Потрясая основы наших культур
Становится понятным, почему все, кто рассматривает связь процесса деторождения и человеческой способности любить, сталкиваются с большими препятствиями в своей работе: они расшатывают саму основу наших культур.
То, что в успешных человеческих сообществах – в тех, которые не вымерли – выгодно снижать и контролировать различные аспекты способности любить, включая любовь к Природе, объясняет широко распространенную тенденцию нейтрализации, препятствования и даже преследования тех, кто изучает и распространяет информацию о связи между способностью любить и тем, как мы были рождены.
Много общего мы найдем между современными эпидемиологами, банк данных которых позволяет бросить новый взгляд на перинатальные ритуалы, веры и практики, и передовым исследователем Человеческой природы Вильгельмом Рейхом, который заявил, что «цивилизация начнется в тот день, когда благополучие новорожденных младенцев будет важнее всех других соображений». Рейх умер в тюрьме. Его взгляды похожи на взгляды Фредерика Лебуайе, который в поэтической форме написал о родах и их последствиях, которые «везде»… «во всех наших безрассудствах, в нашем безумстве, наших мучениях, наших тюрьмах, наших легендах, эпосах и мифах». Идеи Лебуайе, будучи искаженными и нейтрализованными, трансформировались в «метод Лебуайе».
Эта концепция имеет много общего с идеями, переданными в легенде об Иисусе. Иисус был рожден в хлеву между самками, и он был Тем, кто провозглашал Любовь. Символизмом этой части легенды пренебрегали на протяжении двух тысячелетий.
Этологический подход также помог нам понять, что только те общества, которые развивали свою способность доминировать над Природой и другими человеческими группами, сохранились до конца тысячелетия. Все другие культурные сообщества исчезли. Но сейчас наступило то самое время, когда мы осознаем срочную необходимость развивать уважение к Планете Земля и другие формы любви. Человечество находится в поворотной точке, когда глубокие традиции и верования, связанные с перинатальным периодом, теряют свое эволюционное значение.
Сейчас мы достигли эпохи экологического сознания и научного изучения Любви. Человечество должно и может найти новые стратегии выживания.
Резюме
В большинстве известных человеческих сообществ до сих пор преимущественно снижались и контролировались различные аспекты способности любить, включая любовь к природе, и развивалась человеческая агрессивность. Чем больше в обществе необходимость в агрессии и способности разрушать жизнь, тем интенсивнее ритуалы и обычаи, вмешивающиеся в процесс родов.
Три вехи в истории Человечества
1 миллион лет | Человек прямоходящий | Власть над огнем |
10 000 лет | Неолитическая революция Доминирование над Природой | Власть над человеческим потенциалом агрессии |
Год 0 | Глобализация Экологическая сознательность | Научное изучение Любви |
* этология – наука о поведении животных организмов
Возрождение родов
Cоединив самые большие осколки разбитого зеркала, мы убедились в том, что зарождение в человеке способности любить тесно связано с событиями первых дней его жизни, поэтому околородовой период является в этом отношении критическим. Это достаточно серьезные причины для того, чтобы выяснить наше понимание родового процесса. Перед тем, как сфокусировать наше внимание на осколках поменьше, я предлагаю сделать краткий обзор физиологии родов.
Что обозначает термин «физиологический»
Мы не должны путать термин «физиологический» с термином «нормальный». То, что считается «нормальным» в одних странах, не является таковым в других. Термин «физиологический» также не означает, что «это должно быть только так». «Физиологический» – это контрольная точка, от которой мы постараемся сильно не отклоняться. Любое отклонение от физиологической сферы – это патология, поэтому важно знать степень такого отклонения. Физиологи исследуют нормальное функционирование тела, универсальное для всех культур. После тысячелетнего повседневного вмешательства культур в родовой процесс как никогда возникает необходимость вернуться к нашим корням.
