Творческое мышление в логических диаграммах

Один взгляд на общую теорию логических диаграмм по­могает увидеть, что они фактически являются проявле­нием полного процесса творческого мышления. Логичес­кая диаграмма полностью соответствует творческому процессу, поскольку использует все способности, обычно связанные с творчеством:

• воображение, ассоциацию и гибкость мышления.

В примере с «post-it» мы можем наблюдать присутствие всех трех элементов. В определенный момент у главного действующего лица оказалось достаточно гибкости, что­бы подумать, что клею можно найти другое применение. У него также было достаточно гибкости, чтобы построить необычную ассоциацию: клей — записка — клейкая лен­та. И наконец, он представил себе новый продукт — блок­нот с самоклеящимися листами.

Проекты, доклады и конференции

Если вы уже давно вращаетесь в деловом мире, вы, веро­ятно, понимаете, что предпринимательство — это не точ­ная наука и в ней нет единственных решений. Вам, веро-

ятно, постоянно приходится использовать весь свой потенциал, чтобы решать самые разнообразные пробле­мы. На основании способностей давать ответы вас ценят на предприятии или предлагают приложить ваши скром­ные способности в другом месте. Без сомнения, неплохо и желательно добавить немного творчества при выполне­нии ваших задач. И, как вы видели, логические диаграммы могут развить определенную степень гибкости, вообра­жения и ассоциативного мышления, нужных для получе­ния творческих решений.

В этой главе, посвященной предпринимательству, мы рассмотрим три области, в которых применяются твор­ческие процессы:

• создание проектов;

• написание докладов;

• конференции.

СОЗДАНИЕ ПРОЕКТОВ

Предпринимательский мир основан на купле-продаже продуктов. Иногда мы являемся покупателями, а иног­да — продавцами. Часто продукт уже готов и у решения есть название. Однако в других случаях мы должны при­нять решение с учетом интересов клиента, и именно здесь необходимо применить творческое мышление. Клиент

может быть как внешним, так и внутренним. Если это внешний клиент, нам нужно максимально адаптировать­ся к нему и предложить проект в ясной и связной форме, чтобы он увидел, что мы подумали обо всем. А если это внутренний клиент, путь такой же: представить ему ре­шение, адаптированное к его потребностям. В обеих си­туациях нам нужно организовать много информации, и мы вынуждены искать творческие решения посредством тех элементов, которыми располагаем. Как вы могли от­метить, осуществление проекта посредством логической диаграммы имеет много общего с творческим процессом, который был описан в начале главы, поэтому не сложно будет усвоить его концепцию.

Этапы создания проектов с помощью логических диаграмм

В применении логических диаграмм для создания про­екта имеется особое слагаемое: поиски большого коли­чества творческих идей, с помощью которых можно достичь новых решений. Нам нужно осуществить сле­дующие шаги:

1. Центральный образ

Как в любой логической диаграмме, сначала мы должны вообразить фигуру, которая будет представлять полный

проект. Не забудьте, что чем больше деталей вы вклю­чите в центральный образ, тем легче будут возникать ассоциации.

Поток мыслей

Как только появится центральный образ в середине лис­та большого размера (по возможности формата A3), мы должны «запустить» поток мыслей. На протяжении не более 20 минут вы должны позволить мыслям течь сво­бодно и максимально быстро. Быстрая работа на этом этапе стимулирует творчество и приводит к тому, что вы включаете идеи, которые могут показаться абсурдными, но они важны в творческом процессе. Отнеситесь к по­добным идеям уважительно, поскольку часто они явля­ются решающим фактором, ломающим ограничения, ко­торые устанавливает нам левое полушарие.

Первая реконструкция

Сделайте паузу, чтобы мозг отдохнул, поскольку число ассоциаций с ветвями, которые у вас накопились на пре­дыдущем этапе, может достичь и сотни. Отдохнув, начни­те работу по организации мыслей и созданию их иерархии с помощью основных организующих мыслей (ООМ). Упо­рядочьте, установите связи и обнаружьте ассоциации, даже если они могут показаться абсурдными. Как мы уже

видели, чем менее общепринятой является идея, тем ин­тереснее она может оказаться.

4. Созревание мыслей

Мы уже наблюдали, что неожиданные творческие идеи, как правило, возникают, когда мозг находится в расслаб­ленном состоянии, иногда во время прогулки или когда вы спите или мечтаете. На протяжении всей истории ве­ликие мыслители использовали эти состояния, чтобы стимулировать творчество. Знаменитые музы — это не что иное, как неожиданная встреча с искрой творчества в моменты, которые не имеют ничего общего с творческой деятельностью.

5. Вторая реконструкция

После процесса рождения мыслей мозг уже под другим углом смотрит на первую логическую диаграмму, по­этому очень полезно будет построить вторую логичес­кую диаграмму, основанную на первой. Используя принцип реконструкции, вы можете добавить идеи и мысли, которые у вас накопились на предыдущем этапе. Сейчас необходимо учесть всю информацию, которую вы собрали и интегрировали в различные диаграммы с целью получения диаграммы с широкой логической амплитудой.

6. Окончательный этап

Этот этап соответствует введению в действие. Безусловно, по ходу будут возникать перемены, неожиданные пово­роты и ограничения, на которые вы не рассчитывали, но вы убедитесь, что построение логической диаграммы ве­дет к важным продвижениям.

Естественные запахи

Я принимал участие во многих проектах, и одним из самых интересных был проект естественных запахов. Сущест­вует явная и все возрастающая тенденция к потреблению натуральных продуктов. Учитывая этот факт, некое пред­приятие рассматривало возможность создания линии натурального мыла. Эта компания работала в области химической промышленности, но не в области косметики. Прежде чем выйти на рынок, они решили разработать подробный проект. С этой целью они использовали логи­ческие диаграммы, поскольку у них было мало време­ни — им нужны были быстрые ответы.

Творческое мышление в логических диаграммах - student2.ru


Творческое мышление в логических диаграммах - student2.ru

Логическая диаграмма с потоком мыслей.

Как и во всех проектах, сначала шли поиски цент­рального образа. Он был достаточно сложным и ясно отражал их представление о продукте, а также о типе пользователя. Был сделан черновик, после чего перешли к потоку мыслей. В первом приближении возникло око­ло 70 ветвей. Как вы можете себе представить, мы об­клеили бумагой всю стену, чтобы подготовить проект. Следующая диаграмма частично отражает некоторые из возникших ветвей:

Сделав перерыв, чтобы отдохнуть и поесть, мы верну­лись к диаграмме, чтобы упорядочить ее. Мы начали пе­редвигать ветви и создавать ООМ. Результат этой работы был следующим:

Творческое мышление в логических диаграммах - student2.ru

Логическая диаграмма с ООМ.

Если вы внимательно посмотрите на эту диаграмму, то заметите: в ней есть почти пустые основные организующие мысли. Это ясно указывает на существование неизвестных и неучтенных областей (конкуренция, реклама...). После обсуждения этих аспектов мы увидели, что они являются основными для развития проекта. Идея была хорошей, но предприятие совершенно не знало рынка, и это было отмечено в ООМ недостатком данных о конкурентах. С другой стороны, о гамме продукции они тоже не осо­бенно подумали, поскольку у них не было опыта в тор-

говле этим видом продукции. Что же касается рекламы, это была еще одна неизвестная область, поскольку на пер­воначальном рынке (промышленная химия) этой функции не было. Таким образом, диаграмму расширили, развив недостающие ветви.

Развернутая логическая диаграмма.

Как можно предположить, проект был большим. После периода созревания идей возникли новые ветви и новые сомнения. Интересным творческим элементом была мысль о том, чтобы технический директор и менеджер по продажам работали вместе. Во время совещаний обнаружилось, что у них был совершенно разный взгляд на продукцию, похоже, они видели ее по-разному. Благодаря логической диаграмме они поняли проект как одно целое и решили скоопериро­ваться, чтобы проект развивался сбалансированно.

Творческое мышление в логических диаграммах - student2.ru

Творческое мышление в логических диаграммах - student2.ru

Образец этикетки, который был подготовлен для проекта.

Упражнение номер 1: Веб-страница

Недавно я участвовал в проекте по изготовлению веб­страницы. На первом совещании я увидел, что было не­сколько идей, но все висело в воздухе. Я предложил по­работать с логическими диаграммами, и результаты были отличными. Теперь представьте, что вам нужно сделать свою веб-страницу. Весьма сложный проект, но ведь он кажется интересным? Тогда вперед!

Преимущества применения логических диаграмм в создании проектов

• Они используют все способности творческого мышления.

• Они генерируют много умственной энергии по мере погружения в проблему.

• Они позволяют одновременно представить мно­жество элементов, при этом усиливается твор­ческое и интегрирующее ассоциативное мыш­ление.

• Они расширяют диапазон точек зрения.

НАПИСАНИЕ ДОКЛАДОВ

В области предпринимательства крайне важны доклады. Как правило, нужно сообщать о некоторых элементах, которые были исследованы, результатах определенных процессов или отчитываться о продажах. Стандартная форма докладов принята на немногих предприятиях, поскольку они налагают жесткие рамки и не позволяют представлять информацию в соответствии с ситуацией. По опыту могу сказать, что доклады отнимают много времени и не дают выспаться, поэтому, в конце концов, не знаешь, хорошо ты его написал или плохо и был ли он оценен. И самое лучшее — это потратить как можно меньше времени на его написание и представить его в как можно более ясной форме.

Логические диаграммы могут многое сказать о докладах. Метод мы уже знаем, и единственное, что нужно, — это принять во внимание некоторые нюансы.

