Назначение предварительных размеров конструктивных элементов

Вопрос о выборе типа камеры (с водопроницаемым или водонепро­ницаемым днищем) и типа стен (отдельно стоящих или объединенных со сплошным железобетонным днищем камеры) решают в зависимости от величины напора и геологических условий стройплощадки.

На нескальных грунтах камеры с водонепроницаемым днищем про­ектируют при напорах до 6...8 м. При большом напоре на шлюз камеру принимают со сплошным железобетонным днищем, жестко связанным со стенами. Последние относят к камерам докового типа, которые наи­более распространены в практике строительства шлюзов.

Камеры при относительно небольших напорах с водопроницаемыми днищами всегда имеют головные системы питания, поэтому их стены выполняют без водопроводных галерей. Тип отдельно стоящих камер­ных стен (железобетонных массивных или контрфорсных на фундамент­ных плитах, низком или высоком свайном ростверке, из металлического или железобетонного заанкерованного шпунта и т.п.) выбирают в зави­симости от их высоты и геологических условий основания, (возможно­сти забивки свай или шпунта в грунт). Такие стены проектируют пре­имущественно с применением сборного и предварительно напряженного железобетона.

В камерах со сплошным железобетонным днищем в первую очередь выбирают тип днища: неразрезной (доковый), разрезной или временно-разрезной (с предварительным напряжением). При этом учитывают, что разрезные днища нецелесообразно применять в камерах, расположенных в верхнем бьефе, из-за неравномерности давления на грунт при большом взвешивании, при высоте стен Нст<Впк, а также при расположении ка­мер на мелком песке. Временно разрезное днище с предварительным на­пряжением применяют при наличии в камере донных галерей.

Приняв конструкцию днища, выбирают тип стен. При неразрезном днище докового типа стены принимают тонкими прямоугольного сече­ния, без продольных галерей, дающие наименьшую нагрузку на днище. При разрезном днище камерные стены для выравнивания давления на основание должны иметь тыловую консоль, позволяющую использовать более экономичные контрфорсные или ячеистые стены, в том числе из сборно-монолитного железобетона. При высоте камерных стен более 15...20 м для облегчения конструкции засыпку можно выполнить до вы­соты 0,7 Нет с устройством проходов вдоль камеры по консолям.

Если камера устроена в скальном грунте, то ее дно и нижнюю часть в пределах прочной ненарушенной скалы обрабатывают и покрывают облицовкой на анкерах, тип и толщина которой зависят от качества ска­лы. Выше кровли прочной невыветренной скалы устраивают массивные бетонные и железобетонные камерные стены уголковой, контрфорсной или ячеистой конструкции.

Нижние головы на нескальных основаниях проектируют всегда в виде устоев, жестко связанных с неразрезными днищами, верхнюю и среднюю - с неразрезными или временно разрезными стенками падения. На прочной скале устои голов, как правило, отделяют от днища темпера­турными швами.

Выбор схемы голов шлюзов зависит, от системы питания и типа ра­бочих (эксплуатационных) ворот. На верхних головах с безгалерейным питанием применяют, как правило, подъемно-опускные ворота, за кото­рыми устраивают камеру гашения, а устои свободны от галерей и поэто­му могут иметь ширину, близкую к толщине камерных стен. На нижних и средних (многокамерные шлюзы) головах в большинстве случаев сис­темы опорожнения имеют вид обходных галерей в устоях и здесь ис­пользуют рабочие (эксплуатационные) двухстворчатые ворота. При больших напорах на шлюз нижние головы выполняют шахтного типа с забральной балкой и плоскими подъемными воротами за ними. При больших надводных габаритах этот тип голов встречается чаще на шлю­зах, расположенных на скалах.

После выбора типа камер и голов шлюза необходимо предваритель­но назначить их основные размеры, исходя из опыта проектирования и рекомендаций по конструированию соответствующих элементов.

Ширину подошвы В отдельно стоящих железобетонных стен с кон­солями (уголкового профиля) на нескальном основании при камерах с водопроницаемым днищем можно принимать равной (0,9...1,1)Нст. Мас­сивные бетонные отдельно стоящие стены на нескальном основании мо­гут иметь ширину (0,5...0,7)Нст.

