Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум)
Тема 1: Введение в науку анатомию.
Лабораторное занятие №1. Ткани организма человека
Объекты изучения: Микроскопические препараты тканей
Необходимый инструментарий: Микроскопы, микропрепараты эпителиальной, соединительной, нервной и мышечной тканей.
Тема 2: Учение о скелете и его соединениях (остеология и синдесмология)
Лабораторное занятие №2. Скелет туловища и конечностей
Объекты изучения: Скелет туловища и конечностей человека
Необходимый инструментарий: Скелет человека. Кости грудной клетки: грудина, ребра. Кости верхней конечности. Кости нижней конечности. Таблицы.
Лабораторное занятие №3. Скелет черепа
Объекты изучения: Скелет черепа
Необходимый инструментарий: Кости черепа. Таблицы.
Лабораторное занятие №4. Соединения костей
Объекты изучения: Типы соединения костей
Необходимый инструментарий: Модели сустава, симфиза. Череп. Таблицы.
Тема 3: Учение о мышцах (миология)
Лабораторное занятие №5. Строение скелетных мышц
Объекты изучения: Скелетные мышцы.
Необходимый инструментарий: Влажные препараты мышц. Таблицы. Муляжи.
Лабораторное занятие №6. Расположение мышц в теле человека. Классификация мышц
Объекты изучения: Скелетные мышцы.
Необходимый инструментарий: Торс тела человека. Таблицы мышц.
Лабораторное занятие №7. Работа мышц
Объекты изучения: Биомеханика работы скелетных мышц.
Необходимый инструментарий: Суставы. Таблицы мышц.
Тема 4: Внутренние органы (спланхнология)
Лабораторное занятие №8. Пищеварительная система
Объекты изучения: Органы пищеварительной системы.
Необходимый инструментарий: Влажные препараты органов пищеварительной системы. Таблицы.
Лабораторное занятие №9. Пищеварительные железы
Объекты изучения: Железы пищеварительного тракта.
Необходимый инструментарий: Влажные препараты желез. Таблицы.
Лабораторное занятие №10. Дыхательная система
Объекты изучения: Органы дыхательной системы.
Необходимый инструментарий: Влажные препараты органов дыхания. Таблицы.
Тема 5. Мочеполовой аппарат
Лабораторное занятие №11. Мочевыделительная система
Объекты изучения: Органы мочевыделительной системы.
Необходимый инструментарий: Влажные препараты почек. Таблицы.
Лабораторное занятие №12. Половая система
Объекты изучения: Органы половой системы. Половые железы.
Необходимый инструментарий: Влажные препараты. Микропрепараты яичника и семенника. Таблицы.
Тема 6. Эндокринные железы
Лабораторное занятие №13. Строение гипофиза и гипофиззависимых желез
Объекты изучения: Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы
Необходимый инструментарий: Влажные препараты. Таблицы.
Лабораторное занятие №14.Строение гипофизнезависимых желез
Объекты изучения: Эпифиз, тимус, околощитовидные железы, поджелудочная железа
Необходимый инструментарий: Влажные препараты. Таблицы.
Тема 7. Сосудистая система
Лабораторное занятие №15. Круги кровообращения. Строение сосудов
Объекты изучения: Круги кровообращения. Артерии, вены, капилляры.
Необходимый инструментарий: Макет кругов кровообращения, макеты артерий, вен, капилляров. Таблицы.
Лабораторное занятие №16. Строение сердца
Объекты изучения: Сердце человека
Необходимый инструментарий: Макет сердца, влажный препарат сердца, таблицы.
Лабораторное занятие №17. Органы кроветворения
Объекты изучения: Центральные и периферические органы кроветворения
Необходимый инструментарий: Влажные препараты. Таблицы.
Лабораторное занятие №18. Кроветворение и кровообращение плода
Объекты изучения: Особенности кроветворения и кровообращения плода
Необходимый инструментарий: Влажные препараты. Таблицы.
Тема 8. Нервная система
Лабораторное занятие №19. Морфологические элементы нервной системы
Объекты изучения: Нейроны, нервные волокна, нервы. Белое и серое вещество.
Необходимый инструментарий: Микроскопы, микропрепараты.
Лабораторное занятие №20. Спинной мозг
Объекты изучения: Белое и серое вещество спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга.
Необходимый инструментарий: Муляж спинного мозга. Микроскопы, микропрепараты. Таблицы.
Лабораторное занятие №21.Головной мозг
Объекты изучения: Отделы головного мозга.
Необходимый инструментарий: Муляж головного мозга. Таблицы. Влажные препараты.
Лабораторное занятие №22. Вегетативная нервная система
Объекты изучения: Структура отделов вегетативной нервной системы
Необходимый инструментарий: Муляжи, таблицы.
Лабораторное занятие №23. Черепные и спинномозговые нервы
Объекты изучения: Топография и объекты иннервации черепных и спинномозговых нервов
Необходимый инструментарий: Муляжи, таблицы.
Тема 9. Сенсорные системы
Лабораторное занятие №24. Зрительная сенсорная система
Объекты изучения: Воспринимающая, проводниковая и центральная части зрительной сенсорной системы
Необходимый инструментарий: Муляжи. Таблицы. Влажные препараты.
Лабораторное занятие №25. Орган слуха и равновесия
Объекты изучения: Воспринимающая, проводниковая и центральная части органа слуха и равновесия
Необходимый инструментарий: Муляжи. Таблицы. Влажные препараты.