Я начал понимать физиологию родов в начале 1960-х гг. благодаря одному наблюдению. При длительных и трудных родах в англоязычных странах иногда использовался препарат “GHB”, определенный фармацевтами как стимулятор родовой деятельности, усиливающий сокращения матки во время родов. Это вещество, в общем, довольно схоже с веществом мозга GABA, которое блокирует передачу информации от одной клетки мозга к другой. Под действием препарата GBH у роженицы снижалась мыслительная деятельность, она была возбуждена, кричала, вела себя как во сне… и роды проходили невероятно быстро и легко. Я понял, что стимулирующий родовую деятельность эффект здесь ни при чем, все дело в торможении мыслительного процесса, благодаря которому высвобождался поток гормонов.
Язык современной физиологии может доходчиво объяснить, что происходит с женщиной во время родов.
На языке физиологов
Чтобы родить, женщине нужно выделить определенный коктейль из гормонов. Не будем упоминать все их названия (окситоцин, эндорфины, пролактин, ACTH, катехоломин и т. д.). Обратим внимание на то, что все они берут свое начало в одной и той же железе – мозге. В наши дни традиционное разделение нервной и эндокринной систем устарело. Существует единая сеть, и мозг тоже является эндокринной железой, но не весь, а только его глубинная часть - очень старые отделения мозга, общие для всех млекопитающих (гипоталамус, слизистая железа и т.д.) Мы назовем его примитивный мозг. Во время родов примитивный мозг – наиболее активная часть тела роженицы. Если происходит какое-либо сдерживание при родах (или любой другой половой деятельности), то это, по данным современных научных исследований, связано с работой другого отдела мозга, высоко развитого у человека. Мы назовем его неокора.
Физиологами отмечен феномен, знакомый акушеркам, некоторым матерям и всем, кто сталкивался с родами без всякого медицинского контроля и применения лекарств. Во время родов наступает период, когда мать ведет себя так, как будто она «на другой планете»: отрезая себя от внешнего мира и уходя внутрь себя. Такое поведение на уровне ее сознания объясняется снижением активности мозгового интеллекта, т.е. неокоры. Акушерки, которые понимают этот существенный аспект физиологии родов, не сделают ошибки, пытаясь «вернуть роженицу в сознание». Они прекрасно понимают, что любая стимуляция неокоры головного мозга, т.е. интеллекта, мешает естественному течению родов.
Давая отдых интеллекту
Давайте рассмотрим, как это происходит с практической точки зрения. Есть несколько хорошо известных факторов, стимулирующих кору головного мозга человека.
Язык, в особенности мыслительный язык, является одним из таких факторов. Представим рожающую женщину, уже находящуюся «на другой планете». Она позволяет себе кричать, делать вещи, которые бы никогда не сделала в другой ситуации, забывает о том, чему училась или читала из книг. И вдруг, кто-то зашедший в комнату спрашивает, какой у нее почтовый индекс. Женщина оказывается в неожиданном для себя положении!
Яркий свет – еще один фактор, который будет стимулировать неокору головного мозга человека. Специалисты, делающие электроэнцефалограмму, знают, что зрительная стимуляция может влиять на показания прибора.
Ощущение, что за тобой наблюдают, также является видом стимуляции неокоры головного мозга. Правда, физиологи еще не дали окончательного ответа, каким образом воздействует присутствие наблюдающего. Хотя, в общем-то, всем известно, что все мы чувствуем себя по-другому, когда знаем, что за нами наблюдают. Другими словами, фактором, который способствует снижению контроля коры головного мозга, является уединенность.
Надо сказать, что в отличие от человека все млекопитающие, чья неокора головного мозга не настолько развита, стремятся рожать в уединении. Животные, ведущие ночной образ жизни, как крысы, имеют тенденцию рожать днем, в отличие, например, от лошадей, ведущих дневной образ жизни, и имеющих тенденцию рожать ночью. Дикие козы рожают на наиболее недоступных горных площадках. Наши близкие родственники шимпанзе тоже отдаляются от группы.
