Тестовые задания по теме занятия
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
ФФМО специальность «лечебное дело»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №9
Тема: «Ткани внутренней среды: мезенхима, кровь. Источники
развития. Морфофункциональная характеристика.
Лейкоцитарная формула».
Утверждена на кафедральном заседании |
№ протокола ………….. |
«___» _____________2007 г. |
Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии |
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава |
д.м.н., Н.Н. Медведева………………………. |
Составитель: ассистент М.О. Филимонова |
Красноярск
1. Тема занятия: «Ткани внутренней среды: мезенхима, кровь. Источники развития. Морфофункциональная характеристика. Лейкоцитарная формула»
2. Форма организации учебного процесса– практическое занятие.
3. Значение темы:
Знание морфологии крови необходимо врачу любого профиля, так как является одной из тканей, быстро реагирующих на отклонения в физиологическом состоянии организма.
Исследования % состава форменных элементов крови и их тинкториальных признаков широко используется в клинической практике.
4. Цели обучения:
4.1 Общая цель: Изучить источники развития и морфофункциональную характеристику мезенхимы, крови, изучить её клеточный состав.
4.2 Учебные цели:
· Студенты должны иметь представление об источнике и этапах развития крови.
· Знать функции крови, физико-химический состав плазмы, гемограмму, лейкоцитарную формулу. Особенности строения крови у новорожденных и детей до 16 лет
· Уметь различать на гистологических препаратах мезенхиму, определять форменные элементы крови.
4.3 Психолого-педагогические цели:
· Воспитать у студентов ответственность, нравственность и соблюдение принципов медицинской деонтологии на примере бережного отношения к гистологическим препаратам, представляющим собою своеобразный трупный материал (на примере высказывания «Мертвые учат живых»).
· Необходимо рассказать о вреде курения, алкоголя, наркотиков, об их влияние на кровь и кроветворение.
· Кровь во взрослом организме одна из важнейших интегрирующих систем, и в процессе эмбриогенеза она является носителем факторов, регулирующих процессы роста и дифференцировки органов и тканей.
· Развитие каждой клетки, ткани органа и организма в целом это цель взаимосвязанных процессов и, естественно, что еще много звеньев этой цепи остаются неизученными. Современные цитология, эмбриология и гистология позволяют открыть в тканях многие компоненты и их взаимосвязь в процессе жизнедеятельности.
· Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы студент не только знал, как устроен тот или иной орган, но и мог ответить – почему он должен быть так устроен и как он должен функционировать в норме.
5. Место проведения занятия – учебная комната, демонстрационная комната.
6. Оснащения занятия: таблицы, схемы, микроскопы, препараты № 25,26,27, компьютерные версии гистологических атласов.
Структура содержания темы (хронокарта, план занятия).
№ п/п | Этапы практического занятия | Продолжительность (мин) | Цель этапа и оснащенность |
1. | Организация занятия | 3 мин. | Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся. |
2. | Формулировка темы и цели | 10 мин. | Преподавателем объявляется тема, ее актуальность и цели занятия |
3. | Определение исходного уровня знаний | 15 мин. | Разбор основных вопросов темы занятия по ответам на контрольные вопросы или через тестирование. Оснащение: 1. Контрольные вопросы 2. Тесты 3. Таблицы 4. Схемы 5. Компьютер |
4. | Раскрытие учебно-целевых вопросов | 30 мин. | 1. Устное собеседование, в процессе которого разбираются наиболее важные и сложные вопросы по теме. 2. Инструктаж обучающихся по выполнению самостоятельной работы. |
5. | Самостоятельная работа: 1) микроскопия гистологических препаратов; 2) зарисовка их в альбом. | 70 мин. | 1. Микроскопия препаратов с зарисовкой (карта ООД, приложение №4) 2. Изучение темы занятия с использованием электронного гистологического атласа и обучающих компьютерных программ. Оснащение: 1. Микроскопы 2. Препараты 3. Компьютер 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши |
6. | Определение конечного уровня знаний | 20 мин. | Закрепление изученного материала при решении ситуационных задач или с использованием компьютерных контролирующих программ. |
7. | Подведение итогов и задание на дом | 7 мин. | 1. Коррекция рисунков; 2. Подписывание рисунков; 3. Оглашение оценок; 4. Задание на дом. |
Всего: | 155 мин. |
8. Аннотация:
В начале занятия следует вспомнить материал по филогенезу тканей внутренней среды, повторить вопросы, связанные с происхождением и строением мезенхимы как единого эмбрионального источника всех тканей внутренней среды. Далее следует перейти к изучению крови, которое следует начать с установления соответствия ее основных черт к общим свойствам тканей внутренней среды. Выяснить место крови среди других разновидностей соединительной ткани. Необходимо разработать состав плазмы крови, как межклеточного вещества. Из клеточных элементов наиболее близки к клеткам соединительной ткани лейкоциты; поэтому обзор клеточных элементов следует начать именно с них. Как наиболее яркий пример упомянутой близости лейкоцитов и клеток соединительной ткани следует привести тот факт, что лейкоциты выполняют свою функцию, главным образом, вне сосудов, выходя в окружающую рыхлую соединительную ткань. Разбирая далее вопросы классификации, структуры и функции различных видов лейкоцитов следует обратить внимание на такие вопросы, как представление о гранулоцитах и агранулоцитах, принцип классификации гранулоцитов по тинкториальным свойствам их зернистости. При изучении данной темы следует добиться формирования у студентов начальных представлений, которые затем углубятся при изучении развития и гистофизиологии кроветворных органов. Так на этом этапе у студентов должно быть сформулировано представление о разновидности такой группы клеток со сходной морфологией, как «лимфоциты».
