Разработка концепции исследования.
Следующим шагом после уточнения проблемы является выяснение того, каким образом задача может быть решена. Разрабатывается детальный план дальнейших действий. Центральным звеном этого шага является выработка теоретических гипотез и их проверка на практике, выявление и обоснование причинно-следственных связей. Например, следствием усиления рекламной деятельности может, как ожидается, является рост продажи в определенном количественном отношении.
Выработка гипотез необходимо по двум причинам:
- для последующей статистической проверки на этапе анализа;
- для ограничения возможностей манипуляции исследователя.
Гипотезы должны отвечать требованиям: категоричности, однозначности и проверяемости. В качестве источников гипотез назовем творческое и логическое мышление, аналоги, изучение соответствующей литературы.
В ходе выработки концепции сбора данных возможны следующие альтернативы:
- полное или выборочное исследование;
- единичное или многоразовое исследование;
- одноцелевое или многоцелевое исследование;
- форма сбора данных – опрос или наблюдение.
Кроме этого необходимо решить, что должно служить источником информации – уже имеющийся материал (вторичные данные) или сбор новых данных (первичных). В первом случае говорят о вторичном исследовании, во втором о первичном. Оба метода равнозначны для практики. Иногда для решения проблемы бывает достаточно анализа уже собранной ранее информации, во всяком случае с этого по возможности должен начинаться каждый исследовательский проект. Источники вторичной информации делятся на внутренние и внешние. Внутренние: бухгалтерские отчеты, внутренняя статистика, материалы ранее проведенных исследований, досье клиентов и т.д. Внешние: государственная статистика, отраслевая статистика, литература, выпускаемая фирмами, публикации рекламных агентов, материалы институтов по изучению рынков.
Преимущество вторичного исследования – меньшая трудоемкость, сравнительная дешевизна, более легкий доступ к информации. Макроэкономические данные можно получить только с помощью такого подхода. Этот метод получения информации имеет и свои недостатки: данные могут оказаться устаревшими, негарантированна точность данных, не всегда есть возможность соблюдать методологический базис сбора данных.
Проблемы измерения и операционализации (построение соотношения состояний и их численного выражения). Построение шкал.
Особенно сложно в ходе разработки концепции сбора данных найти инструмент для измерения интересующих признаков. Ведь от характера исходных данных зависит возможность применения методов статистической обработки; от качества измерения – в конечном счете качества получаемой информации.
Измерение в общем смысле можно определить как присвоение объектам числовых значений причем отношения между числами должны выражать соответствующие отношения между величинами измеряемого признака объектов.
Измерения производятся с помощью шкалы, с которой может быть известным образом «считана» величина характеристики исследуемого объекта. Какие именно отношения чисел шкалы должны иметь практическое значение и отражать реальные отношения между величинами измеряемого признака у объектов, должен решить исследователь, разрабатывающей шкалу. От этого решения зависит уровень шкалы.
- Идентичность. Если исследователь решает, что постулат идентичности должен иметь практическое значение, то это означает, что одинаковые величины признака должны получить одинаковое числовое значение, а разные – соответственно разные числовые значения. Таким образом задается номинальный уровень шкалы.
- Порядок.Признание постулата порядка означает, что отношения больше – меньше между числами должны отражать те же отношения между характеристиками признака (ординальный уровень шкалы).
- Интервал. Добавление к первым пунктам еще постулата интервала означает, что отношение разности между числовыми значениями должно соответствовать такому же отношению разностей между реальными характеристиками признака (интервальный уровень шкалы).
- Число ноль.Если кроме перечисленного еще число ноль имеет практическое значение, то нулевая характеристика должна означать отсутствие признака у объекта полностью (ратио - шкала).
Уровень шкалы влияет на возможности применения различных видов статистического анализа.
При сборе данных часто встают проблемы измерения. Относительно просто определить величины, связанные с однозначными понятиями (например, оборот в рублях, цена, возраст, пол и т.д.). Гораздо более проблематично операционализация (преобразование в форму, поддающуюся измерению) для характеристик, не имеющих непосредственной связи с эмпирически (опытным путем) воспринимаемыми вещами и (или) неподдающихся непосредственному наблюдению (например, мнения, представления, имидж, интеллигентность, стиль, престиж, демократичность, талант, действие рекламы и другое). Подобные понятия (конструкции) отличаются тем, что непонятно, как можно их измерить. Операционализация таких конструкций заключается в нахождении индикаторов (характеристик, связанных с конструкцией (понятием)) и поддающихся измерению.
Например, для определения мнения о магазине одним из индикаторов может служить ответ на вопрос: «какую часть своего бюджета, направляемого на продукты питания, вы расходуете в этом магазине?». Кроме того, операционализация должна дать инструкции, как нужно измерять индикаторы и как отсюда получить численную величину для понятия. Для измерения Индикаторов как раз используются шкалы.
