И направления развития управленческой мысли

Наиболее значительные школы менеджмента

Время возникновения Наименование школы, направления Существенные характеристики Видные представители
Школы и направления, обычно отражаемые в истории менеджмента
1. Конец 19-го – начало 20-го века Школа научного менеджмента (Scientific Management) Ключевое внимание – к рационализации рабочих движений и организации труда рабочих; менеджер проектирует работы, рабочий - выполняет – идея НОТ (Научной организации труда) Построение управления на основе четырех "великих основных принципов": выработка истинных научных основ производства; научный подбор исполнителей; их научное обучение и тренировка; тесное дружественное сотрудничество между администрацией и исполнителями. Практическое доказательство мощи менеджмента, его вклада в рост производительности труда Фредерик У. Тейлор (1856-1915) Генри Л. Гантт, Фрэнк и Лилиан Гилбреты, в известной степени – Генри Форд, Харрингтон Эмерсон; В России – А.А.Бог-данов, О.А.Ерма-нский, Н.Н.Вит-ке, П.М.Кер-женцев, А.К.Гас-тев
2. 1910-е годы Классическая или Административная школа Акцент на работе руководителей. Выделение ключевых общих функций управления. Управлять – значит предвидеть (т.е учитывать грядущее и вырабатывать программу действий), организовать (т.е. строить двойной материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (т.е. заставлять персонал надлежаще работать), координировать (т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия) и контролировать (т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям). 14 принципов: разделение труда; власть и ответственность; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства и распорядительства (два приказа относительно какого-либо действия может давать только один начальник, а также один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель); подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация (наличие "мозгового центра"); иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала. Анри Файоль (1841- 1925), Л.Урвик, Л.Гьюлик, Ч.Барнард
3. 1920-1930-е гг. Школа человеческих отношений Внимание к работнику, его интересам, мотивации, групповой работе, неформальным аспектам жизнедеятельности организации Элтон Мэйо, Мэри Паркер Фоллет, Ф.Ротлисбергер
4. 1950-1960-е гг. Школа поведенческих наук, социально-психо-логический подход Развитие и углубление подходов школы человеческих отношений. «Теория «Х» и «Теория «Y», модели мотивации, «решетка менеджмента». К.Левин, К.Арджи-рис, Ф.Герц-берг, Р. Лайкерт, Д.МакГрегор, Р.Блейк, Дж.Мутон Ф.Фидлер, А.Маслоу
5. 1940-1960-е гг. Кибернетика и школа науки управления (Management Science)   Н.Винер, У.Р.Эшби, Ст. Бир, У.Черчмен, Р.Акофф, В СССР – Л.В.Канторович (Нобелевский лауреат)
6. 1960-наст. время Процессный подход Выделение общих и конкретных функций управления и построение процесса управления как процесса их эффективной реализации Трудно выявить лидеров
7. 1950-1970-е гг Системный подход Стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как систему, т.е. совокупность частей, связанных и взаимодействующих между собой таким образом, что при этом возникает целое, обладающее собственными качествами, отличными от качеств составляющих его частей. С позиций системного подхода организация - это открытая система. Она взаимодействует с внешней средой, обмениваясь с ней энергией, информацией, материалами, и ее эффективность определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды. Связан с общей теорией систем и синергетикой Л. фон Берталанфи, Ч.Бар- нард, Г.Саймон, Р.Акофф, С.Оптнер, Д.Кли-ланд, У.Кинг. В СССР – В.Г. Афанасьев, П.Г.Кузне-цов, В.А.Трапезников; И.Р.Приго-жин, Г.Хакен,
8. 1950-1970-е гг. Ситуационный подход Сторонники ситуационного подхода к управлению видят свою задачу в том, чтобы исследовать, какие модели управления, в каких условиях внешней среды оказываются наиболее эффективными и на основании этого предлагать руководителям типовые решения относительно способа построения систем управления для конкретных условий. Отсутствие веры в возможность построить модель управления, пригодную на все случаи жизни. Системный и ситуационный подход связаны с оптимизационным подходом, нацеливающим менеджеров на достижение оптимальных результатов, то есть результатов, наилучших из возможных в конкретных ситуациях по определенным критериям Т.Бернс, Г.Сталкер, П.Лоуренс и Дж.Лорш, Т.Питерс, Р.Уотермен
9.        
Другие течения и направления
10. 1950-е гг. Эмпирическая школа Внимание к практике, опыту лучших компаний. Новое понимание бизнеса и его предназначения. Управление по целям. Питер Ф. Друкер (р. 1909-2005)
11. 1960-е гг. Стратегический менеджмент Необходимость и методы выработки и реализации стратегии организации И.Ансофф, К.Эндрюс, Г.Минт-цберг, М.Портер, Г.Кэмел, Дж. Траут
12. 1950-е гг. Всеобщее управление качеством (TQM) Акцент на особом значении качества продукции, услуг, а впоследствии и качестве организаций, условий труда, качестве жизни и др. У.Деминг, У.Шухарт, А.Фейгенбаум
13. 1990-е гг. Теория обучающейся организации Рассмотрение организации как обучающейся системы П.Сенге
14. 1990-е гг. Менеджмент знания Знания работников - главный актив организации. Они нуждаются в эффективном управлении. Такеучи, Нонака
15. 1990-е гг. Реинжиниринг бизнес-процессов Рост продуктивности организации – на основе создания новых деловых процесссов Хаммер, Чампи
16. 1990-2000-е гг. Постмодернистский менеджмент Призыв к переосмыслению организации, непрерывным инновациям, переносу в менеджмент бизнеса приемов шоу-бизнеса Т.Питерс, Нордстрем, Ридестралле,
17. ………..      
           

Наши рекомендации