Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения русского языка на базовом и профильном уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать

· связь языка и истории, культуры русского и других народов;

· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

· основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

Уметь

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

· аудирование и чтение

· использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

· использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

·

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

В 11 Ю (гуманитарном) классе эта цель обуславливает следующие задачи:

· Систематизировать и обобщить изученное по русской лингвистике в 5-9, 10 классах.

· Повторить основы морфологии и орфографии.

· Закрепить основы работы с языковым текстом

· Закрепить орфографические и пунктуационные умения и навыки.

· Развивать речь учащихся:

· совершенствовать умения и навыки грамотного владения устной и письменной речью,

· продолжить формирование способности связно излагать мысли в устной и письменной формах

В продолжение курса важно использование разнообразных проверочных и контрольных работ: диктанты разных типов, тестирование, изложение с элементами сочинения.

Каждый урок строится по определенному алгоритму, который предполагает разные виды работ на уроке и дома и помогает подготовиться школьникам к ЕГЭ. Это коррекция, контроль за знаниями учащихся, новая тема и индивидуальные задания.

Используемая литература:

  1. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
  3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2009.

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 Ю классе

четверть Количество недель Количество часов Количество составных уроков Количество контрольных работ
диктант Словарный диктант Изложение Сочинение (кл./дом.) Тест
1/0
7 (6+1) 10+1час 1/0
11 (10+1) 16+1час 1/0
2/0
год 35 (33+2) 50+1 на неделе КиС 5/0
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
сентябрь 1 ч Повторение и обобщение пройденного по лексике, морфемике, морфологии, фонетике, орфографии.   Разделы русской пунктуации. Знаки препинания и их функция в предложении. Условия выбора знаков препинания в конце предложения беседа проблемный О/м № 1 Интер. доска §66. Упр. 357 Вопросы и задания для повторения на с 240. Орфографический/минимум № 1  
сентябрь Основные принципы русской пунктуации. Пунктуация, пунктуационный разбор. «Вопросник» О/м № 1   Словосочетание как синтаксическая единица Виды синтаксической связи. беседа эвристический   Интер. доска §67-68. Упр. 361, 362 Вопросы и задания для повторения на с 244, ОК УМК «Виды грамматических ошибок»
сентябрь Р/Р Культура речи Правильность русской речи. Ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Тест №1 «Согласование» ОК   Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Семинар проблемный С 444 (А, Б) Интер. доска §67-68. Упр. 364 Вопросы и задания для повторения на с 244. УМК «Виды грамматических ошибок» С 444 (А, Б)  
сентябрь Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания. Цельные словосочетания. Р/Р Ошибки в управлении Типы норм литературного языка. С 444 (А, Б) «Вопросник» Понятие о предложении. Классификация предложений. Р/Р   Практикум проблемный   Интер. доска §69-71. Упр. 367 УМК «Виды грамматических ошибок»  
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. Работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
сентябрь Анализ К/Р Синонимия словосочетаний разного грамматического строения. «Вопросник» Тест № 2 «Управление» Двусоставные и односоставные предложения. Члены предложения. Виды односоставных предложений. практикум проблемный О/м № 2 Интер. доска §73. Упр. 372 УМК «Виды грамматических ошибок» О/м № 2 ОК  
сентябрь Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа №1 Диктант с грамматическим заданием (ТЕСТ №1)   К/Р иР/Р Пр-репр   Разд. матер. §72-73. Упр. 371, 373  
