Особенности кожи и ее производных у детей

Необходимый исходный уровень знаний.

Из других курсов и тем:

1. Строение эпидермиса. Подвижная норма ткани.

2. Железистый эпителий, типы строения экзокриновых желез, типы секреции.

3. Строение рыхлой, плотной неоформленной, жировой соединительной ткани.

4. Нервные окончания в эпителии и соединительной ткани.

5. Строение гемокапилляров.

6. Регенерация эпидермиса, соединительной ткани.

Теоретические вопросы, подлежащие рассмотрению по теме занятия:

I. Общая характеристика кожи. Принцип структурной организации. Функции. Классификация.

II. Источники развития. Органогенез.

III. Гистофизиология кожи:

1. Строение эпидермиса. Слои эпидермиса: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий, роговой.

Особенность их клеточного состава. Механизм синтеза кератина. Особенности строения эпидермиса в различных участках кожи.

2. Строение дермы:

- Строение и гистофизиология сосочкового слоя дермы.

- Строение и гистофизиология сетчатого сдоя дермы.

- Строение и гистофизиология гиподермы.

3. Кровоснабжение кожи.

4. Иннервация кожи.

5.Регенерация кожи.

IV. Строение и гистофизиология производных кожи.

1. Потовые железы:

- Эккриновые потовые железы. Строение, механизм секреции (тип), локализация в коже, функции.

- Апокриновые потовые железы. Строение,тип секреции, локализация в коже, роль.

2. Сальные железы. Общий принцип строения. Гистофизиология, тип и механизм секреции, локализация в коже, роль.

3. Волосы.Развитие. Виды волос, их расположение. Строение волоса:

3.1. Стержень волоса.

3.2. Корень волоса (фолликул, собственно волос, луковица)

- фолликул: эпителиальные корневые влагалища, соединительнотканная сумка.

- луковица: соединительнотканный сосочек, матрица.

- собственно волос: мозговое, корковое вещество, кутикула.

3.3. Процессы формирования собственно волоса (регенерация).

3.4. Смена волос.

3.5. Поседение волос.

4. Ноготь:

4.1. Строение ногтевой пластинки (тело, корень, матрица).

4.2 Фиксация ногтевой пластинки:

- Строение ногтевого ложа (эпителиальная часть - гипонихий, соединительно-тканная часть), эпонихий.

- Строение ногтевых валиков (боковых, заднего). Их роль.

4.3. Рост ногтя.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение

1. Васкуляризация, иннервация кожи.

2. Рост и смена волос. Облысение. Поседение волос.

3. Ноготь.

УИРС. Темы рефератов(один по выбору)

1. Морфофункциональные особенности дермы в детском возрасте.

2. Эпидермис новорожденного и детей первых лет жизни.

3. Строение и функция сальных желез в разные возрастные периоды.

4. Строение и функция потовых желез у детей различных возрастов.

5. Рост и смена волос.

6. Регенераторные возможности тканей кожи. Структурные обоснование функций кожи.

7. Дерматоглифика и ее значение диагностике заболеваний органов.

8. Зоны Захарьина – Геда. Их роль в диагностике заболеваний.

Значение изучаемой темы:

Знание структуры кожи ее производных позволит выявить особенности их функционирования, возможного нарушения их структуры и функции при развитии патологического процесса в различные возрастные периоды. Визуальное обследование кожи и ее произвольных имеет большое значение для диагностики заболеваний органов других систем организма.

Особенности кожи и ее производных у детей.

Кожа ребенка, особенно новорожденного и на первом году жизни, по своему строению и в функциональном отношении во многом отличается от кожи взрослого. Эти особенности позволяют понять и объяснить как частоту кожных поражении в раннем детском возрасте, так и некоторые особенности их течения.

Кожа грудных детей и детей первых лет жизни отличается от кожи взрослого человека своей бархатистостью, мягкостью и более розовым цветом. Она значительно тоньше, чем у взрослого. Особенно тонок роговой слой эпидермиса у новорожденного. Он состоит всего из 2-3 рядов ороговевших, слабо связанных между собой клеток, которые беспрерывно слущиваются. У новорожденных роговой слой эпидермиса очень тонок, но утолщается в течение 1-го месяца жизни. Так, роговой слой кожи предплечья новорожденного равен 0.01 -0,1мм, спины- 0,01 мм, живота - 0,05-0,06 мм, подошвы ступни-0,08-0,14 мм при общей толщине эпидермиса - 0,15-6,25 мм. Ростковый слой, в котором происходит энергичное разрастание клеток, развит хорошо. Базальная мембрана, на которой лежит эпидермис новорожденного, недоразвита. Она очень топкая и рыхлая вследствие слабого развития ее волокнистых структур, поэтому и связь между эпидермисом и дермой очень слабая.