Рассматривание строение и функцию лейкоцитов, следует еще раз подчеркнуть, что сосуды являются для них в основном лишь транспортной системой. При изучении эритроцитов необходимо обратить внимание на то, что они являются переносчиками и носителями не только газов крови, но и ряда других веществ (аминокислот, антител, антигенов).
Следует обратить внимание студентов на высокую специализацию этих клеток (сравнить эритроцит лягушки и человека), указав на тот факт, что процесс исчезновения ядра в филогенезе находит свое отражение и в эритропоэзе млекопитающих. Другие признаки дифференцировки эритроцита также должны быть упомянутыми на занятии (почти полное отсутствие органоидов, наличие 90% гемоглобина по сухому весу).
Целесообразно, на примере эритроцита еще раз подчеркнуть, что процесс специализации клеток часто сопряжен с утратой или некоторых общих свойств. Важно акцентировать внимание студента на большей емкости термина «форменные элементы» крови, чем «клеточные элементы», а после чего логично перейти к рассмотрению структуры и функции тромбоцитов. На занятии следует разобрать лейкоцитарную формулу крови, рассмотреть пределы колебаний средних величин, сдвиги лейкоцитарной формулы влево и вправо.
Говоря о количественных и качественных показателях необходимо отметить и гомеостатический характер: они складываются на хорошо скоординированной деятельности органов кроветворения, кроверазрушения и кровяных депо.
Необходимо остановиться на возрастных особенностях структуры и функции крови. Особое внимание уделить крови новорожденного, а также динамику изменений клеточного состава и свойств форменных элементов крови в процессе постнатального онтогенеза.
В заключение занятия повторить гемограмму, отражающую возрастную динамику системы крови от рождения до 16 лет.
При изучении кроветворения нужно проверить степень усвоения студентами материала о морфологии и свойствах стволовой кроветворной клетки. Следует добиться четкого понимания того факта, клетка, описываемая в старых руководствах как «гемоцитобласт» не является стволовой клеткой, а представляют собой сборную группу клеток имеющих сходную морфологию, но различную детерминацию.
Данную группу клеток надо обозначить как группу морфологически не дифференцируемых бластов. Клетки этой группы характеризуются как округлые, диаметром около 16-ти мкм с небольшим ободком слабо-базофильной цитоплазмы вокруг ядра, с тонкой своеобразной структурой хроматина, напоминающей (по определению классиков гематологии) зыбь на поверхности озера. Количество ядрышек непостоянно от 0 до 16 (чаще - 2-4). Гемопоэз можно дать на примере любого кроветворного ряда. Например, эритропоэза. Следует подчеркнуть, что стволовая кроветворная клетка под влиянием, прежде всего, микроокружения, ступая на путь определенной дифференцировки (в эритроидном направлении) уже на стадии морфологически не дифференцируемого бласта теряет свою полипотентность. Однако морфологические черты клетки эритроидного ряда появляются на более поздней стадии развития и сразу же находят отражение и в наименовании клетки «проэритробласт».
Прием, который может быть с одинаковым успехом использован для изучения любого кроветворного ряда сравнение конечной формы (в данном случаи эритроцита) со стадией морфологически не дифференцируемого бласта. Сразу же можно сказать, в каждом направлении должны пойти процессы. В данном примере: уменьшение размеров клетки, исчезновение ядра, синтез и накопление гемоглобина. В соответствии с этим можно либо дать характеристику проэритробласта, либо охарактеризовать сразу более зрелую форму - эритробласт, базофильный.