Тыловую грань стенки при Нст<10...15 м выполняют плоской с по­стоянным уклоном. При большей высоте, а также при наличии в стене водопроводной галереи - тыловая грань имеет полигональное очертание. Фундаментная часть стенки имеет переднюю и заднюю консоли, что да­ет некоторую экономию материала. Длину переднего консольного вы­ступа назначают из условий устойчивости стенки на опрокидывание, а длину тылового консольного выступа — из условия устойчивости на сдвиг. При отдельно стоящих стенках днище камер выполняют водопро­ницаемым, с креплением в виде каменного мощения на слое обратного фильтра или бетонных плит толщиной 0,3...0,4 м.

При устройстве шпунтовых стен глубину их забивки hз принимают равной (0,8...1,0)Нст, а высоту консольной (наданкерной) части шпунта hк назначают равной (0,4.,.0,5)Нст. При этом длину анкерных тяг La при­нимают равной (1,5...2,0) Нcт.

При наличии распорок в днище камеры все указанные размеры мо­гут быть уменьшены.

Конструктивную толщину железобетонных стен камер шлюзов в верхней части принимают равной 0,8...1,0 м, высоту парапета 1,1...1,2 м, а его ширину 0,4...0,5 м.

В камерах докового типа толщину монолитных железобетонных стен в месте их сопряжения с днищем Вст принимают в пределах (0,18...0,22) Hcт; при этом минимальная толщина разрезного днища по оси камеры составляет 1,0...1,2 м, а неразрезного сплошного днища 0,15 Впк. При наличии в днищах или стенках водопроводных галерей толщи­на их будет соответственно больше.

Камеры по длине разрезают на отдельные секции температурно-осадочными швами, водонепроницаемость которых обеспечивают путем устройства специальных шпонок. Расстояние между швами принимают 25...30 м и увязывают с размещением плавучих рымов.

Ниши плавучих рымов размещают в середине каждой секции, при­чем в местах установки рымов парапет прерывают и плавно закругляют.

Поскольку камеру возводят в котловане, то за ее стенами выполня­ют обратную засыпку из песчаного материала. Минимальную ширину обратных засыпок поверху назначают в пределах 3,5...5,0 м из условия обеспечения проезда вдоль шлюза. Откосы котлована и обратных засы­пок должны быть устойчивыми (для песчаных грунтов m = 1,5...2,0 , для глинистых m = 1,0...1,5).

Толщину днищ голов шлюза tдн принимают равной (0,25...0,30)Нст, но не менее (0,12....0,16)Впк. Ширина устоев с водопроводными галереями Вуст обычно составляет (2,5...3,0)bг, а без галерей назначают конструктивно не менее 2...4 м.

Ширину плоских подъемно-опускных ворот l2 принимают рав­ной 0,1Впк. Для верхней головы l1 > 2...4 м; lз > 1.5...2.5 м . В качестве рабочих ворот нижней головы обычно применяют двухстворчатые ворота, створки которых в откры­том положении заходят в шкафные ниши. Для нижней головы рекомендуемые размеры:

длина входной части 14 > (0,3...0,5)Нш;

длина упорной части 16 >Нш;

длину шкафной ни­ши определяют по формуле

15 = (l,05...1,10)(Bпк+2d)/2cos Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru ;

угол королевой линии Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru = 18...22°;

глубина шкафной ниши d = 0,1Впк ;

высота порога t1 = 0,5...1,0 м.

Ремонтные затворы для заграждения шлюза со стороны нижнего бьефа обычно выносят на примыкающую к нижней голове секцию направляющих па­лов. Устои голов выполняют вертикальными с обратной засып­кой, доведенной до верха сооружения. На тыловых поверхно­стях голов устраивают противофильтрационные устройства — зубья, шпунтовые ряды, глиняные шпоры — для уменьшения контактной фильтрации. Головы отрезают от камеры и палов температурно-осадочными швами.

Для снижения уровня грунтовых вод за стенами камер, улучшения их статической работы в обратных засылках уст­раивают дренаж. Дренаж может быть закрытым, в виде дре­нажных галерей или открытым. Отметку выхода дренажа в нижний бьеф принимают на 0,5... 1,0 м выше макси­мального уровня бьефа. Дренаж проходит вдоль нижней голо­вы и камеры шлюза с уклоном 1/200...1/500. Начало дренажа располагают сразу за верхней головой шлюза. Дренаж защи­щают обратным фильтром.