С возрастом происходит утолщение эпидермиса, особенно его рогового слоя. Это утолщение на многих местах тела становится заметным уже через 1-2 месяца после рождения ребенка.

Дерма у новорожденного и детей первых лет жизни не только более тонкая, по и строение ее своеобразно. Сосочковый слой дермы хорошо выражен только на ладонях, подошвах и тыльной поверхности кистей и стоп, а на других местах он развит слабо и еще не закончил своего формирования. Дерма значительно богаче клеточными элементами, в ней больше содержится аморфного вещества, воды, муцина и преобладают преколлагеновые волокна. Эластические волокна появляются только в конце I месяца жизни, причем раньше всего в коже лица. К 8 годам количество эластических волокон достигает максимума (гиперэластоз) и удерживается на этом уровне лет до 30 лет.

Утолщение рогового слоя эпидермиса, а также развитие соединительнотканной основы кожи продолжается до 16 лет, причем особенно энергично эти процессы идут в течение первого года жизни.

У взрослого человека толщина эпидермиса может достигать 0,6 мм на подошвах ног, а толщина дермы - на различных участках кожи равна от 1,1 до 2,6 мм. Содержание гликогена в коже у новорожденных примерно в полтора раза меньше, чем у взрослых. Содержание ДНК в коже не зависит от возраста. Время обновления клеток эпителия - это среднее время, за которое все базальные клетки из базального слоя переходят в роговой. Для взрослых это время колеблется (на различных участках кожи) от 12,4 до 26 суток - в среднем 17,7 суток. У детей обновление эпителия протекает медленнее, чем у взрослых, так как клетки эпидермиса детей имеют больший срок жизни.

Толщина подкожно жировой клетчатки у новорожденных колеблется в широких пределах. Особенностями строения этого слоя у детей грудного возраста являются: очень богатое капиллярное кровоснабжение жировых долек, узкие прослойки соединительной ткани между жировыми дольками и наличие большого количества недифференцированных жировых клеток (мелких с незначительными жировыми включениями).

Характерная особенность кожи новорожденного - богатство ее кровеносными сосудами с густой сетью широких капилляров. Капилляры долго остаются широкими, чем и объясняется нежно-розовая кожа ребенка первого года жизни. Нервы кожи у новорожденных в значительной мере соответствуют таковым у взрослого человека, но многие концевые нервные аппараты к моменту рождения ребенка не заканчивают своего развития.

Таким образом, защитная функция кожи в детском возрасте, особенно у новорожденных детей и детей первого года жизни, ввиду ее морфологических особенностей явно недостаточна. По сравнению с кожей взрослого у детей она легко ранима и более доступна проникновению инфекции и вредному воздействию химических раздражителей.

Сальные железы усиленно функционируют уже во время внутриутробного развития и в течение первого года жизни, обильно выделяя сало на поверхность кожи. У детей старше одного года наблюдается атрофия части секреторных отделов, и у детей 7 лет сальные железы становятся меньших размером по сравнению с новорожденными. Вновь увеличиваются сальные железы с началом полового созревания, и максимальных размеров они достигают у лиц 18—25 лет.

Потовые железы в течение первых 3-4 месяцев не функционируют, и просвет их закрыт эпителиальными клетками, хотя к моменту рождения некоторые железы уже достаточно развиты. В настоящее время большинство авторов склонно объяснять отсутствие функциональной деятельности потовых желез недоразвитием потоотделительных центров в головном мозгу. Этим и объясняется слабая выраженность теплорегуляционной функции кожи у новорожденного и ребенка первого года жизни. Ребенок этого возраста легче, чем более старшие дети, переохлаждается и перегревается при соответствующих переменах окружающего воздуха.

Окончательное развитие потовые железы достигают к 5-7 годам жизни ребенка. Апокриновые железы заканчивают свое развитие и начинают функционировать только с периода полового созревания.

Дыхательная функция кожи у детей грудного возраста имеет большое значение, чем у взрослых, ввиду тонкости рогового слоя эпидермиса и усиленного кровоснабжения дермы.

К производным эпидермиса относятся волосы. Они на голове новорожденных вполне развиты, но отличаются отсутствием мозгового вещества. Кожа туловища, особенно спины и плеч, покрыта пушковыми волосами, причем у недоношенных детей их больше, чем у доношенных. Этот пушковый волосяной покров выпадает в течение первого месяца жизни и заменяется волосами, которые в течение первого года жизни несколько раз выпадают и вновь вырастают. Волосы головы начинают расти до рождения. У новорожденных их средняя длина у мальчиков равна 2,4 см. у девочек 2,6 см. Скорость роста волос у новорожденных равна 0,2 мм, (затем увеличивается до 0,3-0,5 мм) в сутки. Под мышками и на лобке волосы появляются к 10 годам у девочек, и к 12-15 годам у мальчиков. Порядок появления следующий: лобок, мошонка, подмышка и борода.

