Глава 2. Разновидности гигиены

2.1. Гигиена отдыха

Разумное использование времени отдыха по окончании рабочего дня и в конце рабочей недели является необходимым условием для восстановления сил и сохранения высокой производительности труда. При этом важную роль играют занятия физической культурой, спортом, разнообразные игры на открытом воздухе, воздушные и солнечные ванны. Эти мероприятия и процедуры, закаливающие организм, способствуют усилению обмена веществ, развивают и укрепляют мышцы, тонизируют сердце и сосуды.

Различают два вида отдыха: активный и пассивный. Пассивный отдых — это полный покой. Наиболее полноценная форма пассивного отдыха — это сон. Сон связан с осуществлением ряда гигиенических требований — чистая удобная постель, определенная температура помещения, его проветривание:

· У каждого члена семьи должны быть свое полотенце и своя постель.

· Постельное белье необходимо менять еженедельно.

· Спальное место должно быть удобным.

· Перед сном необходимо проветривать спальное помещение.

· Перед сном нательное белье рекомендуется менять на ночную сорочку или пижаму.

2.2. Гигиена физической культуры

Одной из профильных гигиенических дисциплин является гигиена физической культуры и спорта. Она изучает взаимодействие организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней средой. Цель такого изучения – разработка гигиенических нормативов, требований и мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышения работоспособности и достижения высоких спортивных результатов.[6]

Суточный режим должен основываться на законах о биологических ритмах. При правильном и строго соблюдаемом суточном режиме дня вырабатывается определенный ритм функционирования организма, в результате чего студенты могут в определенное время наиболее эффективно выполнять конкретные виды работ.

· Основные правила организации суточного режима: подъем в одно и то же время

· Приема пищи в одно и то же время, не менее 3 раз в день (лучше 4 – 5 раз в день);

· Самостоятельные занятия по учебным дисциплинам в одно и тоже время;

· Не реже 3 – 5 раза в неделю по 1,5 – 2 ч. занятия физическими упражнениями и спортом с оптимальной физической нагрузкой;

· Выполнение в паузах учебной деятельности (3 – 5 мин) и физических упражнений;

· Ежедневное пребывание на свежем воздухе (1,5 – 2 ч);

· Полноценный сон (не менее 8 ч) с засыпанием и пробуждением в одно и тоже время.

Спортивная одежда должна отвечать требованиям, предъявляемым спецификой занятий и правилами соревнований различных видов спорта. Она должна быть по возможности легкой и не стеснять движений. Как правило, спортивная одежда изготавливается из эластичных тканей с высокой воздухопроницаемостью, хорошо впитывающих пот и способствующих его быстрому испарению. Спортивная обувь должна быть легкой, эластичной и хорошо вентилируемой. Необходимо, чтобы и теплозащитные и водоупорные свойства соответствовали погодным условиям. Лучше всего этим требованиям отвечает обувь из натуральной кожи, имеющая малую теплопроводимость, хорошую эластичность, а так же обладающая способностью сохранять форму после намокания.

2.3. Гигиена питания

Гигиена питания изучает влияние на организм пищевых рационов с различным содержанием питательных веществ, потребности организма в их количестве и оптимальное соотношение в зависимости от условий труда и быта; разрабатывает меры профилактики элементарных заболеваний.

Питание является биологической потребностью человека. Рациональное, полноценное питание обеспечивает оптимальное развитие человеческого организма, физическую и умственную работоспособность. Необходимо учитывать насыщаемость и усвояемость пищи, а также соблюдать режим питания. Соблюдение чистоты во время приготовления пищи — важнейшее правило личной гигиены, при нарушении которого микробы могут попасть в пищу и вызвать пищевое отравление или кишечное заболевание.

Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Основные гигиенические требования, предъявляемые к пище следующие[2]:

· оптимальное количество, соответствующее энергетическим затратам человека, в процессе жизнедеятельности;

· полноценное качество, т.е. включение всех необходимых питательных веществ (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей), сбалансированных в оптимальных пропорциях;

· разнообразие и наличие различных продуктов животного и растительного происхождения;

· хорошая усвояемость, приятный вкус, запах и внешний вид;

· доброкачественность и безвредность.

Энергозатраты организма выражаются в килокалориях (ккал). В этих же единицах обозначается и энергетическая ценность пищи. Повышение активности процентов обмена веществ и энергии при выполнении различной, главным образом мышечной, деятельности является решающим фактором при определении суточного расхода энергии. Чем интенсивнее выполняемая физическая работа, тем выше энергозатраты. Умственный или полностью автоматизированный труд требует небольших затрат энергии.

2.4. Гигиена сна

Спокойный и глубокий сон, необходимый для отдыха и восстановления сил организма, также связан с осуществлением ряда гигиенических мероприятий (чистая, удобная постель, оптимальная температура спального помещения, обязательное проветривание его перед сном и после сна). В связи с проблемой отдыха и восстановления сил следует рассматривать психогигиену, играющую значительную роль в профилактике нервных, сердечнососудистых и других заболеваний.

Гигиенические навыки следует прививать уже в детстве, закреплять в школьные годы и прочно вводить в распорядок дня с начала трудовой деятельности. Большую роль в привитии санитарных навыков играет санитарное просвещение.[7]

К личной гигиене в узком понимании этого слова относятся гигиенические требования к содержанию тела человека, его белья, одежды, обуви, жилища. От ухода за кожей, зубами, волосами зависит состояние здоровья человека.

При недостаточном уходе за кожей пыль и грязь закупоривают выводные протоки потовых и сальных желез, создавая благоприятные условия для развития микроорганизмов и грибков. Загрязненная кожа чаще подвергается и таким заболеваниям, как фурункулёз, экзема, чесотка. Основным правилом ухода за кожей является забота о ее чистоте. Не реже одного раза в неделю необходимо посещать баню или мыться в ванне.

Особенно легко загрязняются руки. Грязь, содержащая болезнетворные микробы и яйца глистов, может попасть с рук в рот через пищу. Дизентерию, например, называют болезнью грязных рук. Показателем загрязнения рук является нахождение кишечной палочки при бактериологическом исследовании смывов с их поверхности.

Уход за полостью рта не только сохраняет целость зубов, но и предупреждает многие заболевания внутренних органов (сердца, суставов, почек и др.).

Белье, одежда, обувь играют большую роль в предохранении тела от загрязнения, охлаждения, химических и механических повреждений, от попадания клещей в таежных районах страны.

2.5. Гигиена труда

Профессиональная гигиена - отрасль гигиены, изучающая влияние на организм человека трудовых процессов и окружающей человека производственной среды и разрабатывающая гигиенические нормативы и мероприятия для обеспечения благоприятных условий труда и предупреждения профессиональных болезней. Научные исследования по гигиене труда проводят по следующим основным направлениям: физиология трудовых процессов, их влияние на организм и разработка мероприятий для предупреждения утомления и повышения производительности труда; промышленная токсикология (разработка предельно допустимых концентраций токсических веществ в производственной обстановке и мероприятий для предупреждения профессиональных интоксикаций); изучение различных видов производственной пыли и разработка предельно допустимых концентраций её в воздухе производственных помещений, способов предупреждения профессиональных пылевых заболеваний (пневмокониозов); изучение воздействия на организм физических факторов внешней производственной среды (метеорологические условия: ионизирующие излучения, шумы и вибрации, электромагнитные волны радиочастот и др.); разработка профилактических мероприятий для предупреждения профессиональных заболеваний, которые могут вызвать эти факторы. Гигиена труда тесно связана с научной организацией труда. В своих исследованиях Гигиена труда использует физические и химические методы при изучении производственной среды, физиологической, патофизиологической, морфологической, биохимической — при изучении механизма действия производственных факторов на организм, клинические и статистические — при изучении состояния здоровья и заболеваемости работающих. Исследования по гигиене труда проводят в лабораториях (в эксперименте) и непосредственно на производствах.