Процесс построения шкалы, проведенный по определенным правилам , называют шкалированием.
Эти процессы подразделяют на три вида :
- методы, которые можно назвать лишь условно
- одномерные методы
-многомерные методы
Методы первого типа не предусматривают разложение комплексных характеристик на составляющие и прямо связывают определенное состояние конструкции (понятия) с определенным числовым значением.
Наиболее известная шкала , полученная с помощью такого метода ,-рейтинг-шкала : явлениям ,состояниям ,предметам , объектам ,людям , обстоятельствам и т.д. присваивается рейтинг (балл) , в соответствии с которым они затем ранжируются.
Для одномерных методов полирования характерно ограничение одной , чаще всего эмоциональной , компонентной конструкции (понятия). В качестве примера приведем Лайкерт- шкалу :
Реклама сигарет вредна ?
Полностью согласен не знаю не согласен решительно
согласен несогласен
____1__________2______________3_____________4_________________5______
Путем суммирования ответов на определенное количество подобных вопросов делают заключение об отношении опрашиваемого к предмету исследования.
Многомерные методы применяются для измерения всех параметров (сторон) теоретической конструкции в целом. К ним относятся : многомерное шкалирование , индексирование , семантический дифференциал.
Выбор объектов исследования .
При разработке концепции сбора данных почти всегда возникает вопрос о том , какие объекты и в како количестве должны быть исследованы. Необходимо при этом решить 3 задачи:
1) выделение генеральной совокупности
2) определение метода выборки
3) определение объема выборки
Генеральная совокупность (набор объектов) должна быть ограничена материально , во времени и в пространстве. Если Вы хотите исследовать потребителей своей продукции , то вначале необходимо определить , кто признается потребителем: те , кто купил ее хотя бы 1 раз , или те , кто покупает ее не реже 1 раза в месяц и т.д.
Если генеральная совокупность достаточно мала, можно изучить все объекты. Такое исследование обычно очень дорогое , кроме того не дает возможности учесть систематические ошибки , если таковые выявляются.
Если делают выборку , к ней предъявляются ряд требований. Выборка должна быть репрезентативной , то есть правильно представлять генеральную совокупность. Только в этом случае , исходя из характеристик выборки , можно делать выводы о генеральной совокупности.
Нужно помнить , что при проведении сбора данных всегда имеются ошибки , причем различают случайные и систематическиеошибки.Случайные ошибки проявляются только при выборочном исследовании. Они не смещают характеристики выборки в ту или иную сторону (напр.,мат. Ожидание , б2 , закон распр-я и т.д.)
Величину случайных ошибок можно оценить .
Систематические ошибки возникают вследствие влияния неслучайных факторов , например : неточное выделение генеральной совокупности , неправильная ,непредставительная или слишком малочисленная выборка ; ошибки при разработке опросных листов ; ошибки счета , ложные высказывания опрашиваемых ; ошибки интерпретации результатов опросов и т.д.
Выборка элементов совокупности может быть случайной и неслучайной.
К неслучайным выборкам относятся:
- произвольнаявыборка – элементы выбираются без плана ; этот метод прост и дешев , однако неточен , имеет низкую репрезентативность ( представительность выборки) ;
-типоваявыборка- сбор данных ограничивается немногими , характерными элементами генеральной совокупности. Чтобы его применять , необходимо иметь данные о распределении признаков, по которым определяются «типичные элементы» , для всей совокупности.
-метод концентрации-исследованию подвергаются лишь наиболее существенные и важные элементы генеральной совокупности;
- метод квот- подбор элементов выборки происходит по аналогии с распределением определенных признаков (пол , возраст , др) в генеральной совокупности. Метод основан на предположении , что при соответствии распределений данных характеристик (признаков) для выборки и всей генеральной совокупности выбор будет репрезентативен и для предмета исследования..
Случайными можно считать следующие виды выборки:
-простая выборка-выбор типа лотереи; с помощью случайных чисел; систематическая выборка со случайным стартом и тд;
- групповая выборка –разложение генеральной совокупности на отдельные группы , внутри каждой из которых проводится затем случайная выборка;
-метод «клулеб» - единицы выбора ( т.е. то , что собственно будет выбиратся) состоят из групп элементов. Предпосылкой для применения метода является возможность подобного разделения генеральной совокупности. Из множества «клумб » выбирается несколько , которые затем полностью исследуются;
- многочисленная выборка – выборка производится несколько раз подряд , причем единица выборки предыдущей стадии (т.е то , что выбрано на предыдущей стадии) представляет совокупность , из которой будет проводится выбор на последующей стадии.
Описание способов сбора информации в маркетинге приведем в таблице