Выброс адреналина, в какой бы то ни было ситуации, также может стимулировать неокору головного мозга и в результате - сдерживать родовой процесс. Это значит, что рожающая женщина, прежде всего, нуждается в защищенности, которая является предпосылкой для изменения уровня сознания, характеризующего родовой процесс. По всему миру и во все века большинство женщин проявляло, как и самки животных, стремление к защищенности во время родов, а также к поддержанию низкого уровня адреналина насколько возможно долго. Роженицы должны были быть убеждены, что за ними никто не наблюдает, не осуждает, что где-то рядом находится их мать, или кто-то из близких родственников, или акушерка. Опытная акушерка сродни облику матери, с которой рожающая женщина чувствует себя защищенной.
Преимуществом для выживания у всех видов млекопитающих является тот факт, что роды не могут начаться, пока самка чувствует угрозу (она готова бороться или убегать от хищника). Роль адреналина в родах является комплексной: низкий уровень его облегчает первую стадию родов, и вместе с тем адреналин является частью потока гормонов в момент выброса их перед родами.
Некоторые женщины могут достигать такого снижения деятельности неокоры головного мозга и такой кульминации гормональной секреции, что последние секунды их родоразрешения можно сравнить с оргазмом. В начале 1980-х гг. корреспондентка BBC, посетив нашу больницу во Франции, стала свидетельницей родов первенца. Через час после родов она спросила молодую маму, что та почувствовала, когда появился ребенок. «Это было похоже на оргазм», - услышала в ответ корреспондентка, а затем и миллионы британских телезрителей.
Культурные заблуждения
Рассматривая родовой процесс с точки зрения физиологов, очевидно, что рожающая женщина нуждается в защищенности и что акушер с самого начала - это защитник. Это позволяет нам оценить все культурные заблуждения по поводу родового процесса в наши дни. В книгах о детях, например, очень часто можно увидеть картинку, на которой изображена рожающая женщина, рядом с которой два или три наблюдающих за ней человека. В медицинских книгах слово «роды» очень часто ассоциируется со словом «управление» – как можно управлять произвольным процессом? Кроме этого к неправильному пониманию родового процесса и настоящей роли акушера подталкивают описания помощников в родах в различных изданиях: считается, что сопровождающее в родах лицо – это активный помощник или руководитель. Слово «инструктор», очень популярное в США, где, кстати, акушеры вновь появляются после продолжительного отсутствия, также говорит о глубоком непонимании физиологии родов. Слово «поддержка» - наиболее сбивающий с толку термин, потому что им злоупотребляют. Предполагается, что женщина не может родить, пока кто-нибудь не наполнит ее какой-то энергией. Хочу привести пример, чтобы выразить то, что я чувствую, когда читаю или слышу слово «поддержка» по отношению к деторождению. Представьте себе маленького мальчика, который не может заснуть без присутствия своей мамы. Вы ведь не станете говорить, что ребенок нуждается в «поддерживающем человеке», чтобы заснуть. А ведь в обоих случаях человек должен чувствовать себя защищенным.
Еще одним свидетельством широко распространенного непонимания физиологического процесса родов служит использование продолжительного электронного мониторинга плода во время родов. Статистические исследования в этой области показали, что постоянное применение электронного мониторинга оказывает воздействие на ход родов, увеличивая количество кесаревых сечений. Сначала врачи отреагировали на это открытие заявлением, что, безусловно, надо пересмотреть правильность трактовки показаний прибора, что помощники при родах должны быть подготовлены в соответствии с современными научными методами. Впоследствии эта реакция сфокусировалась на необходимости применения более сложной техники продолжительного мониторинга. Но ни у кого не возникло мысли пересмотреть сам принцип воздействия продолжительного мониторинга: постоянное наблюдение за функциями тела роженицы является стимулом неокоры ее головного мозга, а это, как мы уже говорили, осложняет роды. Другими словами, электронный мониторинг плода - безусловно, эффективное средство определения отклонений в ходе родов и в состоянии плода. Но при этом сам же метод становится причиной возникновения различных отклонений в процессе родов.
