Русский алфавит. Функциональные парадигматические отношения

ПАРАДИГМАТИКА

ГРАФИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский алфавит. Функциональные парадигматические отношения

Парадигматика фонемографического письма основана на алфавите. Парадигматические отношения, как известно, делятся на внешние (между самостоятельными единицами) и внутренние (между разновидностями одной единицы).

Центральным, системообразующим для алфавита является внешнее отношение между графическими и фонетическими единицами. Житейский опыт (письмо под диктовку, чтение текста вслух), казалось бы, подсказывает нам, что эти фонетические единицы – звуки. Но такому впечатлению противоречат следующие, также вполне очевидные факты.

1) Одному и тому же звуку могут соответствовать разные буквы:

валовой – няня – водовоз – рэкетир – шестьдесят – выбыл – широко – новую [ъ];

щи – веснушчатый – мужчина – резче – объездчик – счистить – хлестче [ш#’].

2) Одной и той же букве могут соответствовать разные звуки:

лошадка – лошадиный – лошадь – час – часы [а – ы – ъ – ׁа – и];

там – отбор – отнять – отсылка – отсел – отзыв – отзимовать – отшить – тщетно – отжать – от жюри [т – д – т’ – ц – ц’ – дз – дз’ – ч – ч’ – дж – дж’].

Стремясь разрешить выявленное противоречие, наука разрабатывает типологию «звуковых значений букв». Построены многочисленные и разнообразные классификации [см., например, Иванова 1991, с. 65–76; Моисеев 1987, с. 83–91]. Но с позиций Московской фонологической школы неверна сама постановка вопроса [Панов 1989, с. 143–150]. В основе графической парадигматики русского языка лежит фонемно-буквенный принцип ФБП, устанавливающий соответствия между буквами и стабильными фонологическими единицами – фонемами. Обычно принцип называют «фонемным» [Там же] или «фонематическим» [Касаткин 2005, с. 429], но эти термины не отражают двустороннего характера отношения, а последний из них к тому же имеет другой смысл в орфографии.

Необходимо чётко осознавать специфику отношений «фонема – звук» и «фонема – буква». При помощи буквы пишущий, как и говорящий при помощи звука, объективирует информацию о фонеме, делает её доступной органам чувств адресата (зрению читающего, слуху слушающего). Но на этом сходство заканчивается и начинаются принципиальные различия.

Фонема реализуется звуком = звук реализует фонему, т. е. воплощает заложенные в ней потенции – это закономерный результат внутренних, органичных для фонетической системы процессов. Закономерности реализации изменяются вместе с характером процессов в ходе естественной эволюции.

Фонема обозначается буквой = буква обозначает фонему, выступая как её внешний, абсолютно условный заместитель, по своей природе не имеющий с ней ничего общего. Способ обозначения фонемы может быть изменён в любой момент посредством соглашения между пишущими и читающими. Наконец, в состав обозначаемых объектов графической системы русского языка входят также особые сочетания фонем, силлабемы ájГñ, давно утратившие статус целостных фонологических единиц, которым обладали в древности (см. 2.2).

Надо также иметь в виду, что буквы – это не знаки, а фигуры, семантикой не обладающие. Поэтому речь должна идти не о «значениях букв», а о функциях.

Состав современного русского алфавита представлен в табл. 7.

Таблица 7

Современный русский алфавит
Буквы Названия Функции Буквы Названия Функции Буквы Названия Функции
Аа [а] áаñ Кк [ка] áкñ/áк’ñ Хх [ха] áхñ/áх’ñ
Бб [бє] áбñ/áб’ñ Лл [эл()] áлñ/áл’ñ Цц [цє] áцñ
Вв [вє] áвñ/áв’ñ Мм [эм] áмñ/áм’ñ Чч [ч’ׁэ] áч’ñ
Гг [гє] áгñ/áг’ñ Нн [эн] áнñ/áн’ñ Шш [ша] áшñ
Дд [дє] áдñ/áд’ñ Оо [о] áоñ Щщ [ш#’ׁа] áш’ñ
Ее [jׁэ] áэñ/ájэñ Пп [пє] áпñ/áп’ñ Ъъ твёрдый знак диакрит.
Ёё [jׁо] áоñ/ájоñ Рр [эр] áрñ/áр’ñ Ыы [/ы] áиñ
Жж [жє] áжñ Сс [эс] áсñ/áс’ñ Ьь мягкий знак диакрит.
Зз [зє] áзñ/áз’ñ Тт [тє] áтñ/áт’ñ Ээ [э] áэñ
Ии [и] áиñ/ájиñ Уу [у] áуñ Юю [jׁу] áуñ/ájуñ
Йй [иj] ájñ Фф [эф] áфñ/áф’ñ Яя [jׁа] áаñ/ájаñ

Из ФБП вытекают внешние функциональные отношения между самими буквами, т.е. разбиение алфавита на функциональные классы:

33 буквы Б = 21 буква согласных фонем БС + 10 букв гласных фонем БГ + 2 вспомогательные буквы Б', фонем не обозначающие (строчные диакритики). Однако к последнему классу примыкают также 2 небуквенные единицы, выполняющие диакритические функции по совместительству: пробел (см. 2.3) и дефис (см. 1.1).

Для обобщения буквенных и небуквенных функциональных единиц будем использовать термин графема ГР, построенный И.А. Бодуэном де Куртенэ по модели «фонема»: «Обнаруженная графема становится буквою, точно так же как и обнаруженная фонема становится звуком» [Бодуэн де Куртенэ 1912/1963, с. 214]. Итак, существуют графемы (буквы) согласных фонем ГРС, графемы (буквы) гласных фонем ГРГ и вспомогательные графемы ГР' (буквенные Б' и небуквенные Б').

Наши рекомендации