После Великой Октябрьской социалистической революции было разработано законодательство по охране труда и созданы органы, обеспечивающие контроль за выполнением этого законодательства. В 1923 по инициативе В. А. Обуха был создан первый в СССР Московский институт гигиены труда и профзаболеваний, входящий с 1944 в состав АМН СССР. В дальнейшем были созданы институты в Москве, Ленинграде, Горьком, Свердловске, Киеве, Харькове, Донецке, Тбилиси и др., а также институты охраны труда в системе ВЦСПС, ведущие исследования по технике безопасности, вентиляции и др. техническим проблемам охраны труда. Разработку вопросов гигиены труда ведут, кроме того, кафедры и лаборатории медицинских институтов. Материалы по гигене труда в СССР освещаются в ежемесячном журнале "Гигиена труда и профессиональные заболевания".

2.6. Гигиена детей и подростков

Это отрасль гигиены, посвященная проблемам охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения. Она разрабатывает гигиенические нормативы и требования к окружающей ребенка среде, а также к различным видам его деятельности (учеба, труд, занятия спортом, отдых и др.), обосновывает и осуществляет профилактические мероприятия, направленные на сохранение и улучшение здоровья детей (от периода новорожденности до 18-летнего возраста).

Гигиена детей и подростков как область медицинской науки возникла в середине 19 веке, (школьная гигиена), когда была установлена высокая частота близорукости, сколиоза, неврастении, анемий и других заболеваний среди школьников. Частота этих заболеваний, получивших название «школьные болезни», нарастала от класса к классу и во многом была обусловлена неудовлетворительной организацией обучения и условиями быта учащихся (недостаточным освещением, плохим воздухообменом, учебными перегрузками и др.). Рекомендации по устранению причин «школьных болезней» легли в основу многих публикаций по школьной гигиене.

В советский период школьная гигиена, как наука и область практического здравоохранения, полностью переросла в гигиену детей и подростков и стала изучать все возрастные группы детского населения, охваченные общественными формами воспитания и обучения. Окончательно гигиеной детей и подростков она стала именоваться с 1954 г.

Гигиена детей и подростков как область практического здравоохранения является частью санитарно-эпидемической службы страны. Она носит государственный характер, строит всю свою деятельность на основе научных разработок, отличается единством структуры управления и привлекает к активному участию в санитарно-профилактической работе и пропаганде гигиенических знаний общественные организации, медработников и население.

Сущность гигиены детей и подростков как науки заключается в изучении таких процессов, как рост, развитие и социализация ребенка. Они сопровождаются расширением круга воздействующих на растущий организм материальных и социальных факторов, ростом функциональных возможностей, позволяющих ребенку адекватно реагировать на воздействие окружающей среды. От степени согласованности процессов роста, развития и социализации зависит характер взаимоотношений растущего организма с окружающей средой, а следовательно, и состояние его здоровья. Поэтому основная проблема гигиены детей и подростков — это проблема соответствия функциональных возможностей ребенка и подростка конкретным условиям окружающей среды, или проблема его функциональной готовности к воздействию различных факторов. К этой проблеме относятся научные исследования, связанные с изучением школьной зрелости, профессиональной пригодности, определением оптимальных трудовых и спортивных нагрузок и др.[6]

Функциональная готовность организма к воздействию различных факторов окружающей среды зависит также от характера и интенсивности этого воздействия. Поэтому с проблемой функциональной готовности неразрывно связана и другая ключевая проблема гигиены детей и подростков — гигиеническое нормирование факторов окружающей среды. Теоретические принципы нормирования как ведущей задачи гигиены детей и подростков сводятся к следующему.

1. Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора окружающей среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию.