Так как основная масса эритроцита представлена гемоглобином сложным белком, то для синтеза его потребуется мощный аппарат. Такой аппарат быстро развивается в дифференцирующейся эритроидной клетке: накапливается гранулярная цитоплазматическая сеть, появляется резкая базофилия цитоплазмы. Результат – изменение цветовой реакции соответственно меняется и название: эритробласт базофильный, эритробласт полихроматофильный, эритробласт оксифильный, нормобласт. Следует отметить, что все гематологические описания даются по клеткам, окрашенным специальными красителями, содержащими азур и эозин. Студент должен усвоить, что параллельно описанным изменениям цитоплазмы идут процессы уменьшения ядра клетки в целом: ядро пикнотизируется и целиком или по частям выталкивается клеткой. В связи с потребностью клинической практики студенты должны обратить внимание на такую клеточную форму, как ретикулоцит, усвоить, что в этих клеточных элементах завершается синтез и накопление гемоглобина. Следует отметить, также значение подсчета этих клеток для клинической практики. Студенты должны усвоить, что дифференцировка клеточных элементов идет параллельно их размножению. Наиболее активно размножаются среди эритроидных клеток эритроблаты базофильные и полихроматофильные. За счет этих клеток происходит в основном восполнение физиологической гибели эритроцитов.
Студент должен усвоить основные закономерности онтогенеза системы крови, усвоить, что в ходе онтогенеза можно выделить несколько этапов, именуемых в соответствии с тем органом, какой орган определяет в данный момент картину крови: мезобластический период (кроветворение в стенке желточного пузыря), печеночно-селезеночный период и медуллярный (или костомозговой-лимфоузловый) период. Студент должен уяснить, что стволовые клетки обнаруживаются впервые среди кроветворных очагов стенки желточного пузыря, но примитивное кроветворение не связано с дифференцировкой стволовых клеток. Эти клетки дифференцируются позже, расселяясь по закладкам кроветворных органов, «колонизируя» их, организуя в них гемопоэз.
Рекомендуется в конце занятия давать студентам для подсчета лейкоцитарной формулы мазки детей разного возраста и взрослых. Эти задания можно использовать как один из элементов УИРС.
Мезенхима ткань зародыша, которая состоит из клеток отросчатой или веретеновидной формы и прозрачного межклеточного вещества вокруг них. Цитоплазма клеток слабо базофильна, ядра округлые или овальные в центре клетки.
Эритроциты: имеют относительно постоянный диаметр около 7,5 мкм, не содержат ядра, окрашиваются в розовый цвет эозином (оксифилен), в центре обнаруживается просветление за счет истончения в центре.
Гранулоциты: нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.
Нейтрофилы: имеют палочкоядерное ядро – 5%, сегментоядерное ядро – 62%. Цитоплазма окрашивается в розово-фиолетовый цвет - слабо. Зернистость мелкая, плохо различима. Функция этих клеток защитная (фагоцитоз).
Эозинофилы: (2-5%), ядро состоит из двух сегментов (редко из 3-х). В цитоплазме преобладают крупные оксифильные (окрашенные эозином в розовый цвет) гранулы. Функция этих клеток дезинтоксионная. Снижают действие токсинов. Они принимают участие в защитных реакциях организма на защитный белок, в аллергических и анафилактических реакциях.
Базофилы: - встречаются в мазке редко. 0,5-1% имеют ядро неправильной формы. В цитоплазме множество базофильных гранул, содержащих биогенные амины (гепарин, гистамин). Эти вещества снижают свертываемость крови и действуют на проницаемость биологических мембран, участвуют в метаболизме гистамина. Регулируют процесс свертывания крови, участвуют в иммунных реакциях, фагоцитарная активность слабая.
Лимфоциты: - их содержится от 25 - 35% от общего числа лейкоцитов. Они имеют крупное округлое ядро и узкий ободок базофильной цитоплазмы без гранул. Лимфоциты делятся на две группы. В-лимфоциты и Т-лимфоциты. Лимфоциты малые размером 4,5 - 6 мкм, средние 7-10 мкм, большие 10 мкм ядра округлой и бобовидной формы. Лимфоциты обеспечивают клеточный и гуморальный иммунитет. В-лимфоциты в соединительной ткани бласттранформируются в эффекторные клетки - плазмоциты, которые вырабатывают особые защитные белки иммуноглобулины (антитела).
Т-лимфоциты - обеспечивают реакции клеточного иммунитета и регуляцию гуморального иммунитета.
Т-лимфоциты иммунологически делятся на:
Т-киллеры являются эффекторными клетками клетачного иммунитета.
Т-хелперы - обладают способностью специфически распознавать антиген и усиливать образование антител.
