного человека судили за участие в грабеже. В ходе судебного заседания прокурор и адвокат сказали следующее:

· Прокурор: Если подсудимый виновен, то у него был сообщник.

· Адвокат: Неверно.

· Ничего худшего адвокат сказать не мог. Почему?

7. В протоколе о преступном нападении следователь сообщает, что при отрицании того, что «если нападение было внезапным, то преступник был физически слаб» следует проанализировать ситуацию, что «нападение было внезапным, но преступник не был физически слаб». Почему следует?

8. В ходе расследования одного уголовного преступления были установлены следующие факты:

а) Никто кроме А, В, С в преступлении не замешан, и, по крайней мере, один из этой тройки виновен.

б) Если А виновен и В не виновен, то С виновен.

в) С никогда не действует в одиночку.

г) А никогда не ходит на дело вместе с С.

Чья невиновность, исходя из этих фактов, не вызывает сомнения?

9. Некто сообщил в милицию, что его ограбили. В ходе расследования обвинение пало на А, В, и С и было установлено, что:

а) Если А виновен, то у него был ровно один сообщник.

б) Если В не виновен, то С также не виновен.

в) Если виновны ровно двое подозреваемых, то А – один из них.

г) Если С не виновен, то В также не виновен.

Против кого следствие выдвинуло обвинение?

10. Ответьте на следующие вопросы, которые возникали при слушании дела, в котором Иванов, Петров и Сидоров обвинялись в подделке документов, подлежащих налоговому обложению. Они дают показания:

Петров: Иванов виновен, а Сидоров не виновен.

Иванов: Если Петров виновен, то виновен и Сидоров.

Сидоров: Я не виновен, но хотя бы один из них виновен.

а) Совместимы ли показания всех трех подозреваемых?

б) Показания одного из подозреваемых следуют из показаний другого. Чьи это показания?

в) Если все трое не виновны, то кто совершил лжесвидетельство?

г) Если показания всех подозреваемых верны, то кто виновен, а кто не виновен?

д) Если все трое виновны, то кто говорит правду, а кто лжет?

е) Может ли лгать Иванов, если Петров и Сидоров оба говорят правду?

ж) Может ли Петров лгать, если Иванов и Сидоров говорят правду, и кто в этом случае виновен, а кто не виновен?

з) Возможно ли, что тот, кто виновен, говорит правду, а тот, кто не виновен, лжет?

11. Идет обсуждение характера наказания за преступление, в ходе которого участники высказывают следующие суждения:

а) Наказание за преступление должно быть неотвратимым, но не жестоким.

б) Если наказание должно быть неотвратимым, то оно не должно быть жестоким.

в) Неверно, что, если наказание не должно быть жестоким, то оно должно быть неотвратимым.

г) Первый выступающий не прав. (Я с ним не согласен).

д) Либо наказание не должно быть жестоким, либо оно не должно быть неотвратимым.

е) Наказание должно быть неотвратимым только в том случае, если оно не должно быть жестоким.

ж) Неверно, что наказание должно быть неотвратимым и жестоким.

Логически отредактируйте обсуждение, установив логические отношения между суждениями (а) – (ж), выявив единомышленников и оппонентов, устранив суждения, не несущие новой информации.

12. Упростите систему высказываний, логически отредактировав ее:

а) Если непосредственный начальник дает подчиненному приказ, то подчиненный должен его выполнить.

б) Приказ не выполняется в том и только в том случае, если он противоречит распоряжению высшего начальства.

в) Непосредственный начальник не может дать приказ, противоречащий распоряжению высшего начальства.

г) Распоряжениям высшего начальства ничто не может противоречить.

д) Если есть приказ, и он не противоречит распоряжению высшего начальства, то он должен быть выполнен.

13. Уточните мысль, выраженную суждением: «Все то, что не запрещено, - разрешено», осуществив все возможные виды непосредственных умозаключений, приняв данное суждение в качестве посылки.

14. В ходе расследования различных преступлений имели место следующие выводы. Правильны ли они?

а) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин Н. не может быть привлечен к уголовной ответственности, т.к. он хулиганского поступка не совершал.

б) Граждане, имеющие патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью освобождаются от уплаты налога от доходов. Гражданин К. не имеет такого патента. Следовательно, он не освобождается от уплаты налога от дохода.

в) Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, не действительна. В данной доверенности указана дата ее совершения. Следовательно, данная доверенность действительна.

15. По виду логической формы проверьте правильность следующих умозаключений, сделанных обвинителем в ходе судебного заседания:

а) Если кража совершена «по наводке», то у преступника был сообщник и это – преступление с отягчающими обстоятельствами. Но кража совершена не «по наводке». Значит, не было или сообщника, или это преступление без отягчающих обстоятельств.

б) Если это преступление совершил гражданин А, то ему известно место и время его осуществления. И то, и другое ему известно, значит он совершил это преступление.

в) Приговор не может быть оставлен в силе, если объективность свидетельских показаний вызывает сомнения. Но объективность свидетельских показаний не вызывает сомнения, значит приговор должен быть оставлен в силе.