2. Нормы в гигиене детей и подростков непостоянны, они меняются на различных возрастных этапах, причем смена норм должна происходить неодновременно для различных факторов.

3. Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить необходимые предпосылки благоприятного развития детей и подростков.

Основными научными направлениями советской гигиены детей и подростков являются гигиена обучения и воспитания, гигиена труда подростков, гигиена строительства детских и подростковых учреждений, изучение состояния здоровья детей и подростков, гигиена физического воспитания молодого поколения.

Первостепенное значение среди всех научных проблем принадлежит изучению состояния здоровья, которое включает исследование физического развития детей и подростков, т.к., с одной стороны, состояние здоровья этого наиболее ранимого контингента служит чутким и объективным показателем санитарного состояния населения, а с другой — дает представление о правильности разработанных нормативов окружающей среды и служит основой для новых научных исследований и практических мер по дальнейшему оздоровлению детских контингентов. Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие принципы:

1) отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования;

2) уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности;

3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям;

4) особенности функционирования основных физиологических систем организма. Эти принципы получили широкое признание и повсеместно используются практическими и научными лечебно-профилактическими учреждениями.

Разработанные в гигиене детей и подростков принципы оценки состояния здоровья послужили основанием для распределения детей по состоянию здоровья на 5 групп:

I группа — здоровые;

II группа — дети со сниженной сопротивляемостью организма, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются функциональные и морфологические отклонения, а также дети, часто (4 раза в год и более) и длительно болеющие (более 25 дней по одному заболеванию);

III группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации: с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия;

IV группа — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации: с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний;

V группа — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

На основе научных и практических разработок в области изучения состояния здоровья детей и подростков предложены скрининговые программы. Они преследуют цель повысить эффективность врачебных осмотров и освободить врача от непроизводительных затрат времени. Одна из таких скрининговых программ предложена НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ СССР для диспансеризации детей в условиях школы. Эта программа составлена в соответствии с задачами профилактики и раннего выявления наиболее часто встречающейся у детей и подростков патологии. В результате применения скрининг-программы повышается эффективность профилактических осмотров, улучшается выявляемость функциональных отклонений, особенно ранних форм и преморбидных состояний. Она способствует значительному улучшению оздоровления учащихся, в т.ч. внедрению наиболее перспективной формы санации — комплексного оздоровления детей непосредственно в школе. Оздоровление детей в условиях школы под контролем школьных медработников обеспечивает охват большинства школьников, нуждающихся в своевременной систематической санации, и экономит время детей и их родителей, ликвидирует перегрузки поликлиники.

Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое падение работоспособности. С этой целью рационально организуется каждое занятие, регламентируется их число на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуются с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активноевнимание не более 15 мин, поэтому в 1 классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов для учеников 1 класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1 классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей.

В современной системе образования молодежи одно из ведущих мест занимает трудовое воспитание детей и подростков. Основу существующей в СССР системы трудового воспитания, обучения и профессионального образования составляет соединение обучения с общественно полезным трудом. Одним из наиболее важных звеньев всей системы трудового воспитания и обучения является профессиональное образование подростков, которое осуществляется в средних профессионально-технических училищах (СПТУ), техникумах и специальных училищах (педагогических, медицинских, художественных и др.). При рациональной организации труда и обучения, когда характер трудовой деятельности и особенности ее построения соответствуют возрасту, полу и состоянию здоровья учащихся и эта деятельность осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, у учащихся улучшается функциональное состояние организма и увеличивается работоспособность. Занятия общественно полезным трудом являются одним из путей профилактики гипокинезии и способствуют формированию положительного эмоционального состояния у детей и подростков.

Гигиенистами разработаны и внедрены в практику медицинские показания и противопоказания к приему подростков (в зависимости от состояния здоровья) на работу, в техникумы, в профтехучилища, охватывающие более 400 профессий.

