Требования к уровню подготовленности студентов
ЛАБОРАНТСКАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Типовая учебная программа
для высших учебных заведений по специальности:
I-79 01 04 – Медико-диагностическое дело
Лучевая диагностика.
1. Принципы получения диагностических изображений (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный методы и магнитно-резонансная томография).
2. Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность отделений (кабинетов) лучевой диагностики.
3. Нормы безопасности при проведении лучевых исследований.
4. Порядок подготовки к рентгенологическому исследованию пищевода, желудка, кишечника, мочевыделительной системы.
5. Порядок подготовки к ультразвуковому исследованию органов брюшной полости и забрюшинного пространства.
6. Порядок подготовки к малоинвазивным манипуляциям под рентгенологическим или ультразвуковым контролем (режим чистой перевязочной, подготовка стерильного инструмента, материалов, халатов, необходимого набора препаратов, оформление направления в цитоморфологическую лабораторию, подготовка для стерилизации отработанных инструментов).
Студент-практикант ведет ежедневно дневник, в котором должен фиксировать всю работу в течение рабочего дня с ее точным описанием, отображать личное участие в лечебном и диагностическом процессах. Дневник обязательно должен дать ясное представление о степени самостоятельности при выполнении той или иной работы. Дневники ежедневно подписываются рентгенлаборантом (в отделении лучевой диагностики), в котором студенты проходят практику, и проверяются руководителями производственной практики от кафедры университета и базового учреждения.
В конце дневника студент пишет отчет о прохождении практики, подводит итоги по овладению практическими навыками. Итоговый отчет студента подписывает рентгенлаборант отделения. Дневник завершается характеристикой работы студента во время производственной практики, которую подписывает главный врач базового учреждения, непосредственный руководитель практики и закрепленный преподаватель от кафедры. Характеристика заверяется печатью учреждения здравоохранения.
По окончании лаборантской производственной практики студент сдает дифференцированный зачет комиссии, в состав которой входят преподаватель, ведущий цикл практики, руководитель практики от высшего учебного заведения и, по возможности, руководитель практики от учреждения здравоохранения.
Критериями оценки должны быть усвоение студентами практических навыков, теоретических знаний, отношение к больным, к работе в течение всей практики, участие в УИРС и др. Кроме этого учитывается роль в проведении санитарно-просветительной и воспитательной работы, а также характеристика, данная ему руководителем практики от учреждения здравоохранения. Результаты зачета оцениваются по десятибалльной системе оценок.
Дифференцированный зачет должен включать:
1. Оценку экзаменаторами дневника прохождения практики, характеристики и отчета студента о прохождении практики.
2. Контроль усвоения студентом практических навыков ухода за больными, выполнения лабораторных исследований, обязанностей рентгенлаборанта.
3. Контроль теоретических знаний по контрольным вопросам для дифференцированного зачета.
Тематический план практики
Тематический план работы в отделении лучевой диагностики | ||
10. | Организация работы рентгенологических кабинетов. Основные нормативные документы. Оборудование. Нормы безопасности при проведении рентгенологических исследований. | |
11. | Ознакомление с основными видами рентгенодиагностических исследований. | |
12. | Организация работы кабинета рентгеновской компьютерной томографии. Основные нормативные документы. Нормы безопасности при проведении компьютерной томографии. | |
13. | Организация работы кабинета ультразвуковой диагностики. Основные нормативные документы. Оборудование. Нормы безопасности при проведении ультразвуковых исследований. | |
14. | Организация работы отделения (лаборатории) радионуклидной диагностики. Основные нормативные документы. Нормы безопасности при проведении радионуклидных исследований. | |
Всего: 36 часов | ||
Итого: 144 часа |
Содержание программы практики
1. Организация работы рентгенологических кабинетов. Ознакомление с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность рентгенологических кабинетов. Оборудование. Нормы безопасности при проведении рентгенологических исследований. Номенклатура средств противорадиационной защиты персонала и пациентов. Показания и противопоказания к проведению рентгенологических исследований. Подготовка пациентов к различным видам рентгенологических исследований. Порядок применения контрастных веществ (показания, противопоказания, возможные побочные реакции). Организация оказания неотложной помощи. Порядок определения и регистрации индивидуальных эффективных доз облучения пациентов. Формы учетно-отчетной документации.
2. Ознакомление с основными видами рентгенодиагностических исследований.Рентгеноскопия, рентгенография, томография, зонография, флюорография. Особенности проведения рентгенологических исследований у детей.
3. Организация работы кабинета рентгеновской компьютерной томографии. Нормы безопасности при проведении рентгеновской компьютерной томографии. Номенклатура средств противорадиационной защиты пациентов. Особенности подготовки пациентов к исследованию органов брюшной полости и забрюшинного пространства. Порядок применения контрастных веществ (показания, противопоказания, возможные побочные реакции). Порядок определения и регистрации индивидуальных эффективных доз облучения пациентов. Формы учетно-отчетной документации.
4. Организация работы кабинета ультразвуковой диагностики. Ознакомление с основными нормативными документами, регламентирующими деятельность отделения (кабинета) ультразвуковой диагностики. Нормы безопасности при проведении ультразвуковых исследований. Подготовка пациентов к ультразвуковым исследованиям органов брюшной полости, забрюшинного пространства Подготовка пациента к малоинвазивным манипуляциям под контролем ультразвука. Особенности подготовки к ультразвуковому исследованию малого таза у небеременных и беременных женщин. Формы учетно-отчетной документации.
5. Организация работы отделения (лаборатории) радионуклидной диагностики. Ознакомление с основными нормативными документами. Нормы безопасности при проведении радионуклидных исследований. Номенклатура средств противорадиационной защиты персонала и пациентов. Порядок применения радиофармацевтических средств. Подготовка пациентов к радионуклидным исследованиям. Порядок определения и регистрации индивидуальных эффективных доз облучения пациентов. Формы учетно-отчетной документации.
Учебно-исследовательская работа студента (УИРС)
Задание по проведению УИРС студенты получают в начале производственной практики от руководителя практики. Руководитель практики оказывает помощь студентам в подборе необходимой литературы. Студент выступает с докладом по теме УИРС на сестринской отделенческой конференции. Отчет о выполненной работе оформляется в виде реферата и подлежит сдаче на кафедру по окончанию практики. При подготовке реферата используют не менее 2-3 источников: методические материалы и нормативные документы по вопросам сестринского ухода за больными и санитарно-противоэпидемического режима (приказы Министерства здравоохранения Республики Беларусь, инструкции, методические рекомендации), журналы для средних медицинских работников, пособия по общему уходу за больными, клинической лабораторной диагностике и лучевой диагностике.
Требования к уровню подготовленности студентов,