Изобразительно-выразительные средства русского языка
I. Тропы
(слова и выражения, используемые автором текста в переносномзначении для более точной и яркой передачи своих мыслей и чувств)
Название тропа | Что понимается под этим тропом | Пример |
Эпитет | Это образное определение, отвечающее на вопрос какой? | Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальныеполяны льет печально свет она. |
Олицетворение | Уподобление неживых предметов человеку | Спит земля в сиянье голубом. |
Сравнение | Сопоставление двух предметов или явлений (используются союзы КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО) | Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар, лежит. |
Метафора | Скрытое сравнение | Горит восток зарею новой… |
Гипербола | Излишнее преувеличение свойств предмета | В сто тысяч солнц закат пылал… |
Литота | Чрезмерное преумень- шение свойств предмета | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! |
Ирония | Скрытая насмешка; употребление выражения в смысле, обратном буквальному | Отколе, умная, бредешь ты, голова? (Обращение к Ослу в басне И. Крылова) |
Перифраза | Замена названия предмета описательным оборотом | Царь зверей (лев). Братья наши меньшие (животные) |
Метонимия | Замена одного понятия другим, имеющим с ним причинную связь | Все флаги в гости будут к нам (то есть корабли с флагами всех стран) |
Синекдоха | Название части предмета употребляется вместо названия целого или наоборот | Пуще всего береги копейку (то есть деньги) |
II. Фигуры речи
(особые синтаксические конструкции, придающие речи выразительность)
Название фигуры речи | Что понимается под этой фигурой речи | Пример |
Антитеза | Резкое противопоставление(используются антонимы) | Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь! |
Инверсия | Обратныйпорядок слов | Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (Одинокий парус белеет в голубом тумане моря) |
Оксюморон | Сочетание несочетаемых понятий | Сладкая горечь воспоминаний. |
Градация | Расположение слов (однородных членов) по нарастанию или убыванию их значения | Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. |
Парцелляция | Намеренное разделение одного предложения на несколькочастей | Когда избавит нас творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! |
Анафора | Повторение сходных слов в начале близко расположенных фраз | Жди меня, и я вернусь. Только очень жди. Жди, когда наводят грусть желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. |
Эпифора | Повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций | Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Риторический вопрос | Вопрос, который не требует ответа | Что день грядущий нам готовит? |
Риторическое обращение | Эмоциональноеобраще-ниек людям, которые не участвуют в общении, или к неодушевленнымпредметам | Люди мира, бережно относитесь к природе! Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете! |
Эллипсис | Пропуск сказуемого, при-дающий речи динамизм | Мы села – в пепел, грады – в прах. |
Лексический повтор | Намеренное повторение одних и тех же слов для усиления эмоциональ-ности высказывания | Казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спалиоблака! |
Вопросно-ответная форма изложения | Форма изложения, при которой чередуются вопросыи ответы | Что делать? Не знаю. У кого спросить совета? Неизвестно. |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения | В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. |
Однородные члены предложения | Перечисляемые действия, предметы, признаки | Были это веселые, сильные и смелые люди! |
III. Звукопись
(игра звуками для усиления выразительности)
Ассонанс | Повторение одинаковых гласных звуков | Быстро лечу я по рельсам чугунным. Думаю думу свою. |
Аллитерация | Повторение одинаковых согласныхзвуков | Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь. |