В конце туннеля всегда есть свет
В то время на курсе мы изучали тему рекламы. Как объясняла преподавательница, посредством простого сочетания ключевых слов, иллюстраций и цветов выстраиваются хорошие рекламные кампании. И, глядя на различные рекламные кампании и досье разных предприятий, я спросил себя: а можно ли придать конспектам более привлекательный и ясный вид? Я поделился с некоторыми своими сокурсниками идеей о превращении заметок в нечто вроде разноцветного листка с забавными рисунками. Как я и предполагал, моя идея была поднята на смех, и один из товарищей сказал, что как только преподаватель увидит такие листочки, он, несомненно, провалит меня на экзамене. Я всегда понимал, что первая попытка не оканчивается победой, но твердо верил в идею о необходимости другой формы для усвоения такого количества информации. Кроме того, вся наука (если можно ее так назвать) о рекламе косвенно была на стороне моей идеи. И хотя я не очень хорошо помню, как это произошло, но мне в голову как нельзя более кстати пришла логическая диаграмма. Это было равносильно открытию! Это было невероятно — яркая схема, в которой описана некая область социологии — и при этом в цветочках и символических рисунках! Я знал, что она выглядела несерьезно, но именно к этому я стремился и назвал это логическими кар-
тами. Эти два слова окончательно меня зацепили и все мне сказали, поэтому я сразу направился в ближайшую библиотеку и попросил книгу о логических диаграммах. К моему удивлению, у них было несколько таких книг, но я выбрал одну, у автора которой было любопытное имя: Тони Бузан.
Тони Бузан — пионер
Юноша по имени Тони Бузан, обучаясь на втором курсе, заинтересовался, как функционирует мозг. Он хотел изучить его, чтобы максимально воспользоваться своими возможностями. Каково же было его разочарование, когда в библиотеке ему сказали, что литературы об этом нет. Крайне удивившись тому, что есть сотни книг по физиологии и механизмам работы мозга, но нет ни одной с практическими рекомендациями по максимальному его использованию, он пообещал самому себе исправить эту несправедливость. Таким образом, вооруженный скорее храбростью, чем знаниями, он углубился в бурный мир науки. И в самом деле, Тони ступил на девственную территорию, где смог построить мощную технику, которая насчитывает уже 20 лет: логические карты.
Геометрическая фигура, нарисованная студентом на уроке литературы.
В жизни есть вещи, которым не обучают в колледжах, но они зачастую являются ключевыми для развития. Как правило, преподаватели не обучают эффективному методу конспектирования, и каждый из нас выкручивается как может. Как преподаватель в институте коммерции и как профессиональный педагог, я не мог не обратить внимания на заметки студентов и ассистентов. В большинстве из них повторяются те же самые ошибки, которые совершал и я: они очень густо написаны или же написаны таким телеграфным стилем, что позже их сложно разобрать. Кроме того, со стороны на них неприятно смотреть или по меньшей мере неприятно смотреть с любовью. Но даже в этом случае я должен признать, что временами находил в них рисунки, однако они никогда не были связаны с темой, которую мы рассматривали (просто звездочки, квадратики и самые разные геометрические фигуры).
Неужели нет такого метода конспектирования, который мог бы сэкономить время, придать ясность заметкам и быть простым? Разве не придумано то, что могло бы помочь организовывать информацию простым и к тому же эстетичным способом? Да, такой метод существует: это знаменитый метод логических диаграмм. И книга, которую вы держите в руках, была задумана, чтобы обучить этому методу. Безусловно, вы уже поняли, что здесь пойдет речь о логических диаграммах, но еще не представили себе, в скольких областях можно применить этот революционный метод.
Переходим к предприятию
Логические диаграммы задуманы не только для того, чтобы помочь студентам конспектировать лекции. Их применение гораздо шире, и они распространяются даже на область коммерции. Этот метод с большим успехом применялся в разных предприятиях. Хороший пример — предприятие химической промышленности, на котором возникла проблема со сбытом дополнительной продукции. Это предприятие производило широкий ассортимент продукции, которая применялась в таких областях, как энергетическая промышленность и телекоммуникации. По-
скольку конкуренты буквально наступали на пятки, успех предприятия зависел от выхода на рынок с самыми революционными продуктами и при этом в минимальные сроки. Способность к быстрым нововведениям зависела от эффективного сотрудничества различных отделов, от быстроты решения проблем и от четких обратных связей. Как они могли повысить конкурентоспособность и сократить время на вывод новых продуктов на рынок?