Результаты исследований в области гигиены детей и подростков показали, что выбор профессии должен базироваться не только на склонностях подростков, но и соответствовать его физиологическим возможностям, требованиям данной профессии. Большое значение поэтому имеет установление физиологических критериев, позволяющих прогнозировать профессиональную пригодность подростка еще до начала профессионального обучения или производственной деятельности. В настоящее время на 45 крупных предприятиях в Москве, Тольятти, Днепропетровске и других городов действуют лаборатории профессиональной пригодности, организованные при методической помощи НИИ гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков Всесоюзного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ СССР. По ряду профессий изучены влияние на подростков трудовой деятельности и особенности воздействия некоторых вредных производственных факторов (шума, химических веществ, физической нагрузки, лучистого и конвекционного тепла и др.). Эти исследования послужили основанием для пересмотра ряда положений трудового законодательства, касающихся подростков. Исследования в области гигиены труда подростков показали, что профессиональная деятельность, связанная с воздействием шума, вибрации, токсических веществ и других неблагоприятных факторов, даже если профессия не считается вредной, должна начинаться после 20 лет.

Исследования гигиенистов показали, что целенаправленная система физического воспитания благоприятно влияет на растущий организм. Ими физиологически обоснованы нормы нагрузок для детей разного пола и возраста, определен возраст, в котором можно начинать спортивную специализацию, а также гигиенические условия (в первую очередь метеорологические в разных климатических поясах) проведения занятий физкультурой и спортивных соревнований.

Гигиеническое обоснование получили условия размещения детских и подростковых учреждений в жилой застройке, радиус их обслуживания с учетом климатического районирования, разработаны рекомендации к вместимости и архитектурно-планировочной структуре, составу и размерам помещений детских яслей-садов и общеобразовательных школ, определены оптимальные и допустимые температурные параметры в различных помещениях этих учреждений с учетом возраста детей, обоснованы и уточнены размеры дошкольной и школьной мебели. Все это создает нормативные предпосылки, позволяющие в значительной мере улучшать условия воспитания и обучения детей в детских и подростковых учреждениях.

Однако и гигиенические, и архитектурно-строительные нормы не могут быть постоянными. Перестройка системы народного образования, применение новых методов обучения, технических средств, кино и телевидения, изменение принципов градостроительства, появление новых методов строительной техники, строительных и отделочных материалов ставят перед гигиенистами новые проблемы и вызывают необходимость изменения ряда гигиенических нормативов.

2.7. Радиационная гигиена

Это раздел гигиены, изучающий источники, уровни и последствия воздействия ионизирующих излучений на человека с целью разработки и обоснования нормативов, мер профилактики и защиты от повреждающего воздействия этих излучений. Направления исследований в радиационной гигиене: дозиметрическое, радиобиологическое, теоретическое и санитарно-законодательное. Задачей дозиметрии ионизирующих излучений является выявление источников и установление уровней внешнего и внутреннего облучения различных групп населения и персонала предприятий, работа на которых сопряжена с профессиональным облучением (Р. г. труда). Изучаются закономерности формирования внешнего и внутреннего облучения, а также роль различных факторов и процессов, влияющих на величину дозы, получаемой человеком, для разработки необходимых защитных мероприятий. В рамках радиобиологического направления изучаются метаболизм радионуклидов, в частности в зависимости от особенностей пищевого и водного рациона. Содержанием теоретического направления Р. г. является разработка методологии гигиенического нормирования воздействия ионизирующих излучений на человека. В отличие от других токсических факторов, для которых существует порог действия, а следовательно, дозы и концентрации (ниже пороговых), полностью безвредные для здоровья человека, в Р. г. принято считать, что дополнительное облучение в любой дозе, сколь бы мала она ни была, сопряжено с риском возникновения отдаленных последствий. Соблюдение действующих гиг. нормативов в области радиационной безопасности (НРБ-99/2009) позволяет предотвратить неблагоприятные изменения в организме человека, поддающиеся обнаружению современными методами исследования. Для населения НРБ-99/2009 устанавливают годовой предел эффективной дозы (ПД) 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год, а для персонала группы "А" -20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет,но не более 50 мЗв в год. Задачей сан. -гиг. исследований является разработка конкретных сан. норм, правил и инструкций, а также обоснование мер защиты и радиационно-гигиенического контроля.

