Продолжите утверждение, выбрав правильный ответ. В 3 классе школьники самостоятельно составляют письменное высказывание объемом:
В 3 классе школьники самостоятельно составляют письменное высказывание объемом:
а) 3-4 предложения;
б) до 6-ти предложений;
в) 7-8 предложений.
15. Дайте правильный ответ. Скорость письма при списывании на конец 3 года обучения русскому языку составляет:
а) 10 – 15 знаков в минуту;
б) 20 - 25 знаков в минуту;
в) 25 – 30 знаков в минуту.
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Составьте перечень возможных заданий по чтению текста (учебник русского языка, 3 класс, с.103) с учетом разной подготовленности детей. Объясните возможность и целесообразность сочетания таких заданий на уроке.
2. Рассмотрите рисунок на с. 43 учебника русского языка, 3 класс. Составьте
рассказ и беседу по данному рисунку.
3. Подберите занимательный дидактический материал к с. 85 (учебник русского языка, 3 класс).
4. Составьте фрагмент урока введения новой буквы (Ы).
Теоретический материал к самостоятельной работе по теме «Методика первоначального чтения и письма с буквами, совпадающими и не совпадающими в русской и украинской графике».
Буквы, не совпадающие в русском и украинском алфавитах
Буквы, не совпадающие в русском и украинском алфавитах | Направление (цели работы) |
1. Буквы Ы, Э, Ё | Научить соотносить известные звуки – сходные в украинском и русском языках – с новой буквой. |
2. Буквы И, Е, Г | Научить различать звуковые значения одной и той же графемы в украинском и русском алфавитах. |
3. Буквы Ъ, Ь | Сформировать представление об иной функции буквы в русском языке по сравнению с украинским (ь, ъ переде, ё, ю, я, и). |
Последовательность изучения букв – г, ы, и, э, е, ё, ъ, ь.
Специфика работы над усвоением звуко-графических соответствий в близкородственных языках:
1. Учет сходства звуков и букв в обоих языках.
2. Обеспечение транспозиции путем проведения звуковых и графических аналогий с украинским языком («Букву э читай, как в украинском языке е»).
3. Предупреждение интерференции путем графического сопоставления
(«ы рус. – и укр.»).
Направление работы при обучении новым буквам –от слова к звуку, букве, обозначающей этот звук.
Методика введения буквы
1) Рассматривание рисунка, называние предмета, изображенного на нем.
2) Отчетливое повторение названного слова (учителем и школьниками) – слуховое восприятие.
3) Произнесение учителем (возможно и учащимися) слова по слогам с выделением нужного звука.
4) Повторение школьниками названного звука, постановка изолированного звука путем имитации или объяснения артикуляции.
5) Слуховые упражнения в узнавании изучаемого звука в предлагаемых словах.
6) Показ буквы, обозначающей этот звук. Установление звуко-графических соответствий для изучаемой буквы в русском и украинском языках.
7) Подбор слогов с новой буквой, составление их из разрезной азбуки, чтение.
8) Чтение столбцов слов с изучаемой буквой по учебнику.
9) Конструирование предложений, содержащих слова с изучаемой буквой.
Специфика работы по обучению чтению по-русски – опора на умения и навыки, сформированные на уроках украинского чтения.
Задачи начального обучения чтению:
- дальнейшее совершенствование техники чтения;
- развитие навыков правильного, сознательного и быстрого чтения по-русски.
Этапы начального обучения чтению:
1) Чтение слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской орфографии: вначале дети читают тексты со словами, в которых наблюдается совпадение звукового и буквенного состава. Затем учат школьников читать слова с «орфоэпическими секретами» - слова, в которых наблюдаются расхождения между произношением и написанием (пятно, грядка).
2)Чтение слов с буквами, которые различаются в русской и украинской графике: учащиеся знакомятся с буквами, специфическими для русской графики; читают отдельные слова, что готовит их к чтению текста.
3) Совершенствование навыков чтения в процессе работы над связным текстом.
Методика введения слов,предназначенных для усвоения на уроке на этапе начального обучения чтению и письму:
- устное правильноепроизношение слова учителем;
- отработка произношения (усвоение звучания учениками);
- уяснение, уточнение значения слова (понимание слова);
- чтение слова в учебнике (на доске, в таблице и т. д.);
- запись слова учащимися в тетради, словари;
- употребление слова в сочетании с другими словами (в словосочетании, предложении);
- применение нового слова в речевых ситуациях и игровой деятельности.