Сотрудник, отвечавший за исследования и развитие, объяснял это следующими словами: «Очень сложно начать проект по исследованию и развитию, если нет уверенности в задачах, в распределении ответственности и в том, кто будет задействован в проекте. Мы всегда начинали в состоянии хаоса, из которого иногда было сложно выйти. Чтобы быть более конкурентоспособными, нам нужна была другая форма работы, но какая?..» В этом случае им повезло, поскольку ответственный сотрудник случайно попал на курсы, где изучали логические диаграммы. Идея показалась интересной, и, по его собственному рассказу, он решил применить этот метод к своим проектам: «А почему бы и нет? Мне нечего терять, и это могло бы мне помочь...» Успех в работе трудно объяснить только новым методом,, но, как он говорил: «Прежде, чтобы определиться с проектом, нам приходилось проводить долгие и утомительные собрания, которые в большинстве случаев
выходили из-под нашего контроля. А затем в течение одного лишь совещания мы смогли получить ясную и определенную картину целого проекта, разве это не удивительно?» Кроме того, появились и другие преимущества, которые в принципе не были рассмотрены, например планирование структурированной повестки дня: «Один из результатов, которого мы не ожидали, заключался в экономии времени на собраниях. В настоящее время большинство их длится лишь полчаса. Во время каждого представляется диаграмма, в которой отражены все идеи проекта, связанные с ними действия и документы. Диаграммы превращаются в повестки дня для последующих собраний».
Случай с этим химическим предприятием — не единственный на рынке. Некоторые другие предприятия, которые уже применяли метод логических диаграмм, заявляют:
«Самое большое преимущество логических диаграмм в том, что мы легко находим лучшие идеи и быстро начинаем действовать. Они представляют собой новую форму мышления и сотрудничества».
Вице-президент DFS Group
«Благодаря логическим диаграммам я могу посвятить больше времени проекту и меньше — администра-
тивной работе: записям на собраниях, определению деталей проекта и написанию докладов, которые я должен отправлять своему начальнику».
Начальник проектов РМР
«С помощью логических диаграмм, мы перестроили весь отдел каналов розничной торговли за три собрания. Когда мы увидели всю выполненную работу, она показалась нам действительно продуктивной».
Директор маркетинга IBC
«Логические диаграммы — это единственный инструмент для такого работника, как я, которому нужно постоянно усваивать и обрабатывать информацию из разных источников».
JG, компаньон-консультант М4
«Предприятия обращаются к нам, потому что мы в состоянии понять их проблемы и можем предложить им решения. Логические диаграммы помогают нам приблизиться к проблеме вместе с клиентом, а это легкий способ решения возникающих задач. С их помощью мы экономим много времени, а время — это деньги».
«SKR консалтинг»
Глубокий анализ
Много лет я консультировал в области профессиональной ориентации. 29-летний молодой человек хотел узнать, какой тип работы ему больше подходит как с точки зрения его профессиональных способностей, так и с точки зрения его личности. Он объяснил мне, что последние восемь лет он занимался продажей автомобилей. Эти восемь лет принесли ему успех и престиж, однако он чувствовал, что хочет сделать нечто большее, или по крайней мере верил, что у него достаточно способностей, чтобы заняться чем-то еще. В обычных обстоятельствах я бы последовал заведенному для таких случаев протоколу. Я бы начал подвергать его тестам на умственные способности, способности к тем или иным типам работ и на характерологические особенности. После анализа тестов я провел бы углубленное собеседование и в результате составил бы пространный отчет с комментариями.
Однако, вспомнив о методе логических диаграмм, я избрал другой способ. Возможно ли применить его для получения комплексной профессиональной оценки? Разумеется, я никогда раньше не применял этот метод в подобных случаях, но он показался мне уместным с точки зрения легкости его применения и еще потому, что этот
молодой продавец нуждался не в наборе тестов, а в хорошем аналитике.
Почти не сомневаясь, я сделал ему предложение подойти к проблеме под другим углом зрения, и юноша охотно согласился. Составление логических диаграмм его жизни заняло у нас не более двух часов. В результате он с гордостью посмотрел на свою жизнь, способности, черты характера, желания и мотивацию поступков, и все за один час. Цвета, рисунки и даже несколько поводов для слез были собраны упорядоченным образом в диаграмму. Посмотрев на нее несколько долгих минут, он сказал мне очень удовлетворенно: «На самом деле именно к этому я стремился».
Затем я расширил область применения логических диаграмм в личных целях и удивился множеству удачных вариантов их применения. Вот так я включил логические диаграммы в собственный набор приемов. Но о том, как их применять, я расскажу позднее.