16. Рассудите, кто прав в знаменитом споре Протогора, жившего в V в. до н.э., и его ученика Еватла, обучавшегося у него праву.

По заключенному между ними договору Еватл должен был заплатить за обучение, если выиграет свой первый судебный процесс. Однако, закончив обучение, Еватл не стал платить за обучение, но и не участвовал в судебных процессах. Терпение Протагора иссякло, и он решил подать на Еватла в суд. В письме к Еватлу он говорит, что при любом решении суда Еватл должен будет заплатить Протогору, рассуждая так:

Если суд вынесет решение в мою пользу, то ты должен будешь заплатить мне по решению суда.

Если же суд вынесет решение в твою пользу, то ты выиграл первое дело суда и заплатить должен мне по договору.

Еватл ответил так:

Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю. Но, если суд вынесет решение в мою пользу, то я не буду тебе платить по решению суда.

Если же суд вынесет решение в твою пользу, то я проиграл, первое дело в суде и не буду платить тебе по договору.

Кто прав?

17. Можно ли сделать правильный вывод из следующих пар посылок? Если можно, то какой; если нет, то почему?

а) Обвиняемый может быть или исполнителем, или организатором, или подстрекателем, или пособником преступления. Обвиняемый Н. не является ни исполнителем, ни организатором совершения преступления. Следовательно…

б) Н., виновный в заведомо незаконном задержании гражданина Р., должен быть наказан исправительными работами до одного года или увольнением со службы. Н. наказан увольнением со службы. Следовательно …

18. Проверьте табличным способом правильность рассуждения, имевшее место в ходе следствия по делу о краже:

· Если разбивается витрина, то включается звуковая сигнализация и одновременно поступает сигнал в милицию.

· Если при разбивании витрины не поступает сигнал в милицию, то не включается и звуковая сигнализация. Значит, звуковая сигнализация включалась только вместе с поступлением сигнала в милицию.

19. Докажите правильность следующих умозаключений сокращенным табличным способом:

а) Если А совершил данное преступление, то он должен был встать рано, а если он был в ресторане вечером, то лег спать поздно. Если он лег поздно, а встал рано, то сон его составил около пяти часов. Это противоречит факту. Значит А или не совершал данного преступления, или имеет место лжесвидетельство, что он был вечером в ресторане.

б) Если подозреваемый совершил эту кражу, то либо она была тщательно подготовлена, либо он имел соучастника. Если бы кража была тщательно подготовлена, то, если бы был соучастник, украдено было бы гораздо больше, чем украдено теперь. Значит, подозреваемый не совершал этой кражи.

20. Исходя из нижеследующих юридических ситуаций, постройте версию и продемонстрируйте логическую форму рассуждения:

а) В кассе НИИ одного из городов Подмосковья, при внезапной проверке была обнаружена недостача денежных средств в сумме 200 тыс. руб. Накануне проверки выдавалась зарплата работникам института и сезонным рабочим, и в кассе оставалась значительная сумма денег. Кассир, выдававшая зарплату, пояснить причину недостачи не смогла. Администрация института обратилась с заявлением в ОБЭП этого города.

б) По делу об ограблении квартиры было важно определить время совершения преступления. Опираясь на результаты осмотра места преступления, следователь построил свое рассуждение так: если в комнате после ограбления многие предметы лежат не на своих местах (вещи разбросаны, мебель сдвинута, на столе лежат настенные часы с оторванной задней стенкой), значит … Если часы были сняты с целью поиска спрятанных ценностей, то это произошло в момент ограбления и если стрелки показывают 5 часов, значит …

в) В помещении прокуратуры района были обнаружены вынутое из окна стекло, а в кабинете прокурора – куча пепла. Проверкой установлено исчезновение пяти уголовных дел и ряда жалоб. Из пяти сожженных уголовных дел четыре, незначительные по своему содержанию, были востребованы прокуратурой для принесения протеста за мягкостью приговора, а пятое – по обвинению Надежды К. по ст. 117 УК РФ – поступило из милиции. В сохранившемся сопроводительном письме к этому делу указывалось, что к нему приобщен в пакете паспорт на имя Надежды К.

Осмотр места преступления дал следующие результаты: в кабинете прокурора был обнаружен след ноги от мягкой обуви небольшого размера; около окна рассыпан мелко истертый табак; в куче пепла не было обнаружено следов сожжения паспорта. Пять сожженных дел лежали до преступления вместе на отдельной полке стенного шкафа. Среди лиц, принятых накануне прокурором, была Надежда К., которая была осведомлена о месте хранения ее дела, т.к. прокурор в ее присутствии брал дело с полки шкафа.

21. Прочитайте рассказ А.П. Чехова «Случай из судебной практики» и охарактеризуйте использованные адвокатом подсудимого аргументы в его защиту: сколько их и в чем их некорректность.

22. Проведите логический анализ статьи «Город родом из «Палаты № 6» («Комсомольская правда» от 20.11.02) на выполнение основных законов логики.

Наши рекомендации