Наш обзор физиологии родов сознательно упрощен. Он основан на совокупности научно установленных фактов и практических знаний. Например, сдерживающее воздействие адреналина может рассматриваться как научно установленный факт, а ответ рожающей женщины на вопрос о почтовом коде – это практическое знание. Противопоставление между неокорой и примитивным мозгом – это упрощенный и удобный способ сконцентрироваться на главном. Если бы нашелся способ сканировать мозг рожающей женщины без непосредственного вмешательства, нас бы ожидало много сюрпризов.
Резюме
Обзор физиологии родов - лучший способ выяснить основные потребности рожающей женщины. При родовом процессе активная часть тела - это примитивная часть мозга, которая функционирует в качестве железы, выделяя гормоны. Неокора головного мозга – плохой помощник в родах, потому что любая стимуляция неокоры матери – интеллектуальные беседы с ней, яркий свет, присутствие чужих людей, состояние незащищенности, стимулирующее выделение адреналина – вызывает сдерживание родового процесса. Снижение активности мозга помогает женщине почувствовать себя «на другой планете», а значит, ее роды будут протекать наиболее физиологично и нормально.
КТО МОЯ МАМА?
Этот осколок разбитого зеркала еще как следует не отшлифован. Очевидно, что отношения матери и ребенка подразумевают способность ребенка идентифицировать свою мать. Существуют множество работ, исследующих сенсорные восприятия зародыша и новорожденного. Несмотря на то, что эти исследования содержат обширную и достоверную информацию о развитии различных сенсорных функций в отношениях матери и ребенка, сведения об объемах информации, воспринимаемой зародышем и новорожденным, до сих пор открыты для обсуждений.
Чувство Обоняния
Существуют веские данные о том, что дети быстро развивают способность узнавать мать по её характерному запаху. Следует помнить о том, что 1-2 процента наших генов направлены на производство рецепторов обоняния. Почему-то принято недооценивать важность чувства обоняния среди людей, тогда как для большинства млекопитающих оно играет первоочередную роль и в адаптации новорожденного, и в социальном поведении.
Сегодня распространено мнение, что специализированные рецепторы формируются в результате химической стимуляции на последних месяцах беременности. Перепонки, закрывающие ноздри ребенка, растворяются в середине внутриматочной жизни, таким образом, пахучие вещества в амниотическом потоке могут входить в контакт с обонятельными рецепторами носа ребенка во время вдоха. Запахи также могут достигать рецепторов посредством диффузии носовых кровеносных сосудов. Четкая реакция на сильные запахи отмечается у детей рожденных за два месяца до срока. Простые эксперименты показывают, что новорожденные проявляют значительный интерес к запаху амниотической жидкости в течение часа после рождения. Из этих фактов можно сделать вывод, что запах матери знаком младенцу уже при рождении, и это знакомство, несомненно, играет роль в его адаптации к внематочному существованию.
Еще в 1963 г. Энген продемонстрировал сложные реакции новорожденных детей на различные запахи. Возможно, что чувство обоняния является одним из главных «проводников» к соску. В 1970 при изучении различных условий среды, необходимых для «раннего выражения рефлекса узнавания», я подчеркивал важность создания благоприятного обонятельного климата в родильной комнате, поскольку сильный больничный запах не дает возможности новорожденным легко найти материнскую грудь. Из рассказов некоторых женщин, я узнал, что по мере приближения родов обостряется обоняние. Очень часто рожающая женщина способна ощущать очень тонкие запахи. Очевидно, что мать и ребенок используют свое обоняние, чтобы узнать друг друга сразу после рождения.