Заключение

Таким образом, личная гигиена - широкое понятие, включающее в себя выполнение правил, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья человека. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. В течение недели сальные железы кожи человека выделяют около 200 г кожного сала, а потовые железы - от 3 до 7 л пота. Поэтому кожу нужно своевременно и регулярно мыть, в противном случае нарушаются ее защитные свойства и соотношение микроорганизмов, которые в норме населяют нашу кожу; создаются условия для размножения инородных микробов, паразитических грибков.

Особенно подвержены загрязнению открытые участки тела. Проведенные исследования показывают, что при нанесении на чистую, предварительно вымытую кожу рук бактериальных культур их количество через 10 мин уменьшается на 85%. Чистая кожа человека обладает бактерицидными свойствами и способна убивать микроорганизмы. Грязная кожа во многом теряет эти свойства. Особенно много бактерий и вредных микроорганизмов обнаруживается под ногтями, поэтому очень важен систематический и правильный уход за ногтями. Ногти должны быть коротко острижены, чистые.

Основными средствами для очищения кожного покрова являются мыло и вода. Кожу нужно мыть туалетным мылом, лучше пользоваться мягкой водой.

Кожа может быть сухой, жирной или нормальной. Каждый человек должен знать особенности своей кожи и учитывать это при уходе за ней. Целесообразно ежедневно принимать душ (после работы или перед сном). Температура воды не должна превышать 37-38 °С. Мыться в ванне или в бане с использованием мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю.

После мытья обязательно нужно сменить нательное белье, в противном случае вы вновь загрязните кожу. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека.

Библиографический список

1. Физиология питания: учебное пособие;рец.: О.Б. Лаврова, С.Д. Чернявских; НИУ БелГУ; НИУ БелГУ.-Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2012. - 95 с..-Библиогр.: с. 95

2. Санитария и гигиена питания: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Технология продукции и организация общественного питания";рец.: А.В. Малахова, Г.Г. Дубцов.-М.: Академия, 2011. - 272 с..-(Бакалавриат).-Прил.: с. 237-265.-Библиогр.: с. 266-268

3. Гигиена и основы экологии человека: Учебник для вузов по спец. "Лечебное дело";под ред. Ю.П. Пивоварова, МО РФ.-М.: Академия, 2010. - 528 с..-Библиогр.: с. 524

4. Гигиена детей и подростков: Учебное пособие, МО РФ.-Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 312с..-(Медицина).-Библиогр.:с.310-312

5. Гигиена и основы экологии человека: учебник для студентов медицинских вузов, обучающихся по специальностям "Лечебное дело", "Педиатрия";под ред. Ю.П. Пивоварова; рец.: А.М. Большаков, А.М. Лакшин, М-во образования РФ.-М.: Академия, 2010. - 528 с..-(Учебник).-Библиогр.: с. 524-

6. Общая и специальная гигиена: учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)";рец.: Ю.Д. Жилов, А.М. Лакшин, УМО вузов России по .-М.: Академия, 2009. - 299 с..-(Высшее профессиональное образование. Физическая ку).-Библиогр.: с. 270-271.-Прил.: с. 272-296

7. Гигиена: учебник для студентов лечебных фак. мед. вузов;под общ. ред. Г.И. Румянцева; рец.: А.М. Лакшин и др..-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с..-Тесты: с. 576-600

8. Гигиена и основы экологии человека.-Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 342 с..-(Среднее профессиональное образование).-Лит.: с. 333-335

Наши рекомендации