сентябрь Виды односоставных предложений. О/м № 2 ОК   Тире между подлежащим и сказуемым. практик проблем с 444 В,Г Интер. доска §74. Упр. 377, 375 (у) С 444 (В,Г)    
октябрь Тире между подлежащим и сказуемым. С 444 (В,Г) Тест № 3 «Тире между подл. и сказ.»   Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения. практикум модельный О/м № 3 Интер. доска §75-76. Упр. 381, 380 (орфографический разбор) О/м № 3 ОК  
октябрь Тире в неполном предложении. Р/Р О качествах хорошей речи Тропы и риторические фигуры. О/м № 3 ОК Соединительное тире. Интонационное тире. Синтаксический разбор простого предложения. Подготовка к изложению. беседа проблемный   Интер. доска §77-78, с 262 (теория) Упр. 388 Вопросы и задания для повторения на с 262.
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словарная работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
октябрь Обучающее изложение с элементами сочинения №1 (С) Р/Р Пр-репр   Разд. матер. §77-78. с 262 (теория) Упр. 389 (цифры), 390 (2 предложения) Обобщить теорию по теме «Тире в простом предложении» в ОК О/м № 4
октябрь Коррекция К/Р Синтаксический разбор простого предложения «Вопросник» ОК О/м № 4   Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах. беседа модельн О/м № 4 Интер. доска §79. Упр. 393 ОК  
октябрь Союз как служебная часть речи: классификация, правописание. Тест № 4 «Однородные члены пр-я. Грамматические ошибки» ОК Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях и приложениях. семинар проект   Интер. доска §80-81. Упр. 397, 401, 400 (у) ОК УМК «Виды грамматических ошибок»  
октябрь 2 ч Р/Р Антитеза и фигура перечисления. Ошибки, связанные с употреблением однородных членов предложения. К/Словарный диктант № 1 Обобщающие слова при однородных членах предложения. практикум проблемный С 444 (Д- З) Интер. доска §80-83. Упр. 405, 408 (у) Д/З к (ЕГЭ) упр 405: 1. стиль речи, тип текста 2. главная мысль 3. тип связи предложений в тексте 4. Контекст. антонимы в 1-м пр-и. С 444 (Д- З)
ноябрь   Согласованные и несогласованные определения и приложения. О/м № 5 ОК   Обособленные и необособленные определения и приложения. лекция модел О/м № 6   §85-86. Упр. 419, 420 С 444 (И), ОК  
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
ноябрь Р/Р Повторение слов и близкое употребление слов (тавтология) как средство выразительности речи. Анафора и эпифора. Тест № 6 «Знаки препинания при обособл. опред. и приложениях» ОК С 444 (И) Обособленные и необособленные определения и приложения. практикум проблемный С 444(И) Интер. доска §85-86. Упр. 425 (1-10 пред-я) К ЕГЭ: Поставьте ударения в словах: апостроф, обеспечение, отчасти, каталог, эксперт, без умолку, квартал, языковая система, задолго. О/м № 6
ноябрь Обособленные и необособленные определения и приложения. Подготовка к К/Р К/ р №1 диктант Обособленные обстоятельства и дополнения практикум Пр-репрод   Интер. доска §86-87. Упр. 431, ОК Д/З к (ЕГЭ) упр 433: 1. стиль речи, тип текста 2. тема, идея 3. микротемы
ноябрь Обособленные обстоятельства и дополнения Р/Р Ошибки в употреблении деепричастного и причастного оборотов Тест № 7 «Причастие. Деепричастие. Грамматические ошибки» ОК   Обособленные обстоятельства и дополнения. практикум проблемный   Интер. доска §86-87. Упр. 433 (I) К ЕГЭ: Значение какого слова определено неверно: - опрометчивый - необдуманный, слишком поспешный; - коллизия – столкновение противоположных сил; - элитарный – лучший, отборный, производящий элиту.
декабрь Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. О/м № 7 «Вопросник» Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. беседа проблемный О/м № 7 Интер. доска §89. «Калейдоскоп» по упр. 434-440 (по 2 предложения на разные конструкции) К (ЕГЭ) по упр 441: грфически объяснить зн. преп. в 3 пр-и
декабрь Р/Р Ошибки в употреблении деепричастного и причастного оборотов Обучающее сочинение №2 (С) Р/Р Пр-р     §86-87. Упр. 433(II) О/м № 7
