Луганской Народной Республики
Методические рекомендации
по проведению защиты выпускных письменных экзаменационных работ в образовательных учреждений среднего профессионального образования (профессионально-технических учебных заведениях)
Луганской Народной Республики
Выпускная письменная экзаменационная работа (далее – ВПЭР) - это самостоятельная работа учащегося, выполненная им на выпускном курсе, оформленная в соответствии с требованиями и представленная к защите перед государственной квалификационной комиссией.
Выполнение ВПЭР должно способствовать систематизации, закреплению и совершенствованию полученных учащимися знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами и образовательно - квалификационными характеристиками по профессиям.
К защите ВПЭР допускаются учащиеся, успешно выполнившие квалификационную пробную работу.
Темы ВПЭР разрабатываются преподавателями специальных дисциплин совместно с мастерами производственного обучения, рассматриваются на заседаниях методических комиссий и утверждаются заместителем директора по учебно–производственной работе образовательного учреждения среднего профессионального образования (профессионально-технического учебного заведения). Задания выдаются учащимся до начала производственной практики. Закрепление тем и руководителей ВПЭР утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.
Задания для ВПЭР выдаются в печатном виде с подписью руководителя работы, утверждаются заместителем директора по учебно – производственной работе.
Основными функциями руководителя ВПЭР являются:
- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения ВПЭР (назначение и задачи, структура и объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей ВПЭР);
- оказание помощи учащимся в подборе необходимой литературы;
- контроль за ходом выполнения ВПЭР;
- подготовка письменного отзыва на ВПЭР.
Структура ВПЭР:
§ титульный лист;
§ отзыв руководителя ВПЭР;
§ задание на ВПЭР;
§ содержание;
§ пояснительная записка;
§ заключение;
§ список литературы.
Объем ВПЭР составляет 25-30 страниц.
Страницы ВПЭР должны быть пронумерованы.
Оформленная ВПЭР сдается руководителю для подготовки отзыва.
Письменный отзыв на ВПЭР руководитель оформляет не позднее, чем за 2 дня до государственной квалификационной аттестации.
Отзыв на ВПЭР должен отражать:
- общую характеристику ВПЭР;
- соответствие заданию по объему и степени разработки основных разделов работы;
- положительные стороны работы;
- недостатки в пояснительной записке, а также в ее оформлении;
- характеристику графической части.
Для защиты ВПЭР на одного учащегося отводится до 15 минут. Процедура защиты устанавливается председателем государственной квалификационной комиссии по согласованию с членами комиссии.
Окончательная оценка определяется голосованием на закрытом заседании комиссии. При равном числе голосов мнение председателя комиссии является решающим. Председатель государственной квалификационной комиссии выносит решение о соответствии результатов требованиям образовательно–квалификационной характеристики по профессии и квалификационного уровня.
Результаты защиты ВПЭР заносятся в протокол государственной квалификационной аттестации. Результаты объявляются учащимся публично в день защиты ВПЭР.
Критериями оценивания ВПЭР являются:
- актуальность темы;
- полнота и обстоятельность изложения теоретической и практической части работы;
- качество доклада (сообщения) и ответов на вопросы при защите ВПЭР.
Оценка "5" (отлично) ставится в случае, когда содержание представленной работы соответствует теме, просматривается чёткая целевая направленность, связь с практическим применением. При защите работы учащийся логически последовательно излагает материал, базируясь на прочных теоретических знаниях по выбранной теме. Стиль изложения корректен, работа оформлена грамотно.
Оценка "4" (хорошо) - содержание представленной работы соответствует теме, просматривается целевая направленность. При защите работы учащийся соблюдает логическую последовательность изложения материала, но обоснования для полного раскрытия темы недостаточны. Допущены одна ошибка или два-три недочета в оформлении работы, выкладках, эскизах, чертежах.
Оценка "3" (удовлетворительно) - допущено более одной ошибки или трех недочетов, учащийся обладает базовыми знаниями по излагаемой работе.
Оценка "2" (неудовлетворительно) - допущены существенные ошибки, учащийся не обладает обязательными знаниями по излагаемой теме в полной мере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Требования к техническому оформлению текста ВПЭР:
1. ВПЭР печатается на стандартных белых листах (формат А 4 – 210x297 мм):
1.1. шрифт Times New Roman;
1.2. кегль (размер букв) 14 пт.;
1.3. межстрочный интервал – полуторный ;
1.4. поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – 2 см;
1.5. текст располагается только на одной стороне листа.
2. Нумерация страниц производится в низу страницы по центру. Титульный лист и страница, на которой расположено содержание, не нумеруются, но принимаются за первую и вторую страницу.
3. Каждый раздел начинается с новой страницы. Это же относится к введению, заключению, списку литературы и приложениям.
3.1. Точки в конце заголовков не ставятся.
3.2. Знаки переносов в заголовках не допускаются.
3.3. Шрифт названия раздела: Times New Roman, кегль 16 пт., заглавными буквами, выделение «жирным», межстрочный интервал одинарный.
3.4. Шрифт названия подразделов: Times New Roman, кегль 14 пт., выделение «жирным», межстрочный интервал одинарный.
3.5. Расстояние между заголовком и текстом равно двум интервалам.
4. Для подтверждения достоверности, обоснованности или дополнения отдельных положений, выводов, сделанных автором работы, могут использоваться цитаты.
5. Таблицы, рисунки, используемые в тексте, имеют нумерацию и название.
5.1. Название таблицы располагается по центру.
5.2. Таблицы имеют сквозную нумерацию.
5.3. Ссылка в тексте на таблицу делается в скобках (например: Таблица 1).
5.4. Если таблица находится на другой странице, то ссылка делается следующим образом: Таблица 1, на стр. 45.
5.5. Рисунок – это различные графические представления в работе (рисунок, график, диаграмма, схема). Рисунки могут быть расположены как по тексту документа (возможно, ближе к соответствующим частям текста), так и в приложениях. Рисунки должны иметь сквозную нумерацию. Все ссылки по тексту на рисунок выполняются так же, как и на таблицу.
6. Ссылка на источники литературы оформляется в квадратных скобках – [32]. Если перечисляется несколько источников, то через точку с запятой и в порядке возрастания номеров [12; 24; 65].
7. Все использованные источники литературы оформляются в алфавитном порядке.