Общая продолжительность жизни волос (в том числе период роста и покоя перед выпадением) зависит от участка тела и типа полос. Например, брови, ресницы и подмышечные волосы живут 3-4 месяца, головы - от 5 до 7 лет.

Количество волос на 1 см2 головы у детей 3-9 лет: мальчики – 199 ±14, девочки – 185±10,у взрослых: рыжие около 200, брюнеты - около 250, блондины около 300.

Скорость роста ногтей пальцев рук и ног неодинакова и зависит от ряда факторов.

До трех лет скорость ногтей пальцев рук равна 0,07 мм в сутки, В период от 20 до 30 лет увеличивается до 0,12 мм в сутки, к 80 годам равна 0,09 мм в сутки. Быстрее всех растет ноготь среднего пальца, за ним следует указательный, безымянный, большой и мизинец. Зимой скорость роста ногтей на 8-10% ниже, чем летом. Ногти на пальцах ног растут медленнее, чем на пальцах рук.

Следует также отметить, что в период полового созревания, в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма, наблюдается повышенная вазомоторная возбудимость кожи (быстрая смена окраски), а также усиленное функционирование апокриновых потовых и сальных желез, что ведет к закупориванию их выводных протоков с последующим воспалением.

При подготовке к занятию по теме: «Кожа и ее производные», следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Особенности строения эпидермиса кожи новорожденного и ребенка первых лет жизни.

2. Морфо-функциональные особенности дермы в детском возрасте.

3. Строение и функция сальных желез у детей различных возрастов.

4. Строение и функция потовых желез в различные возрастные периоды.

5. Особенности строения и рост волос у детей различных возрастов.

Изучить гистологические препараты:

Препарат №137. Кожа пальца человека.Окраска: гематоксилин и эозин.

Получите изображение препарата на "малом" увеличении, расположитеего горизонтально. Эпидермис должен располагаться выше соединительной ткани, в верхней части поля зрения. Найдите на препарате базальную мембрану эпидермиса. Определите слои эпидермиса. На базальной мембране располагается светло-фиолетовый ростковый слой эпидермиса (совокупность базального и шиповатого слоев). Найдите зернистый слой, в клетках которого определяются гранулы кератогиалина. Блестящий сдой виден как волнистая полоса красного, либо желтого, либо темно-синего цвета. Часто студент делает ошибку, принимая блестящий слой за базальную мембрану эпидермиса. Найдите роговой слой.

Изучив эпидермис, обратите внимание на дерму. Найдите сосочковый слой, образованный рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью, который располагается непосредственно под эпидермисом между вдающимися в соединительную ткань эпителиальными сосочками. Обратите внимание на сетчатый слой дермы, сформированный плотной неоформленной соединительной тканью. Определите обилие пучков грубых коллагеновых волокон, хаотично переплетающихся между собой. Сравните структуру соединительной ткани этого типа с рыхлой волокнистой неоформленной соединительной тканью сосочкового слоя. В сетчатом слое дермы найдите потовые железы. Определите их секреторные отделы: поперечные срезы нескольких трубочек, выстланных кубическим эпителием. Выводные протоки пронизывают все вышележащие слои. Они оказываются продольно срезаны, определяются в некоторых участках среза в виде тяжей, если срезаны по касательной, или в виде косых срезов трубочек.

Ниже сетчатого слоя найдите дольки жировойткани, между которыми располагаются прослойками рыхлой соединительной ткани, сосуды, нервы. На границе сетчатого слоя и гиподермы определите чувствительные окончания Фаттер-Пачини – барорецепторы.

Переведите микроскоп на "большое" увеличение и рассмотрите структуры, описанные выше.

Определить, зарисовать и обозначить:А. Эпидермис. 1.Базальная мембрана с базальным слоем. 2. Слой шиповатых клеток. Оба слоя составляют ростковый слой. 3. Зернистый слой. 4. Блестящий слой. 5. Роговой слой. Б. Дерма. I. Сосочковый слой: 6. рыхлая соединительная ткань, 7. микрососуды. II сетчатый слой: 8. плотная соединительная ткань, 9. кровеносные сосуды, 10. чувствительные нервные окончания Фаттер-Пачини, 11. секреторные отделы потовой железы. 9. выводной проток потовой железы. В. Гиподерма. 10. дольки жировой ткани. 11. Прослойки рыхлой соединительной ткани.

Наши рекомендации