Лабораторное занятие №26. Общий покров тела
Объекты изучения: Структура и функции кожи.
Необходимый инструментарий: Микропрепарат кожи. Муляжи. Таблицы. Влажные препараты.
Лабораторное занятие №27. Обзор сенсорных систем
Объекты изучения: Организм как единое целое. Взаимодействие сенсорных систем с вегетативной и соматической системой.
Необходимый инструментарий: Муляжи. Таблицы. Влажные препараты.
Учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа студентов направления «Биология» по дисциплине «Анатомия и морфология человека» включает следующие виды учебной деятельности: конспект, подготовка к защите лабораторной работы, промежуточному тестированию, контрольной работе, составление сравнительных таблиц, систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы, решение ситуационных заданий, подготовка реферата, презентации, выступление с докладом.
Выступление с докладом и презентацией является одной из устных форм контроля, составляется в соответствии с требованиями к оформлению рефератов, разработанными для работ такого рода, обсуждается при индивидуальном собеседовании. Преподавателями и студентами группы оценивается качество и правильность составления доклада и презентации к реферату.
Темы рефератов по теме «Учение о мышцах (миология)»:
1. Мышечный тип движения как один из видов движения в животном мире.
2. Характеристика мышцы как органа.
3. Типы мышечной ткани, морфофункциональные различия между гладкими и поперечнополосатыми мышцами.
4. Сердечная мышечная ткань. Особенности строения.
5. Иннервация мышц. Особенности соматической и вегетативной иннервации скелетных мышц.
6. Функциональные особенности красных и белых мышечных волокон.
7. Мимическая мускулатура. Особенности их строения и функции в отличие от других мышц.
8. Жевательная мускулатура. Особенности их строения и функции в отличие от других мышц.
9. Дыхательные мышцы (собственные и вспомогательные)
10. Диафрагма, строение, участие в акте дыхания.
11. Мышцы брюшного пресса. Функции брюшного пресса.
12. Мышцы плечевого пояса, участие в локомоторных движениях и в форсированном дыхании.
13. Мышцы свободной верхней конечности в связи с их функцией. Прогрессивная дифференцировка мышц руки в связи с трудовыми процессами.
14. Рычаги 1 и 2 рода. Особенности прикрепления мышц при движениях.
15. Мышцы нижних конечностей в связи с их функцией и приспособлением к прямохождению.
Темы рефератов по теме «Нервная система»:
- Основные морфологические элементы нервной системы.
- Анатомо-морфологические особенности строения спинного мозга.
- Проводящие пути спинного мозга: нисходящие, восходящие, комиссуральные.
- Спинномозговые нервы. Их функция. Основные сплетения.
- Оболочки и межоболочечные пространства спинного и головного мозга.
- Анатомо-морфологические особенности строения продолговатого мозга. Основные ядра.
- Анатомо-морфологические особенности строения Варолиева моста и мозжечка. Основные ядра.
- Анатомо-морфологические особенности строения среднего мозга.
- Анатомо-морфологические особенности строения промежуточного мозга.
- Анатомо-морфологические особенности строения больших полушарий. Структура коры.
- Особенности кровоснабжения головного мозга.
- Черепномозговые нервы. Схема прохождения импульсов.
- Вегетативный отдел нервной системы. Симпатический и парасимпатический отделы.
- Анатомо-морфологические особенности строения органа зрения.
- Анатомо-морфологические особенности строения органа слуха и органа равновесия.
- Анатомо-морфологические особенности строения органа вкуса и обоняния.
- Кожа как уникальное рецепторное поле человеческого организма.
- Развитие нервной системы и органов чувств в онтогенезе как отражение филогенеза.
Примеры ситуационных заданий:
1. Больной 55 лет госпитализирован с травмой медиальной группы мышц бедра. Какие виды движений не сможет делать больной?
2. После травмы голени больной жалуется на резкую боль в области голеностопного сустава и невозможность поднять тело на кончики пальцев стопы. Сухожилие какой мышцы повреждено?
3.У больнoгo после воспаления седалищного нерва наступило осложнение в виде паралича задней группы мышц бедра. Какие нарушения в движении нижней конечности будут сопровождать данное осложнение?
4. После падения больной стал жаловаться на невозможность разогнуть ногу в коленном суставе. Какие мышцы повреждены?
5. При внутривенном введении препаратов, инъекцию, чаще всего, делают в срединную локтевую вену, поскольку она малоподвижна в результате фиксации ее мягкими тканями. Чем она фиксирована в локтевой ямке?
Примеры тестовых заданий:
1) Укажите дыхательные пути, в стенках которых имеются хрящевые полукольца:
1. трахея
2. главные бронхи
3. дольковые бронхи
4. сегментарные бронхи
2)Установите соответствие между хрящами гортани и их количеством:
1. парные а. щитовидный
2. непарные б. перстневидный
в. черпаловидный
г. зерновидный
3) Укажите мышцы, участвующие в форсированном акте дыхания:
1. наружные и внутреннние межреберные, поперечная мышца груди
2. поперечная мышца груди, большая и малая грудные
3. наружные и внутренние межреберные, большая и малая грудные
4. большая и малая грудные, подключичная, передняя зубчатая
4) Гороховидная кость относится к:
1. смешанным костям
2. коротким трубчатым костям
3. сесамовидным костям
4. длинным трубчатым костям
5) Дайте текстовый ответ: Укажите, над каким хрящем гортани располагаются рожковидные хрящи?
Контрольные вопросы:
Модуль 1