Т-супрессоры - подавляют способность В-лимфоцитов в выработке антител.
Четкие морфологические различия между Т- и В-лимфоцитами пока не
установлены.
Плазмоциты (лимфоплазмоциты) 1-2% в крови человека, размер 7-10 мкм, ядро небольшое круглой или овальной формы расположено эксцентрично, цитоплазма резко базофильна хорошо выражена гранулярная ЭПС, расположенная концентрически вокруг ядра - обеспечивают гуморальный иммунитет. Они синтезируют антитела (гамма-глобулины) на появление антигена и обезвреживают его.
Моноцит: 6-8% размер клетки 18-20 мкм, 9-12 мкм в капле. Ядро изменчивой формы: бобовидное, подковообразное, дольчатое, с многочисленными выступами и углублениями по всему ядру, ядрышки одно или несколько, мелкие. Цитоплазма базофильная, может содержать азурофильную зернистость (лизосомы). Характерно наличие пальцеобразных выростов цитоплазмы и образование фагоцитарных вакуолей. Моноциты относятся к макрофагической системе организма (мононуклеарная фагоцитарная система).
Лейкоцитарная формула:
Лейкоциты | Нейтрофильные лейкоциты | ||||||
Юные | Палочкоядерные | Сегментоядерные | Эозинофилы | Базофилы | Лимфоцит | Моноцит | |
Норма | 3-5% | 65-75% | 1-5% 2-4% | 0,5-1% | 25-35% | 6-8% |
9. Вопросы для самоподготовки(приложение 1)
10. Тестовые задания по теме (приложение №2)
11. Ситуационные задачи по теме(приложение №3)
12. Рекомендации по УИРС:
· Темы рефератов:
1. Роль Т- и В-лимфоцитов в иммунологических реакциях организма.
2. Возрастные изменения крови.
3. Типы гемоглобинов и форма эритроцитов.
4. Метод селезеночных колоний и его значение для изучения стволовых клеток.
5. Функции стромальных клеток красного костного мозга в процессах кроветворения.
6. Роль специфических факторов в регуляции процессов кроветворения.
· Реставрация и изготовление учебных гистологических препаратов.
13. Перечень практических умений:
(смотри стандарты практических навыков и умений для студентов 1 – 2 курсов по специальности лечебное дело).
14. Список литературы:
Основная литература:
1. Кузнецов С.Л. Гистология, цитология, эмбриология: Учебник для мед. вузов/С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкабаров. – Москва: Мед. информ. агентство, 2005. – 600с.
Дополнительная литература:
1. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.
Методические пособия, рекомендации:
1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.
2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.
3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.
4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.
5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.
Приложение № 1
Вопросы для самоподготовки
1. У зародыша из эмбриональных зачатков, ранее всех выделилась ткань внутренней среды. Назовите эту зародышевую ткань. Из каких источников она развивается?
Ответ: Мезенхима. Развивается из всех зародышевых листков.
2. На препарате мазок крови человека, видны клетки не содержащие ядер. Назовите эти клетки, их функция?
Ответ: Эритроциты. Дыхательная.
3. На препарате мазок крови человека, видна крупная круглая клетка, цитоплазма окрашена слабо базофильно, не содержит специфической зернистости, ядро светлое, бобовидной формы. Назовите эту клетку.
Ответ: Моноцит.
4. На препарате мазок крови человека, видна клетка с базофильной зернистостью, сквозь которое просматривается слабо сегментированное ядро. Назовите эту клетку.
Ответ: Базофил.
5. У больного взята кровь для анализа. Данные 1-го анализа показывают абсолютное содержание эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов в 1мм. Данные 2-го анализа - процентное соотношение лейкоцитов крови. Как называют 1 и 2формулы?
Ответ: 1-гемограмма, 2-лейкоцитарная формула.
6. У ребенка глистная инвазия. Какие изменения в лейкоцитарной формуле следует ожидать?
Ответ: Увеличение количества эозинофилов.
7. В лейкоцитарной формуле больного 45% нейтрофилов. Как называется это состояние?
Ответ: Нейтрофильная лейкопения.
Приложение №2
Тестовые задания по теме занятия
1. Мезенхима не образует:
а) соединительную ткань;
б) костную ткань;
в) нервную ткань;
г) кровь, лимфу.
Правильный ответ: в
2. Укажите белок плазмы крови, участвующий в процессе свертывания крови вместе с тромбоцитами:
а) альбумин;
б) фибриноген;
в) глобулин;
г) гемоглобин.
Правильный ответ: б
3. В процессе свертывания крови не участвуют:
а) эритроциты;
б) тромбоциты;
в) фибриноген;
г) тромбоциты, фибриноген.
Правильный ответ: а
4. Количество тромбоцитов в литре крови:
а) 150-200 ×109;
б) 200-300 ×109;
в) 250-400 ×1012;
г) 500-600 ×109.
Правильный ответ: б
5. Размер тромбоцитов:
а) 0,5-1 мкм;
б) 7-8 мкм;
в) 2-3 мкм;
г) 8-10 мкм.
Правильный ответ: в
6. Тромбоцит состоит из:
а) остатков разрушенных органелл и ядра;
б) гиаломера и грануломера;
в) хлоромера;
г) мембраны и гемоглобина.
Правильный ответ: б
7. К гранулоцитам не относится:
а) нейтрофил;
б) эозинофил;
в) базофил;
г) моноцит.
Правильный ответ: г
8. Наиболее правильные цифры содержания лейкоцитов в литре крови:
а) 3,0-10,0 ×1012;
б) 6,0-9,0 ×109;
в) 4,0-9,0 ×109;
г) 7,0-12,0 ×109.
Правильный ответ: в
9. Укажите наиболее правильные соотношения юных (ю), палочкоядерных (п) и сегментоядерных (с) нейтрофилов:
а) ю-2-5%, п-3-10%, с-60-70%;
б) ю-0-0,5% , п-3-5%, с 60-65%;
в) ю-1-3%, п- 3-5%, с- 65-75%;
г) ю-5-7%, п- 3-5%, с- 50-60%.
Правильный ответ: б
10. Клетка имеет: сегментированное ядро, слабо оксифильную цитоплазму, мелкую нейтрально окрашенную зернистость. Назовите эту клетку:
а) эозинофил;
б) лимфоцит;
в) нейтрофил;
г) базофил.
Правильный ответ: в
11. Клетка имеет двух-трех сегментное ядро, оксифильную цитоплазму и в ней крупную оксифильную зернистость. Назовите эту клетку:
а) эозинофил;
б) лимфоцит;
в) нейтрофил;
г) базофил.
Правильный ответ: а
12. Назовите клетку крови, которая может бласттрансформироваться и вырабатывать антитела:
а) нейтрофил;
б) эозинофил;
в) тучная клетка;
г) В-лимфоцит.
Правильный ответ: г
13. Назовите клетки крови по строению и функции напоминающие тучные клетки соединительной ткани:
а) нейтрофилы;
б) лимфоциты;
в) базофилы;
г) моноциты.
Правильный ответ: в
14. Укажите признак, нехарактерный для гранулоцитов крови:
а) наличие сегментированного ядра;
б) наличие специфической зернистости;
в) способность к фагоцитозу;
г) отсутствие специфической зернистости.
Правильный ответ: г
15. Назовите клетку крови, основная функция которой - фагоцитоз:
а) эозинофил;
б) нейтрофил;
в) базофил;
г) лимфоцит.
Правильный ответ: б
16. Укажите лейкоцитарную формулу, соответствующую норме:
а) Н-60-70%, Э-6-8%, Б-1-5%, М-0-1%, Л-25-35%;
б) Н-65-75%, Э-1-5%, Б-6-8%, М-20-30%, Л-20-30%;
в) Н-65-75%, Э-1-5%, Б-0-1%, М-6-8%, Л-25-35%;
г) Н-60-75%, Э-0-1%, Б-1-5%, М-10-12%, Л-25-35%.
Правильный ответ: в
17. Основные функции эозинофилов:
а) участие в свертывании крови и фагоцитоз;
б) участие в аллергических анафилактических реакциях и фагоцитоз;
в) фагоцитоз, выработка антител;
г) выработка антител, участие в свертывании крови.
Правильный ответ: б
18. Укажите самый крупный лейкоцит, относящийся к макрофагической системе:
а) нейтрофил;
б) большой лимфоцит;
в) базофил;
г) моноцит.
Правильный ответ: г
19. Клетки крови, отвечающие за клеточный иммунитет:
а) нейтрофилы;
б) моноциты;
в) В-лимфоциты;
г) Т-лимфоциты (киллеры).
Правильный ответ: г
20. Клетки крови, регулирующие бласттрансформацию В-лимфоцитов в плазмоциты:
а) базофилы;
б) макрофаги;
в) Т-лимфоциты (хелперы);
г) моноциты.
Правильный ответ: в
21. У больного при исследовании анализа крови обнаружено 10% лимфоцитов. Это состояние называется:
а) лейкоцитоз;
б) лимфоцитопения;
в) лимфоцитоз;
г) анизоцитоз.
Правильный ответ: б
22. В анализе крови у больного 10% базофилов. Это состояние называется:
а) базофильный лейкоцитоз;
б) базофилия;
в) базофильная лейкопения;
г) сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.
Правильный ответ: а
23. В гемограмме крови больного 500.000 тромбоцитов. Это состояние называется:
а) тромбоцитопения;
б) тромбоцитоз;
в) агранулоцитоз;
г) анизоцитоз.
Правильный ответ: б
24. В лейкоцитарной формуле больного повышен процент сегментоядерных нейтрофилов, исчезли юные и палочкоядерные нейтрофилы. Данное состояние называется:
а) сдвиг лейкоцитов влево;
б) сдвиг лейкоцитов вправо;
в) лейкопения;
г) лейкоцитоз.
Правильный ответ: б
25. В лейкоцитарной формуле больного повышен процент юных, палочкоядерных форм нейтрофилов и уменьшено содержание сегментоядерных нейтрофилов. Данное состояние называется:
а) сдвиг лейкоцитарной формулы вправо;
б) сдвиг лейкоцитарной формулы влево;
в) лейкоцитоз;
г) лейкопения.
Правильный ответ: б
26. В организме больного острый гнойный воспалительный процесс. В результате возрастает количество клеток:
а) лимфоцитов;
б) эозинофилов;
в) нейтрофилов;
г) базофилов.
Правильный ответ: в
27. При анализе крови больного обнаружено стойкое снижение количества эритроцитов. Это явление называется:
а) анизоцитоз;
б) пойкилоцитоз;
в) эритропения;
г) эритроцитоз.
Правильный ответ: в
28. На препарате мазка крови видна клетка с крупной базофильной зернистостью, сквозь которую просматривается слабо сегментированное ядро. Назовите эту клетку:
а) нейтрофил;
б) эозинофил;
в) лимфоцит;
г) базофил.
Правильный ответ: г
29. В условии эксперимента у нейтрофила удалили лизосомы. Это приведет к:
а) изменению размеров клетки;
б) нарушению транспорта веществ в клетку;
в) нарушению способности к фагоцитозу;
г) нарушению секреторной функция.
Правильный ответ: в
30. В эксперименте пометили меткой В-лимфоциты. Метка будет обнаружена в клетках соединительной ткани:
а) макрофагах;
б) адвентициальных клетках;
в) плазматических клетках;
г) тучных клетках.
Правильный ответ: в
31. В пробирку с клетками крови ввели мелкие пылевые частицы, которые будут обнаружены в клетках крови:
а) лимфоцитах;
б) эозинофилах;
в) нейтрофилах;
г) моноцитах.
Правильный ответ: в
32. Плазматические клетки соединительной ткани вырабатывают специфические антитела на данный антиген. При введении антигена количество плазматических клеток быстро нарастает. Их увеличение идет за счет клеток крови:
а) нейтрофилов;
б) базофилов;
в) Т-лимфоцитов;
г) В-лимфоцитов.
Правильный ответ: г
33. У больного снижено содержание гемоглобина в крови. Нарушена функция крови:
а) газообмен;
б) защитная;
в) трофическая;
г) гомеостатическая.
Правильный ответ: а
Приложение №3
Ситуационные задачи
Задача 1
У зародыша из эмбриональных зачатков раньше всех выделяется ткань внутренней среды. Назовите эту зародышевую ткань. Из каких источников она развивается?
Задача 2
У зародыша на стадии гаструлы в эксперименте блокирована амёбоидная подвижность клеточных элементов мезодермы. Какие последствия это вызовет?
Задача 3
На этапе формирования костных и хрящевых структур конечностей зародышей птиц в условном эксперименте блокируются процессы транскрипции и трансляции клеток – производных склеротомов. Назовите эту зародышевую ткань и охарактеризуйте последствия вышеописанного воздействия?
Задача 4
Основу красного костного мозга образуют отросчатые клетки и расположенное между ними промежуточное вещество. Какой тканью они образованы? Каков морфологический состав промежуточного вещества?
Задача 5
В клетках тканевой основы кроветворных органов (миндалины, красный костный мозг, лимфатические узлы, селезёнка) в условном эксперименте ингибированы процессы трансляции. Назовите эту ткань. Какие изменения возникнут в структуре этой ткани?
Задача 6
В условном эксперименте в стенке желточного мешка на раннем этапе эмбриогенеза экспериментальным путём разрушена мезенхима. Каковы последствия данного разрушения?
Задача 7
Методом авторадиографии в красном костном мозге пометили ядра частично дифференцированных клеток предшественников. В каком классе клеток будет обнаружена метка?
Задача 8
Методом авторадиографии в красном костном мозге пометили ядра клеток класса униполярных предшественников. В каких клетках обнаружится метка?
Задача 9
В эксперименте на мышах в раннем неонатальном периоде ингибировали функцию тимуса. Какой вид гемопоэза нарушится?
Задача 10
В условном эксперименте в красном костном мозге у полихроматофильных проэритроцитов разрушили рибосомы. Синтез какого специфического белка нарушится?
Задача 11
Путём центрифугирования форменные элементы отделены от плазмы крови. Форменные элементы в свою очередь разделены на эритроциты, гранулоциты, лимфоциты, тромбоциты и затем высеяны в питательную среду. Какие из них и почему образуют колониальный рост?
Задача 12
На препарате мазка крови видна крупная круглая клетка, цитоплазма окрашена слабо базофильно, не содержит специфической зернистости, ядро светлое бобовидной формы. Назовите эту клетку.
Задача 13
На препарате мазка красного костного мозга видна клетка, в несколько раз превышающая размеры окружающих клеток. Ядро огромное, многолопастное, сегментированное, в цитоплазме – азурофильная зернистость. Назовите эту клетку.
Задача 14
Предложен препарат красного костного мозга. В поле зрения видна клетка с ядром, состоящим из множества сегментов, мелкая зернистость окрашивается как основными, так и кислыми красителями. Назовите эту клетку.
Задача 15
При гетеротрансплантации органа обнаружено отторжение трансплантата. Какие клетки крови обеспечивают этот процесс?
Задача 16
В организме, в результате трансформации, возникла популяция раковых клеток. Какие клетки крови обнаружат и начнут атаковать отклонившиеся от нормального развития клетки? Как называется это явление?
Задача 17
У больного взята кровь для анализа. Данные первого анализа показывают абсолютное содержание эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов в 1 мм кубическом. Данные второго анализа показали процентное содержание лейкоцитов в крови. Как называются первая и вторая формулы?
Задача 18
При анализе крови больного обнаружено стойкое повышение количества эритроцитов. Как называется это явление?
Задача 19
У ребёнка диагностирована глистная инвазия. Какое изменение лейкоцитарной формулы следует ожидать?
Задача 20
У больного при анализе крови обнаружено 10% лимфоцитов. Как называется это состояние?
Задача 21
В лейкоцитарной формуле больного 10% базофилов. Как называется такое состояние?
Задача 22
В гемограмме крови больного 500000 тромбоцитов в мм3. Как называется такое состояние?
Задача 23
В лейкоцитарной формуле больного повышен процент сегментоядерных нейтрофилов и исчезли юные и палочкоядерные нейтрофилы. Как называется данное состояние лейкоцитарной формулы?
Задача 24
В лейкоцитарной формуле больного повышен процент юных и палочкоядерных форм нейтрофилов и уменьшение содержания сегментоядерных нейтрофилов. Как называется данное состояние лейкоцитарной формулы?
Задача 25
В организме больного начался острый гнойный воспалительный процесс. Какие изменения можно ожидать в гемограмме?
Задача 26
В организм человека введён чужеродный белок. Какие клетки крови обеспечат иммунологический ответ?
Задача 27
В пробирку с клетками крови введены микроорганизмы. В каких клетках крови мы их обнаружим?
Задача 28
В пробирку с клетками крови введены чужеродные мелкие пылевые частицы. В каких клетках крови мы их обнаружим?
Задача 29
В эксперименте пометили меткой B-лимфоциты крови. Животному подкожно введён чужеродный белок. В каких клетках вне кровеносных сосудов будут обнаруживаться метки?
Задача 30
Известно, что плазматическая клетка вырабатывает специфические антитела на данный антиген. При введении антигена количество плазматических клеток увеличивается. За счёт каких клеток крови происходит увеличение числа плазмоцитов?
Задача 31
В процессе взаимодействия T-лимфоцитов-супрессоров, макрофага и B-лимфоцита выключено действие макрофага. Какой процесс иммуногенеза нарушится?
Задача 32
При анализе крови обнаружено пониженное содержание гемоглобина. Какие функции крови при этом нарушатся?
Задача 33
При анализе крови больного обнаружено резкое снижение количества эритроцитов. Как называется это явление и какие функции крови при этом изменятся?
Задача 34
В лейкоцитарной формуле здорового человека 32% нейтрофилов и 54% лимфоцитов. В каком возрастном периоде такое соотношение клеток крови является нормальным?
Задача 35
В лейкоцитарной формуле здорового человека 60% нейтрофилов и 20% лимфоцитов. В каком возрастном периоде такое соотношение клеток крови является нормальным?
