Этологические теории насилия, объясняющие феномен агрессивности человека (социал-дарвинизм). Виды агрессии человека.
В центре внимания теорий насилия находится феномен агрессивности человека. Отметим по крайней мере четыре направления исследований и объяснений человеческой агрессивности:
• этологические теории насилия (социал-дарвинизм) объясняют агрессивность тем, что человек – общественное животное, а общество – носитель и воспроизводитель инстинктов животного мира. Безбрежное расширение свободы индивида без необходимого уровня развития его культуры повышает агрессивность одних и беззащитность других. Такое положение получило наименование «беспредел» – абсолютное беззаконие в отношениях людей и в действиях властей;
• фрейдизм, неофрейдизм и экзистенциализм утверждают, что агрессивность человека является результатом фрустрации отчужденной личности. Агрессивность вызывается социальными причинами (фрейдизм выводит ее из эдипова комплекса). Следовательно, основное внимание в борьбе с преступностью должно быть обращено на устройство общества;
• интеракционизм видит причину агрессивности людей в «конфликте интересов», несовместимости целей;
• представители когнитивизма считают, что агрессивность человека есть результат «когнитивного диссонанса», т. е. несоответствия в познавательной сфере субъекта. Неадекватное восприятие мира, конфликтующее сознание как источник агрессии, отсутствие взаимопонимания связаны со строением мозга.
Исследователи выделяют два вида агрессии: эмоциональное насилие и антисоциальное насилие, т. е. насилие против свобод, интересов, здоровья и жизни кого-либо. Агрессивность человека, точнее, преступность как следствие ослабления саморегуляции поведения по-своему пытается объяснить генетика человека.
44. Теории, объясняющие феномен агрессивности человека социальными причинами: фрейдизм, неофрейдизм, экзистенциализм.(в предыдущем билете)
45. Теории, объясняющие феномен агрессивности человека: интеракционизм, когнитивизм. Виды агрессии человека.(все тоже самое что и в предыдущих билетах)
46. Контроль в обществе: цели и формы. Системы контроля: формальный и неформальный. Внутренний и внешний контроль. Понятие о нормах-правилах и нормах-ожиданиях.
Любое общество в целях самосохранения устанавливает определенные нормы, правила поведения и соответствующий контроль за их исполнением.
Возможны три основные формы контроля:
• изоляция – отлучение от общества закоренелых преступников, вплоть до смертной казни;
• обособление – ограничение контактов, неполная изоляция, например колония, психиатрическая больница;
• реабилитация – подготовка к возвращению к нормальной жизни; реабилитация алкоголиков, наркоманов, несовершеннолетних правонарушителей. Контроль может быть формальным и неформальным.
Система формального контроля – организации, созданные для защиты порядка. У нас их называют правоохранительными. Они имеют разную степень жесткости: налоговая инспекция и налоговая полиция, милиция и ОМОН, суды, тюрьмы, исправительно-трудовые колонии. Любое общество создает нормы, правила, законы. Например, библейские заповеди, правила дорожного движения, уголовное законодательство и т. п.
Неформальный контроль – это неофициальное социальное давление окружающих, прессы. Возможно наказание через критику, остракизм; угроза физической расправы.
Любое общество не может нормально функционировать без разработанной системы норм и правил, предписывающих выполнение каждым человеком требований и обязанностей, необходимых для общества. Люди практически в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют большую часть своих социальных ролей бессознательно, естественно, в силу привычек, обычаев, традиций и предпочтений.
В современном обществе, разумеется, для социального контроля недостаточно правил и норм, установленных на уровне первичных социальных групп. В масштабе всего общества формируется система законов и наказаний за нарушение установленных требований и правил поведения, применяется групповой контроль государственными органами управления от имени всего общества. Когда отдельный человек не желает следовать требованиям законов, общество прибегает к принуждению.
Нормы различаются по степени строгости, и любое их нарушение влечет за собой разные наказания. Существуют нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-ожидания регулируются общественным мнением, моралью, нормы-правила – законами, правоохранительными органами. Отсюда и соответствующие кары. Норма-ожидание может переходить в норму-правило, и наоборот.
47. Способности человека: природные (естественные) и специфические. Соотношение понятий «задатки», «способности» и «одаренность». Уровни способностей.(можно рассказать про лекцию юркевич)
способности - это то, что нужно для выполнения какой-либо деятельности. И если у кого-то они высоки, то и деятельность им будет выполнена лучите и быстрее. И это понимают все, а вот дальше начинаются разночтения.
Даются ли способности человеку от рождения или их можно развить?
Нужно отличать способности от природных особенностей, т.е. задатков.
Задатки - это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чтобы было понятнее, проведем аналогию: задатки - семена будущего растения, о которых можно судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.одаренность-высшая форма способностей.
48. Понятие о характере человека: структура и черты характера. Акцентуация характера.
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:
отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами). Акцентуация характера — это крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может перерасти в расстройство личности, но относить её к психическим расстройствам будет неправильно.Темперамент не то же самое,что и характер.от черт темперамента зависит характер просто вот и все.
49. Особенности поведения человека в зависимости от типов акцентуации: гиперактивный, дистимичный, циклоидный, эмотивный, демонстративный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, экзальтированный, интровентированный, экстравертированный.
Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:
1. Гипертимический (гиперактивный). Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам; не реагирует на замечания; игнорирует наказания; теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность.
2. Дистимичный. Постоянно пониженное настроение; грустен, замкнут, немногословен, пессимистичен, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.
3. Циклоидный. Мера общительности циклически меняется (высокая при повышенном настроении и низкая в период подавленности).
4. Эмотивный (эмоциональный). Чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому преобладает печальное настроение.
5. Демонстративный. Стремится быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь — все идет в дело. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.
6. Возбудимый. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, занудство, но бывает льстивым, услужливым (это маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости. Активно и часто конфликтует.
7. Застревающий. Застревает на своих чувствах, мыслях, забывает обид, сводит счеты; на работе и в быту несговорчив, склонен к затяжным склокам; в конфликтах чаще бывает активной стороной.
8. Педантичный. Выраженное занудство — в виде «переживания подробностей»; на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, домашних изнуряет чрезмерной аккуратностью.
9. Тревожный (психастенический). Пониженный фон настроения; опасения за себя, близких; робость, неуверенность в себе; крайняя нерешительность; долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях.
10. Экзальтированный (лабильный). Весьма изменчивое настроение; эмоции ярко выражены; повышенная отвлекаемость на внешние события; словоохотливость; влюбчивость.
11. Интровертированный (шизоидный, аутистический). Малая общительность; замкнут, в стороне от всех; общение по необходимости; погружен в себя; о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя ему свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким.
12. Экстравертированный (конформный). Высокая степень общительности; словоохотлив до болтливости; своего мнения не имеет, очень несамостоятелен; стремится быть как все; неорганизован, предпочитает подчиняться.
Вопросы практического характера (3-й вопрос в билете)