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
декабрь Подготовка к К/Р Контрольная работа №2 (ТЕСТ) (промежуточный контроль) К/Р, Р/Р Пр-репр   Разд. матер. §89. К (ЕГЭ) по упр 441 (II): Написать сочинение-рецензию. Какие языковые средства помогают автору выразить свои мысли и чувства? С 444 (К-М)
декабрь Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. С 444 (К-М)   Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения. беседа проблемный С 444 (К-М) Интер. доска §89. Упр 441 (III)
декабрь Анализ К/Р Р/Р Синонимия обособленных членов предложения О/м № 8, «Вопросник» Знаки препинания при сравнительном обороте, при обращении. Знаки препинания при союзе КАК лекция модельн О/м № 8 Интер. доска §90. Упр. 443 ОК  
11 (1 час) НЕДЕЛЯ КиС
январь 3 ч Знаки препинания при союзе КАК Синтаксическая омонимия.   Знаки препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях. практикум проблем   Интер. доска §91-92. Упр. 456 Повторить правило: правописание НЕ с разными частями речи. К (ЕГЭ) по упр 567: перечислить художественные средства (изобр. и синтакс.), О/м № 8
январь   Р/Р Обращения в текстах разных стилей ОК Тест № 8 «Знаки препинания при союзе КАК»   Знаки препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях.   практикум проблемн   Интер. доска §91-92. Упр. 457 С 444 (Н-О)    
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
январь Знаки препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях.   С 444 (Н-О) Тест № 9 «Обращения. Вводные слова» Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. практикум проблемн О/м № 9 Интер. доска §93. Упр. 462 (1-3 абзацы)+ контрольные вопросы на с 328.
январь Изложение с элементами сочинения №3 Р/Р Р-п   Раз матер. §93. Упр. 464 (II) О/м № 9
январь Средства связи предложений: лексический повтор, указательные слова, местоимения и наречия и т.д. О/м № 9 Тест № 10 «Правописание служебных частей речи» Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор ССП. беседа проблемный С 444 (П) Интер. доска §94-95. Упр. 472 К (ЕГЭ) задание на логику построения текста. С 444 (П) ОК  
февраль Синтаксический разбор ССП. Р/Р Трудности в употреблении местоимений. Нарушение порядка слов. Ошибки в построении сложного предложения. С 444 (П) Тест № 11 «Грамматические ошибки» ОК   Знаки препинания в сложносочиненном предложении. практикум проблемный С 444 (Р,С) Интер. доска §94-95. Упр. 475 С 444 (Р,С)
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
февраль Знаки препинания в сложносочиненном предложении. С 444 (Р,С) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Синтаксический разбор СПП с одним придаточным. практикум модельный   Интер. доска §96. Упр. 481 ОК    
февраль Виды придаточных предложений. Синтаксический разбор СПП с одним придаточным. Подготовка к К/Р К/ р №3 (ТЕСТ) (ЕГЭ, поле А, В)   Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Синтаксический разбор СПП с одним придаточным. семинар Р-пр, модел О/м № 10 Интер. доска §96. Упр. 484 (1-4 предложения) О/м № 10
февраль Синтаксический разбор СПП с одним придаточным. О/м № 10 «Вопросник» ОК   Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. практикум проблемный С 444 (Т-Я) Интер. доска §97. Упр. 486 С 444 (Т-Я)
февраль Р/Р Синонимия простых осложненных предложений и сложных предложений. Параллелизм. С 444 (Т-Я) Тест № 12 «Знаки препинания в ССП» Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор СПП с несколькими придаточными. практикум проблемный   Интер. доска §97. Упр. 484
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ)   Контроль (2x25)   Новая тема (3x25)   Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
февраль Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. ОК Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Период. Синтаксический разбор БСП. практикум проблемный О/м № 11 Интер. доска §98. Упр. 493, ОК Д/З к (ЕГЭ) стих. на с 358: перечислить художественные средства (изобразительно-выразительные и синтаксические)
март Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор БСП. Контрольный словарный диктант № 2 (компьютерное тестирование) Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор БСП. Период. Знаки препинания в периоде. практикум проектный   Интер. доска §98. Упр. 499 О/м № 11 Д/З к (ЕГЭ) упр 500: 1. стиль речи, тип текста 2. главная мысль 3. тип связи предложений в тексте 4. найдите в тексте синонимы к слову «гул»
март Р/Р Синонимия синтаксических конструкций. О/м № 11, ОК Тест № 13 «Знаки препинания в СП» Сложные предложения с разными видами связи. беседа модел   Интер. доска §98-99. Упр. 530 (1-4 абзацы) К (ЕГЭ) задание на логику построения текста.
март Сложные предложения с разными видами связи. Р/Р Грамматические ошибки при построении сложных предложений. Тест № 14 «Знаки препинания в СП» Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. практикум проблемный   Интер. доска §100-101. Упр. 504 (доделать) ОК  
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
март Знаки препинания при прямой речи. Р/Р Метонимия и перифраз Ошибки в предложениях с прямой речью. Обучающееизложение с элементами сочинения Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при диалоге и цитатах. практикум проблемный   Интер. доска §100-103. Упр. 508, 510 ОК  
март Р/Р Парцелляция, интонация и градация как средство выразительности речи. Урок- практикум По подготовке к ЕГЭ практикум Р-прод   Интер. доска §103. Упр. 513
17 (1час)   НЕДЕЛЯ КиС
апрель Способы передачи чужой речи. Р/Р Ошибки при цитировании. Тест № 15 «Грамматические ошибки» Эпиграф, способы его оформления. Сочетание знаков препинания. Авторская пунктуация. практикум эвристич     Интер. доска §104-106. Упр. 531 к (ЕГЭ) упр 531: 1. стиль речи, тип текста 2. главная мысль 3. тип связи предложений в тексте
апрель Изложение с элементами сочинения № 4 ( С ) Р/Р Р-прод   Разд. матер. §104-106. Упр. 518, 538 (худ. средства), 539  
апрель Анализ К/Р Сочетание знаков препинания.   Тест № 16 «В.1- 8» Типы норм русского языка. беседа эврист   Интер. доска §107-109. Упр. 548
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
апрель Язык и речь. Правильность русской речи. О качествах хорошей речи. «Вопросник» Функциональные стили речи. Художественный и разговорный. практикум проблемный   Интер. доска §109-110, 114, 115. Задание на с 406.
апрель Р/Р Языковые средства выразительности художественного и разговорного стилей речи. Диагностическая контрольная работа №4 ( ЕГЭ, поле А, В) Контрольное сочинение № 5 (С) К/Р Р-прод   Разд. матер. §109-110, 114, 115. Упр. 562.
апрель Анализ К/Р Р/Р Языковые средства выразительности делового и научного стилей речи. Тест № 17 «Орфография» Функциональные стили речи. Деловой и научный. практикум проблемный   Интер. доска §111-112. Упр. 552, 558.
май Р/Р Нарушение стилистической целостности текста. Стилистические ошибки. ОК Функциональные стили речи. Публицистический стиль. Лингвистический анализ текста практикум проектный   Интер. доска §113. Упр. 560
май Р/Р Языковые средства выразительности публицистического стиля речи. «Вопросник» Лингвистический анализ текста практикум проектный   Интер. доска §116. Упр. 568
Дата № составного урока (2ч) Коррекция (1x30) Повторение (Р/Р: подготовка к ЕГЭ) Контроль (2x25) Новая тема (3x25) Форма урока Методы обуч Словар. работа Оснащение, оборудование Домашнее задание
май Подготовка к контрольной работе Контрольная работа № 3 по теме «Орфография» (диктант с грамматическим заданием) К/Р, Р/Р Р-прод   Разд. матер. §116. Упр. 569
май Анализ К/Р Лингвистический анализ текста Контрольный словарный диктант № 3 Лингвистический анализ текста практикум проект   Интер. доска §116. Упр. 570
11-13 РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ

Орфографический минимум

Наши рекомендации