И направления развития управленческой мысли
Наиболее значительные школы менеджмента
№ | Время возникновения | Наименование школы, направления | Существенные характеристики | Видные представители | |
Школы и направления, обычно отражаемые в истории менеджмента | |||||
1. | Конец 19-го – начало 20-го века | Школа научного менеджмента (Scientific Management) | Ключевое внимание – к рационализации рабочих движений и организации труда рабочих; менеджер проектирует работы, рабочий - выполняет – идея НОТ (Научной организации труда) Построение управления на основе четырех "великих основных принципов": выработка истинных научных основ производства; научный подбор исполнителей; их научное обучение и тренировка; тесное дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями. Практическое доказательство мощи менеджмента, его вклада в рост производительности труда | Фредерик У. Тейлор (1856-1915) Генри Л. Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилбреты, в известной степени – Генри Форд, Харрингтон Эмерсон; В России – А.А.Бог-данов, О.А.Ерма-нский, Н.Н.Вит-ке, П.М.Кер-женцев, А.К.Гас-тев | |
2. | 1910-е годы | Классическая или Административная школа | Акцент на работе руководителей. Выделение ключевых общих функций управления. Управлять – значит предвидеть (т.е учитывать грядущее и вырабатывать программу действий), организовать (т.е. строить двойной материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (т.е. заставлять персонал надлежаще работать), координировать (т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия) и контролировать (т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям). 14 принципов: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства и распорядительства (два приказа относительно какого-либо действия может давать только один начальник, а также один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель); подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация (наличие "мозгового центра"); иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала. | Анри Файоль (1841- 1925), Л.Урвик, Л.Гьюлик, Ч.Барнард | |
3. | 1920-1930-е гг. | Школа человеческих отношений | Внимание к работнику, его интересам, мотивации, групповой работе, неформальным аспектам жизнедеятельности организации | Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллет, Ф.Ротлисбергер | |
4. | 1950-1960-е гг. | Школа поведенческих наук, социально-психо-логический подход | Развитие и углубление подходов школы человеческих отношений. «Теория «Х» и «Теория «Y», модели мотивации, «решетка менеджмента». | К.Левин, К.Арджи-рис, Ф.Герц-берг, Р. Лайкерт, Д.МакГрегор, Р.Блейк, Дж.Мутон Ф.Фидлер, А.Маслоу | |
5. | 1940-1960-е гг. | Кибернетика и школа науки управления (Management Science) | Н.Винер, У.Р.Эшби, Ст. Бир, У.Черчмен, Р.Акофф, В СССР – Л.В.Канторович (Нобелевский лауреат) | ||
6. | 1960-наст. время | Процессный подход | Выделение общих и конкретных функций управления и построение процесса управления как процесса их эффективной реализации | Трудно выявить лидеров | |
7. | 1950-1970-е гг | Системный подход | Стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т.е. совокупность частей, связанных и взаимодействующих между собой таким образом, что при этом возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей. С позиций системного подхода организация - это открытая система. Она взаимодействует с внешней средой, обмениваясь с ней энергией, информацией, материалами, и ее эффективность определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды. Связан с общей теорией систем и синергетикой | Л. фон Берталанфи, Ч.Бар- нард, Г.Саймон, Р.Акофф, С.Оптнер, Д.Кли-ланд, У.Кинг. В СССР – В.Г. Афанасьев, П.Г.Кузне-цов, В.А.Трапезников; И.Р.Приго-жин, Г.Хакен, | |
8. | 1950-1970-е гг. | Ситуационный подход | Сторонники ситуационного подхода к управлению видят свою задачу в том, чтобы исследовать, какие модели управления, в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными и на основании этого предлагать руководителям типовые решения относительно способа построения систем управления для конкретных условий. Отсутствие веры в возможность построить модель управления, пригодную на все случаи жизни. Системный и ситуационный подход связаны с оптимизационным подходом, нацеливающим менеджеров на достижение оптимальных результатов, то есть результатов, наилучших из возможных в конкретных ситуациях по определенным критериям | Т.Бернс, Г.Сталкер, П.Лоуренс и Дж.Лорш, Т.Питерс, Р.Уотермен | |
9. | |||||
Другие течения и направления | |||||
10. | 1950-е гг. | Эмпирическая школа | Внимание к практике, опыту лучших компаний. Новое понимание бизнеса и его предназначения. Управление по целям. | Питер Ф. Друкер (р. 1909-2005) | |
11. | 1960-е гг. | Стратегический менеджмент | Необходимость и методы выработки и реализации стратегии организации | И.Ансофф, К.Эндрюс, Г.Минт-цберг, М.Портер, Г.Кэмел, Дж. Траут | |
12. | 1950-е гг. | Всеобщее управление качеством (TQM) | Акцент на особом значении качества продукции, услуг, а впоследствии и качестве организаций, условий труда, качестве жизни и др. | У.Деминг, У.Шухарт, А.Фейгенбаум | |
13. | 1990-е гг. | Теория обучающейся организации | Рассмотрение организации как обучающейся системы | П.Сенге | |
14. | 1990-е гг. | Менеджмент знания | Знания работников - главный актив организации. Они нуждаются в эффективном управлении. | Такеучи, Нонака | |
15. | 1990-е гг. | Реинжиниринг бизнес-процессов | Рост продуктивности организации – на основе создания новых деловых процесссов | Хаммер, Чампи | |
16. | 1990-2000-е гг. | Постмодернистский менеджмент | Призыв к переосмыслению организации, непрерывным инновациям, переносу в менеджмент бизнеса приемов шоу-бизнеса | Т.Питерс, Нордстрем, Ридестралле, | |
17. | ……….. | ||||