Тема: МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.
Национальный исследовательский университет
А.Б. Савинов
ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Учебно-методическое пособие
Рекомендовано методической комиссией биологического факультета
для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям 020200 «Биология» и
022000 «Экология и природопользование»
Нижний Новгород
УДК 575
ББК Е 071.3
С 13
С 13 Савинов А.Б. Теория эволюции: Учебно-методическое пособие – Н. Новгород: Нижегородский госуниверситет. – 2012. – 40 с.
Рецензенты: д.б.н., профессор А.И. Дмитриев
к.б.н., доцент А.А. Лебединский
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и вечернего отделения биологического факультета, обучающихся по направлениям 020200 «Биология», 022000 «Экология и природопользование», 020207 «Биофизика». Пособие разработано в соответствии с программой курса «Теория эволюции», включает теоретические пояснения, методические рекомендации для самостоятельного изучения литературы по эволюционной биологии, перечень вопросов, предлагаемых к обсуждению на семинарских занятиях по основным разделам курса, а также списки рекомендуемой литературы.
Ответственный за выпуск:
Председатель методической комиссии биологического факультета ННГУ
д.п.н., профессор Швец И.М.
УДК 575
ББК Е 071.3
©Нижегородский государственный
университет им. Н.И. Лобачевского, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………… 4
Занятие 1. Тема: Методология познания биологической эволюции. Спектр эволюционных
концепций ……………………………………………………………………………….. 5
Занятие 2. Тема: Проблема происхождения жизни ……………………………………………… 8
Занятие 3. Тема: Элементарные эволюционные единицы, структуры и явления ……………… 12
Занятие 4. Тема: Движущие силы и элементарные факторы филогенеза (их взаимодействие) ..17
Занятие 5. Тема: Онтогенез и филогенез ………………………………………………………….. 19
Занятие 6. Тема: Проблема направленности и направлений филогенеза. Прогресс и регресс
в развитии живых систем ………………………………………………………………. 23
Занятие 7. Тема: Филогенез органов и функций ………………………………………………… 25
Занятие 8. Тема: Правила и темпы исторического развития филогенетических групп ……… 28
Занятие 9. Тема: Эволюция биосистем видового ранга………………………………………… 29
Занятие 10. Тема: Антропогенез …………………………………………………………………. 34
Занятие 11. Тема: Проблемы эволюции экосистем …………………………………………….. 36
Занятие 12. Тема: Значение эволюционного учения …………………………………………… 38
ВВЕДЕНИЕ
Эволюционная идея стоит в ряду фундаментальных оснований культуры, эта идея во многом определила характер развития человеческой цивилизации, привела к формированию концепции глобального (универсального) эволюционизма, т.е. концепции о последовательном и необратимом изменении во времени и пространстве всех тел, явлений и процессов Вселенной. В соответствии с этой концепцией имеются естественные механизмы и закономерности исторического развития абиотических, биологических, социальных систем, их коэволюционных изменений, познание которых необходимо для формирования долгосрочных, оптимальных взаимоотношений общества и природы, что является стратегическим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации.
Одной из составляющих эволюционизма является эволюционная теория, которая имеет особое значение для биологии в целом. По мнению известного эволюциониста Ф.Г.Добржанского, ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции. Во-первых, только эволюционный подход позволяет глубоко понять, обобщить и сопоставить данные разных специальных биологических дисциплин. Во-вторых, без эволюционного подхода невозможно сознательное планирование и прогнозирование результатов антропогенной деятельности в масштабах биосферы. В-третьих, как показывает вся история формирования эволюционной идеи, сфокусированность ее непосредственно на Человеке помогает выработать и обосновать критерии исследования, наиболее адекватные с точки зрения познания его биосоциальной сущности: человек, со всеми присущими ему особенностями уже не может изучаться только как некий застывший результат многовекового эволюционного процесса, как вершина, определяющая всю его направленность.
Однако нынешнее состояние эволюционизма в нашей стране неоднозначно в силу ряда объективных причин. Сейчас в условиях полной свободы убеждений и научного творчества чрезвычайно обострились противоречия во взглядах на многие вопросы эволюционной теории. Эти вопросы накапливались десятилетиями, но до 1991 года не могли объективно рассматриваться и решаться российскими учеными, прежде всего вследствие господства односторонних эволюционно-биологических концепций. На этапе развития постнеклассического естествознания явно обозначилась необходимость новых парадигм. Например, как было показано автором, это касается формирования симбиотического подхода к исследованию организации, функционирования и эволюции биосистем организменного и популяционно-видового уровня. В соответствии с симбиотическим подходом земную жизнь в царствах эукариот, реально представляют не «стерильные» (т.е. лишенные симбионтов – мутуалистов, паразитов, комменсалов) «особи» (организмы), а аутоценозы (симбиотические системы «хозяин-симбионты»), не «популяции», а демоценозы – системы аутоценозов, не «виды», а специоценозы – системы демоценозов. В демоценозе происходит естественный отбор аутоценозов, а не отдельных особей. Демоценоз, а не популяция реально является элементарной эволюционной единицей.
В предлагаемом учебно-методическом пособии для рассмотрения на семинарских занятиях студентам предложены различные эволюционные концепции, развиваемые современными отечественными и зарубежными исследователями. Пособие поможет студентам в изучении эволюционных концепций на семинарских занятиях. Для этого учебные вопросы семинаров предварены краткими теоретическими пояснениями и по каждой теме занятия имеются списки рекомендуемых литературных источников, как правило, снабженных ссылками на соответствующие электронные интернет-версии. При подготовке к обсуждению выбранных вопросов, студенты должны ознакомиться с изложением этих вопросов в учебниках, прочитать пояснения к темам занятий в данном пособии и использовать рекомендуемую научную литературу.
Занятие 1
Тема: МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ.