Подготовка публичного выступления

Опытные ораторы иногда произносят блестящие речи и без подготовки, но это, как правило, короткие выступления (приветствия, тосты и т.п.). Лекция, доклад, политическое обозрение, то есть выступления больших, серьезных жанров, требуют тщательной подготовки.

Готовиться к выступлению следует так: вначале определить и точно сформулировать тему, она должна быть актуальной и интересной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать и название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. Заглавия должны быть конкретными («Трудности русского ударения»). Они могут быть призывными («Пиши правильно!») и рекламными («Как выучить иностранный язык за месяц?»). Многие темы получают индивидуальные названия, точно ориентирующие потенциальных слушателей («Вступительные экзамены в ДонНАСА»).

Оратор должен чётко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения, которые должны определить их дальнейшее поведение. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам.

Большое значение имеет предварительное знакомство с составом аудитории. Готовясь к выступлению, лектору следует узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, направление их образования – гуманитарное или техническое; преимущественно женский или мужской состав аудитории, ее национальные и религиозные особенности). Это очень важно для определения не только содержательной стороны выступления, но и его стиля, степени популярности изложения, выбора лексико-фразеологических средств и ораторских приемов воздействия на слушателей.

Главная составляющая подготовки к выступлению – поиск и подбор материала. Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовится к нему: просматривает специальную литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты, имеющие отношение к содержанию выступления. В зависимости от теоретической подготовленности оратора он избирает формы изучения материала (выборочное или углубленное чтение, беглый просмотр статей, обзоров). При этом можно обращаться к различным справочникам за статистическими данными, к учебным пособиям, энциклопедическим словарям, таблицам, картам. Изучая конкретный материал, необходимо делать выписки и составлять конспект прочитанного, готовить слайды и фотографии для показа в аудитории.

Изучив хорошо материал, обычно пишут либо полный текст выступления, либо его конспект, либо тезисыили план, который лучше сделать развернутым, предельно полным. Некоторые опытные ораторы отказываются брать с собой написанный текст выступления, но держат в руках выписки из справочного материала (цифры, цитаты, примеры, доводы). Можно записать: ключевые слова, которые помогут вспомнить тот или иной тезис выступления; афоризмы, парадоксы, пословицы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории, если внимание слушателей ослабеет.

Выступление должно состоять из трёх частей: вступление, основная часть и заключение. Однако необходимо помнить о рамочных компонентах речи:

а) приветствие – факультативно и уместно, если оратор только что появился в аудитории;

б) обращение – обязательно в любой ситуации и должно быть тщательно продумано, чтобы объединяло присутствующих и относилось к каждому;

в) благодарность за внимание – произносится после заключения и служит сигналом полного окончания речи.

При составлении вступительной и заключительной части текста выступленияследует помнить, что:

1) существует закон края: люди запоминают первое и последнее из того, что вы сказали (т. е. вступление и заключение вашей речи). При этом заключение должно обобщать те мысли, которые высказывались в основной части выступления;

2) вступление и заключение пишут и шлифуют тогда, когда основная часть подготовлена и все свои идеи оратор отчетливо понимает и ясно изложил в основной части.

Возможные способы изложения материала:

1) индуктивный способ – изложение материала от частного к общему;

2) дедуктивный способ – изложение материала от общего к частному (от тезиса к его доказательству);

3) метод аналогии – изложение от частного к частному (переход от известного к новому на основе сопоставления различных явлений, событий, фактов, рассуждение или описание по аналогии с известным);

4) ступенчатый способ – последовательное изложение одной темы за другой без возврата к предыдущей;

5) исторический способ – изложение материала в хронологической последовательности (разновидность ступенчатого);

6) концентрический способ – расположение материала вокруг главной проблемы, переход от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному его рассмотрению.

Использование различных способов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части более оригинальной, нестандартной.

Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Успех доказательства зависит от выполнения ряда правил представления тезиса.

1. Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным.

2. Тезис должен оставаться тождественным, т. е. одним и тем же на протяжении всего доказательства.

3. Тезис не должен содержать в себе логическое противоречие.

4. Тезис не должен находиться в логическом противоречии с суждениями по данному вопросу, высказанными ранее.

5. Тезис должен быть обоснован фактами.

6. Тезисом не должно быть суждение очевидное, поскольку то, что достоверно само по себе, не требует доказательств.

7. Тезис должен определить собою весь ход доказательства так, чтобы то, что в результате будет доказано, было именно тем, что требовалось доказать.

Аргументация – система доказательств тезиса, аргументов, приводимых в его защиту, или опровержение. Аргументы бывают сильные, слабые и несостоятельные. Сильные аргументы не вызывают критики, их невозможно оп повергнуть, разрушить, не принять во внимание. Слабые аргументы могут вызвать сомнения оппонентов. Несостоятельные аргументы позволяют разоблачить, дискредитировать соперника, применившего их. Сила и слабость аргументов должна определяться не с точки зрения выступающего, а с точки зрения слушателя (оппонента).

После того, как текст готов, рекомендуется прорепетировать выступление, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на привычные для вас непроизвольные движения, сопровождающие речь.Владение «языком движений» – это действенный способ удерживать внимание аудитории. Полная неподвижность (оцепенение) оратора во время речи недопустима, но и чрезмерная жестикуляция пагубно влияет на выступление, отвлекая слушателей. Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное – мотивированы содержанием речи.

На заключительном этапе нужно еще раз проанализировать выступление, учесть сильные и слабые стороны речи и уже в аудитории опираться на позитивное.

Наши рекомендации