Расчетные случаи

При реальном проектировании обычно рассматривают четыре рас­четных случая:

• первый эксплуатационный, когда камера наполнена до наивысшего судоходного уровня верхнего бьефа, уровень грунтовых вод наи­низший и не превышает минимального уровня воды в нижнем бье­фе, давление грунта обратной засыпки минимально, учитывают на­грузку от удара судна при подходе его к стенке камеры шлюза;

• второй эксплуатационный, когда камера наполнена до наинизшего судоходного уровня нижнего бьефа, уровень грунтовых вод наи­высший, на пришлюзовой площадке действует временная нагрузка от складируемых материалов, механизмов или транспорта, давление грунта обратной засыпки максимально;

• ремонтный, когда камера осушена, а остальные нагрузки аналогич­ны второму эксплуатационному случаю;

• строительный, при наиболее невыгодном сочетании нагрузок и воз­действий, когда выбирают или уточняют технологию организации строительных работ.

Статические расчеты выполняют по предельным состояниям, при­чем в расчетно-графической работе рассматривают ремонтный случай, считая, что уровень грунтовых вод в обратной засыпке повышен из-за выхода дренажных устройств из строя. Этот уровень грунтовых вод при­нимают: на отметке НПУ, если камера расположена в верхнем бьефе от­носительно оси напорного фронта или посредине между отметкой НПУ и осью дренажа, если камера расположена в нижнем бьефе относительно напорного фронта, т.е.

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru УГВ = Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru ДР + 0,5( Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru НПУ - Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru ДР)

Ввиду значительной протяженности камер судоходных шлюзов ста­тические расчеты монолитных железобетонных камер выполняют для условий плоской задачи, т.е. на один метр их длины.

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru ДР=МРУНБ + 1.0

10 Расчёт подходных каналов и направляющих палов

Глубина подходного канала отсчитывается от наинизшего судоходного уровня и должна быть не менее:

SK=SC+D SC+DSKAH+Z1

где SCрасчётная осадка судна;

D SC – увеличение осадки судна при его движении;

DSKAH – навигационный запас (в РГЗ принимаем 0,3м);

Z1 – запас на заносимость.

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

где Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru- скорость движения судна в км/час;

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru -коэффициент, значение которого принимается в зависимости от длины расчетного судна;

Принимая скорость движения v=6 км/час и Z1=0,15м определяем глубину подходного участка.

Определяем длину подходного канала на той части, которая необходима для маневров судов, входящих в шлюз и выходящих из него:

1. Первый участок Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru, начинающийся непосредственно от шлюза, имеет длину, равную половине длины наибольшего расчетного судна.

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

2. Второй участок Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru , накотором состав при встречном движении переходит с оси шлюза на смещенную ось судового хода в канале, имеет длину

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

3. Третий участок Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru , который является местом стоянки составов, ожидающих шлюзования, принимается длиной, равной длине наибольшего расчетного состава:

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

4. Четвертый участок в длинном подходном канале, где уширенное сечение переходит в нормальное, имеет длину

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Общая длина подходной части канала составит:

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru .

Принимая несимметричные очертания подходного канала, устанавливаем размеры поперечного сечения на участке расхождения составов по наибольшему из них.

Смещение оси судового хода для выходящих составов будет

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Где Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru -уширение, необходимое для поворота выходящего судна.

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Полная ширина сечения канала на уровне осадки расчетного судна составит

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Где Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru -запас по ширине между судами и между судном и берегом.

Определение длин и очертаний, направляющих пал.

Ходовые палы – палы вдоль которых судно входит в шлюз. Неходовые палы – палы вдоль которых судно выходит из шлюза.

Ходовая пала не более b=15°

Неходовая пала b=30-60°

Для того чтобы определить очертание палы необходимо найти радиусы дуг для рабочей и сопрягающей ее частей:

1. Определение положения границ судового хода относительно внутренних граней входных стен а и относительно уреза а1.

Для ходовой палы:

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Для неходовой палы:

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru м

Определяем радиусы дуг Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru и величину проекции палы Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru на ось шлюза.

Рабочая часть ходовой палы при Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru .

Сопрягающая часть ходовой палы при Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru .

Общая длина проекции криволинейной части ходовой палы на ось шлюза составит

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru
Полная длина ходовой палы не должна быть меньше Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru .

Следовательно прямолинейный ее участок будет

Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru

Рабочая часть неходовой палы при Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru определяется по тем же формулам, что и для ходовой палы.

Сопрягающую часть неходовой палы целесообразно определять при Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru .

Полная длина неходовой палы должна быть в пределах Назначение предварительных размеров конструктивных элементов - student2.ru .

Наши рекомендации