Стойкость к разочарованиям

Разочарования в науке приходят гораздо чаще, чем успехи. Трудносмириться с тем, что прекрасный эксперимент не может быть выполнен из-затехнических трудностей или что наша радость по поводу создания всеобъемлющейтеории несколько преждевременна, так как только что обнаруженные факты несогласуются с ней. Способность переносить неудачу - одно из самых ценныхсвойств плодотворно работающего ученого, так как наряду с неудачами этаспособность в конечном счете приведет к появлению одной-двух успешных работ,окупив таким образом настойчивость исследователя. Научное творчество приносит ученому огромное удовлетворение, но имеет исвои специфические трудности, которым нужно уметь противостоять. Для началадавайте рассмотрим наиболее распространенные из них.

"Но знанья это дать не может..."

Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком. В магистрах, докторах хожу И за нос десять лет вожу Учеников, как буквоед, Толкуя так и сяк предмет. Но знанья это дать не может, И этот вывод мне сердце гложет... (И. В. Гете, "Фауст". Перев. Б. Пастернака) Счастлив (и наивен) тот экспериментатор, в чью голову никогда неприходила эта мысль, способная повергнуть в жестокое уныние. В бесконечнойцепи наших идей каждое звено, безусловно, связано со всеми другими, но еслипопытаться изучить эти связи на протяжении одной человеческой жизни, тополученное знание будет чисто поверхностным. Не лучше ли смиренно принять,что человеческий разум не в состоянии достичь всей полноты знания, исосредоточиться на одной центральной проблеме, не растрачивая энергию набесплодные поиски абсолютного знания. Обширные знания также не превращаютчеловека в ученого, как запоминание слов не делает из него писателя.Разумеется, трудно достичь литературного мастерства без соответствующегословарного запаса, но я убежден, что даже величайший литературный талантиссякнет, если его обладатель примется заучивать наизусть сотни и тысячиразделов любого толкового словаря или же анализировать грамматическуюправильность каждой написанной фразы. Чтобы идти к своей цели и нечувствовать себя отягощенным ненужным балластом, необходимо четкопредставлять себе, что нужно изучать и чего не нужно. Многое из того, чтоимеет огромное значение для статистика, логика или философа науки, можетоказаться только обременительным для экспериментатора в его повседневнойработе. Все, что связано с научным исследованием - математика, философия,логика, психология, даже методы управления группой или упорядочения карточекв картотеке,- так или иначе имеет отношение к медику-экспериментатору, ноему совсем не обязательно все это знать, достаточно просто располагатьсведениями о необходимой справочной литературе по этим вопросам. Хотя Природа вечна и бесконечна, ее исследователь соприкасается с нейтолько на протяжении своей собственной жизни и в меру своих собственныхограниченных возможностей. Поэтому простота и краткость - не просто свойстванауки, они составляют саму ее сущность. Когда я студентом-медиком впервые зашел в библиотеку нашей кафедрыбиохимии, то увидел целую стену, целиком заполненную томами "Справочника побиологическим методам" Абдерхальдена и "Справочника по органической химии"Бейльштейна. Я был просто ошарашен этим зрелищем. Никогда ранее я не ощущалстоль отчетливо ограниченность своих возможностей. Каждый том мне, какбиохимику, был нужен, но с первого же взгляда стало ясно, что, проживи яхоть сто лет, овладеть всем этим мне не под силу. Я всегда вспоминаю этоощущение, когда вижу ошарашенные лица аспирантов, впервые входящих в нашубиблиотеку, насчитывающую теперь более полумиллиона томов. Подобные обескураживающие факты порой отпугивают от науки многихталантливых людей. Я преодолел в себе чувство неполноценности, постоянноповторяя: "Если другие смогли это сделать, то почему же я не смогу?" Длятакого "оптимизма по аналогии" у меня, в общем-то, не было оснований, однакоэтот способ сработал. Он помог мне восстановить уверенность в себе. Я исейчас время от времени прибегаю к нему, когда ощущаю полнейшуюнеспособность выполнить ту или иную работу, что, кстати, случается нередко. К примеру, собирая материал для этой книги, я вынужден был просмотретьогромное количество литературы по проблемам психологии, философии истатистики Затем меня внезапно осенило, что для определения того, чтозаслуживает включения в мою книгу, я должен просто заменить вопрос "Еслидругие смогли это сделать, то почему же я не смогу?" вопросом "Что знали те,кто смог это сделать?". Разумеется, я в основном ориентировался на ученых,проявивших себя в области экспериментальной медицины. Не философам, нелогикам и не математикам указывать нам, что следует делать в областиэкспериментальной медицины! Я неоднократно разговаривал об этом с многимивыдающимися учеными нашего времени и отлично знаю уровень их внемедицинскихпознаний. Мне также хорошо известны трудности, с которыми сталкивались я имои ученики. Я уверен: в поисках того, что следует делать и что стоитчитать, мои рекомендации принесут большую пользу, чем кабинетные рассужденияспециалистов, непричастных к медицинским исследованиям.

Наши рекомендации