Этапы создания докладов

Центральный образ

На этом этапе важно представить центральную фигуру как цель доклада. Представляя письменную информацию, мы всегда преследуем скрытую глобальную цель. В данном случае вы должны подумать, что хотите показать своим докладом. Возможно, надо продемонстрировать, что рек­ламная акция 3x2 не дала никаких результатов. В этом случае представьте образ, который это обобщает. Ассо­циировать цель с рисунком необходимо, чтобы связно построить доклад.

Поток мыслей

Ясно представив цель, мы должны как можно быстрее перейти к потоку идей. Стройте ассоциации с любыми фактами, темами, статистикой, датами, именами и т. д. Это подходящий момент, чтобы создавать рисунки по информации, поскольку в редактировании доклада при­сутствует множество визуальных элементов.

Организация

Следуя правилам логической диаграммы, приступим к ее организации с помощью ООМ. Вероятно, иногда будут

появляться одни и те же данные в разных местах. Вклю­чите их в диаграмму в разных местах, но отметьте стрел­кой, что между ними существует связь. Нет необходи­мости включать в диаграмму точные данные, которые появятся в докладе (номера и цифры), нужно просто упомянуть о них. Обдумайте их хорошо, именно так появятся разделы доклада.

4. Последовательность и информация

Теперь вы должны определить, в каком порядке органи­зуете ветви. Подумайте: если вы отредактируете инфор­мацию в линейном порядке, то вам важно пронумеровать ветви в таком порядке, в котором они появятся в докладе. Как только они будут пронумерованы, поищите инфор­мацию, которая содержится в ветвях и которая будет не­обходима вам со всеми подробностями. Например, в од­ной ветви может появиться «четыре продажи в год» или «продукт». И на этом этапе следует поискать эту картину и держать ее под рукой или поискать техническое описа­ние продукции, чтобы включить ее туда, куда нужно.

5. Редактирование

Последний этап — этап редактирования. Рекомендуется начать доклад с центрального образа, который ясно объ­яснит цель доклада. Затем единственное, что следует сде-

лать, — это отредактировать содержание каждой ветви и включить всю информацию, которую вам удалось собрать. И наконец, вам нужно вернуться к центральному образу и отредактировать формулировку цели, чтобы она была ясной и включала в себя все самые важные моменты.

Упражнение номер 2: Неожиданный доклад

Вы уже давно хотите предложить вашему начальнику какое-то изменение, улучшение или проект? Возможно, он отправил вас, сказав нечто вроде: «Хмм... интересно, доложите мне письменно, и я ознакомлюсь». По опыту я знаю, что такие доклады никогда не пишутся, но для вас это — возможность действительно написать его. Сле­дуйте этапам логической диаграммы и представьте ваш доклад начальнику. Увидите, какое у него будет лицо!

Преимущества применения логических диаграмм в написании докладов

• Они снимают стресс, связанный с неорганизован­ностью, со страхом провала и «блоком писателя».

• Они значительно уменьшают время, необходимое для подготовки, структурирования и редактиро­вания доклада.

• Они позволяют обрабатывать данные одновремен­но аналитически и творчески.

• Они обеспечивают целевой, организованный и структурированный доклад.

КОНФЕРЕНЦИИ

Недавно я пил кофе с подругой-психотерапевтом. Мы раз­говаривали, и мне пришло в голову, что было бы неплохо, если бы она приняла участие в одной из моих конференций. Она с удивлением посмотрела на меня и сказала, что это было бы интересно, но она должна подумать. Мы увиделись на следующей неделе, и она объяснила мне, что мое пред­ложение ей очень приятно, но участвовать она не будет. Затем она сказала, что ей не страшно выступать на публи­ке, и это убедило меня в том, что на самом деле ей страшно выступать на публике. Этот страх встречается чаще, чем можно себе представить, даже у профессионалов (как у мо­ей подруги), которые зарабатывают на жизнь, разговаривая с людьми. Могут ли логические диаграммы помочь нам в задаче выступления перед аудиторией? Да, и это действи­тельно одна из областей их применения, к которой я при­бегаю чаще всего. С помощью логических диаграмм можно подготовить доклад на конференции так, чтобы он был ясным, эффективным и интересным. Одно из больших

преимуществ, которые докладчики получают от логических диаграмм, — это гибкость. Если во время доклада возни­кает вопрос, который вы оставляли на потом, вы можете перескочить на другую ветвь и ответить без проблем. Ког­да будет дан ответ на вопрос, вы сможете вернуться к вет­ви, которую оставили, или начать развитие новой. А также, если вы обнаружите, что вам не хватает времени или его, наоборот, много, вы можете соразмерить выступление с рег­ламентом, развив какую-либо тему или убрав ту, которая на данный момент покажется вам менее интересной.

Наши рекомендации