Установите последовательность работы по введению нового слова

КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА. Методика первоначального чтения и письма с буквами, совпадающими и не совпадающими в русской и украинской графике.

ЦЕЛЬ: закрепить теоретические знания методики ознакомления с буквами, которые совпадают и не совпадают в русской и украинской графике, формировать навыки работы со словами в столбиках, в сравнительных, лучевых таблицах, навыки составления плана – конспекта урока ознакомления с новой русской буквой, формировать коммуникативные компетенции, развивать творческое мышление, воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники русского языка ( Гудзик И. Ф., Гурская В. В. Русский язык. 3 класс. – К.: Освіта, 2004), методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МРСр – 7.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Державний стандарт початкової загальної освіти // Початкова освіта. – 2011. - №18. – 46 с.

2. Русский язык. Программа для общеобразовательных учебных заведений. 1-4 классы / Навчальні програми для загальноосвітніх навчальних закладів із навчанням українською мовою. 1- 4 класи. – К.: Видавничий дім «Освіта, 2012. – С. 98-137.

3. Коваль А. П. Методика преподавания русского языка в школах с украинским языком обучения. – К.: Вища школа, 1989. - С. 67 - 87.

4. Пахненко И.И. Методика преподавания русского языка в начальной школе с украинским языком обучения. – Сумы: Университетская книга, 2006. –

С. 104 - 109.

5. Аксенова А. Д., Якубовская Э. В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах. – М.: Просвещение, 1991.

6. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991.

7. Подгорная Н. И., Бибик Н. М., Скрипченко Н. Ф. Дидактические игры и познавательные задания в 1 классе. – К.: Рад школа, 1986. 8. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. 1 – 2 классы. – М.: АСТ. Астрель, 2003.

Содержание самостоятельной работы по теме «Методика первоначального чтения и письма с буквами, совпадающими и не совпадающими в русской и украинской графике».

Вариант 1.

1. После изучения раздела «Начальное обучение чтению и письму» учащиеся начальных классов должны уметь:

1) Читать слова с буквами, которые различаются в русской и украинской

графике.

2) Называть буквы слова, произносить звуки, обозначенные этими буквами.

3) Четко проговаривать слово орфографически перед записью.

4) Писать под диктовку текст.

2. Распределите буквы, не совпадающие в русском и украинском алфавитах, по группам:

1) новые буквы, обозначающие известные звуки;

2) известные буквы, имеющие иное значение;

3) буквы, выполняющие иную функцию:

а) ы;

б) и;

в) э;

г) ё;

д) ь;

е) е;

ж) г;

з) ъ.

Установите последовательность работы по введению нового слова.

1) Отработка произношения слова.

2) Показ звучащего слова учителем.

3) Составление словосочетаний с новым словом и его грамматическими формами.

4) Уяснение, уточнение значения слова.

5) Чтение слова в учебнике.

6) Применение нового слова в речевых ситуациях, игровой деятельности.

7) Употребление слова в предложениях.

4. Продолжите предложение «При введении новой буквы следует идти … .

5. Установите, развитие каких умений предполагает фонетико – графическое письмо.

1) Умений устанавливать звуко – графические соответствия в словах во время письма.

2) Умений писать под диктовку текст, содержащий слова на сложные в применении правила.

3) Умений употреблять специфические для русской графики буквы.

4) Письмо без пропусков, замены, перестановки букв.

6. Укажите упражнения, основанные на произношении и написании.

1) Списывание с предварительным проговариванием.

2) Зрительно- слуховой диктант без проговаривания.

3) Объяснительный диктант.

4) Списывание со вставкой пропущенных букв (пропуски в словах для запоминания).

7. Перечислите виды работ над текстом:

1) Подготовительная работа к чтению текста.

2) …и т. д.

8. Обозначьте цифрами последовательность групп действий при введении новой буквы на уроках русского языка как второго:

а) - произнесение учителем (или учащимися) слова по слогам с выделением нужного звука;

- анализ звуковой модели слова, помещенной в учебнике под рисунком;

- повторение школьниками названного звука, постановка изо­лированного звука путем имитации или объяснения артику­ляции;

- слуховые упражнения в узнавании изучаемого звука в пред­лагаемых словах;

б) - показ буквы, обозначающей звук;

- установление звуко-графических соответствий для изучаемой буквы в русском и украинском языках;

- подбор слогов с новой буквой, составление их из разрезной азбуки, чтение;

- чтение столбцов слов с изучаемой буквой по учебнику;

- конструирование предложений, содержащих слова с изучае­мой буквой;

в) - рассматривание рисунка, название предмета, изображенно­го на нем;

- отчетливое повторение учителем (или учащимися) названно­го слова.

9. Укажите задачи начального обучения чтению на уроках рус­ского языка как второго в школах с украинским языком препода­вания:

а) формирование навыков первоначального чтения;

б) дальнейшее совершенствование техники чтения;

в) развитие навыков правильного-, сознательного и быстрого чте­ния по-русски.

10. Обозначьте цифрами последовательность этапов начального обучения чтению по-русски в школах с украинским языком обу­чения:

а) совершенствование навыка чтения в процессе работы над связ­ным текстом;

б) чтение слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графике; при этом в словах наблюдается совпаде­ние звукового и буквенного составов;

в) чтение слов с буквами, которые различаются в русской и укра­инской графической системе;

г) чтение слов с буквами, которые не различаются в русской и украинской графике; при этом в словах наблюдается расхож­дение между произношением и написанием,

11. В каком ряду подбор всех слов соответствует двум критериям: 1) слова состоят из букв, которые не различаются в русской и укра­инской графике; 2) слова пишутся по фонетическому принципу:

а) запуск, склон, лицо;

б) стол, фонтан, шум;

в) укол, рука, хор?

12. Укажите слова с буквами, различающимися в русской и укра­инской графической системе:

а) голос;

б) дверь;

в) бурьян;

г) пятак;

д) волна;

е) книжка.

13. Укажите ошибочные названия букв русского алфавита, дан­ные учениками 2 класса:

а) [бэ];

б) [к];

в) [зэ];

г) [ча];

д) [л];

е) [эн];

ж) [сэ];

з) [эф].

14. Какие правила правописания не отрабатываются на этапе обучения грамоте:

а) прописная буква в начале предложения и в именах собственных;

б) написание сочетаний жи, щи, ча, ща, чу, щу;

в) правила переноса (слог; одна буква; буквы ъ, ъ;

г) ъ, ь перед я, ю, е, ё,и;

д) безударные гласные корня слова?

Наши рекомендации