Стоит упомянуть эксперименты МакФларена, которые показывают, что 10-тидневный ребенок может отличить медицинскую подушку, которая соприкасалась с грудью его матери, от подушки, которая соприкасалась с грудью другой кормящей женщины. Группа французских исследователей провела похожие эксперименты, начиная с момента рождения. Они обнаружили, что уже через три дня после рождения, ребенок может отличать запах молока своей матери от молока женщины, которая родила ребенка в тот же день. Более того, ребенок способен различать запахи шеи и рта своей матери. Хуберт Монтагнер подвел итог этих открытий, заявив о том, что ребенок способен определять химической состав идентичности своей матери. В поздних исследованиях Питер Хеппер просил матерей есть или, наоборот, воздержаться от употребления чеснока в последние недели беременности. После рождения дети женщин, употреблявших чеснок, быстрее других распознавали запах подушек, пропитанных запахом чеснока. Следует упомянуть также серию экспериментов, проведенных Гернохом и Портером. Их опыты показывают, что новорожденные дети могут узнавать своих родителей уже только по запахам их подмышек. Дети, которых кормят грудью, могут отличать вторичные запахи своих матерей от запахов других кормящих или небеременных женщин; при этом они не могут распознавать вторичные запахи своих отцов.
Благодаря физиологам мы знаем, что в течение первого часа после рождения уровень гормона, способствующего распознаванию запахов (норадреналина), в крови ребенка очень высок (в 20-30 раз выше, чем в дальнейшей жизни). Это связано с активной работой особой зоны примитивного мозга, непосредственно связанной с обонятельными луковицами.
Другими словами, многие факторы свидетельствует о том, что узнавание с помощью обоняния является частью привязанности матери и ребенка.
Другие сенсорные функции
Слух также без сомнения участвует в отношениях матери-ребенка. Хорошо известно, что матери могут узнавать голос своих детей уже на следующий день после рождения, даже если новорожденные дети находятся в детском отделении. С другой стороны, известно, что и дети могут узнавать голоса своих матерей уже с первых минут после рождения. Слуховая система ребенка развивается в середине беременности. Необходимо подчеркнуть, что зародыш способен воспринимать звуковые вибрации, не только ушами, но и кожей. Последняя является наиболее примитивным сенсорным органом: кожей малыш ощущает вибрации материнского тела, которые сопровождаются проникновением звуков. Слух в зародышевом состоянии широко изучался в течение нескольких десятилетий. Следует упомянуть научные исследования, подтверждающие, что в период беременности дети любят слушать разные мелодии, которые мамы им напевают, или истории, которые матери рассказывают или читают вслух. По-видимому, голос матери обладает уникальностью, позволяющей малышу слышать его, воспринимать и узнавать еще до рождения. И сам ребенок, в свою очередь, подготовлен к этому. Универсальность колыбельных поэтому легко объяснить в эпоху научного подхода к любви.
Зрение также развивается еще до рождения ребенка. Несмотря на то, что веки остаются закрытыми в течение первой половины внутриматочной жизни, ребенок все равно способен различать свет и реагировать на вспышки света, проникающие через материнский живот. В момент рождения зрение уже достаточно развито, хотя и не дотягивает еще до стандартов взрослого человека. Способность различать цвета развивается постепенно в течение первых четырех месяцев. Новорожденному младенцу трудно пока приспособиться видеть на длинные расстояния. Сравнительно четкое зрение ограничивается примерно расстоянием в 1 фут. Это объясняет важность контакта глаза в глаза в начале отношений между матерью и ребенком. Примечательно, что высвобождаемый ребенком перед рождением высокий уровень норадреналина, который, как мы уже сказали, предположительно способствует обонятельному запоминанию, содействует также и расширению зрачка. Таким образом, когда роды проходят без значительного вмешательства извне, дети рождаются с широко раскрытыми глазами и увеличенными зрачками, будто подают сигнал матери. Из всего этого следует, что зрение, которое можно рассматривать и как наиболее примитивное, и как самое сложное из органов чувств, также вовлечено в отношения матери и новорожденного.
Несмотря на интерес современной науки к внутриутробному сенсорному восприятию, до сих пор сложно определить, какой из органов чувств наиболее важен в процессе узнавания и привязанности. Дальнейшие исследования должны улучшить наше понимание развития координации между некоторыми сенсорными функциями.
Резюме
Несомненно, вкус, обоняние и слух играют важную роль в процессе идентификации ребенком своей матери до и после рождения.
Но все еще сложно определить сравнительную важность различных сенсорных восприятий и их влияние на узнавание и привязанность.