Задача 36
Если у человека взять на анализ кровь вскоре после выполнения тяжёлой физической работы, гемограмма будет отличаться от нормальной. Уменьешние каких форменных элементов крови может обуславливать удлинение времени кровотечения? Какой фермент этих форменных элементов принимает участие в процессе свёртывания крови?
Задача 37
При повреждении кожных покровов наблюдается более длительное, чем в норме, кровотечение из раневой поверхности. Недостаток каких форменных элементов крови может обуславливать удлинение времени кровотечения? Какой фермент этих форменных элементов принимает участие в процессе свёртывания крови?
Задача 38
Известно, что диаметр эритроцитов равен 7-8 мкм. Могут ли эритроциты проходить через сосуды с диаметром меньшим, чем их собственный: если да, то почему, если нет, то почему?
Задача 39
В условном эксперименте избирательно стимулировали одну из популяции клеток крови. В результате чего значительно повысилась проницаемость сосудов, что проявлялось в форме отёка ткани и замедления процесса свёртывания крови. Какие клетки крови были подвергнуты стимуляции? Какое вещество из гранул может изменять плотность клеточных контактов сосудистой стенки? Какое вещество из гранул участвует в регуляции свёртывания крови?
Задача 40
Первая половина беременности у некоторых женщин осложняется токсикозом, который развивается в ответ на поступление в кровь женщины метаболитов плода. Какие клетки крови будут реагировать на эти токсические продукты? Как будет изменяться содержание этих клеток в крови и почему?
Задача 41
В судебной практике на месте преступления были обнаружены следы крови преступника. Судебная экспертиза дала заключение, что, преступление совершено женщиной. Какие клетки крови были подвергнуты анализу? Какой морфологический признак в этих клетках позволил идентифицировать пол преступника?
Задача 42
У большинства людей эритроциты содержат антиген, который называется резус-фактор. У некоторых людей этот антиген отсутствует, поэтому их кровь является резус-отрицательной. Если по недосмотру человеку с резус-отрицательной кровью перелить резус-положительную кровь донора, то его эритроциты подвергнутся гемолизу в организме реципиента. Какая разновидность клеток иммунной защиты реципиента будет активизироваться при таком переливании крови? В какую клеточную популяцию они трансформируются под влиянием резус-антигена? Какой продукт новообразованной популяции будет играть главную роль в реакции гемолиза эритроцитов?
Задача 43
На гистологическом препарате рядом с тканевыми базофилами видно большое количество гранул. Какие вещества выделились из клеток и как называется этот процесс?
Задача 44
У больного в организме обнаружен недостаток витамина “C”. Какие изменения происходят в межклеточном веществе соединительной ткани?
Задача 45
Вокруг капилляров располагаются клетки с базофильной зернистостью. Как называются эти клетки, что они выделяют и каково их влияние на функциональное состояние капилляров?
Задача 46
Известно, что тромбоциты принимают участие в процессе свёртывания крови. Какие клетки соединительной ткани препятствуют этому явлению?
Задача 47
У больного в межклеточном веществе увеличено количество кислых мукополисахаридов. Какие клетки соединительной ткани принимают участие в этом процессе?
Задача 48
Под кожу попало инородное тело. Какова будет реакция рыхлой соединительной ткани и какие клетки в ней участвуют?
Эталоны ответов:
№1. Мезенхима, источники развития мезенхимы: дерматом, склеротом, соматоплевра, спланхноплевра.
№2. Не будет происходить расселения клеток, образование мезенхимы и ее производных.
№3. Мезенхима. Нарушится образование хондро и остеобластов, процесс гистогенеза скелетных тканей.
№4. Ретикулярной, ретикулярные волокна и основное вещество.
№5. Ретикулярная. Прекратится образование белкового состава клеток и продукция компонентов промежуточного вещества.
№6. Нарушится процесс эмбрионального кроветворения и формирование сосудов.
№7. В унипотентных клетках гемопоэза.
№8. Эритрпоэтинчувствительные клетки, клетки предшественники
гранулоцитов и моноцитов, тромбоцитопоэтин чувствительные клетки, клетки предшественники Т – лимфоцитов, клетки предшественники В – лимфоцитов.
№9. Т – лимфоцитопоэза.
№10. Гемоглобин.
№11. Лимфоциты, среди которых средние и большие лимфоциты сохранили способность к делению.
№12. Моноцит.
№13. Мегакариоцит.
№14. Сегментоядерный нейтрофил.
№15. Т – лимфоциты – «киллеры».
№16. Т – лимфоциты – «киллеры»: иммунологический надзор.
№17. Гемограмма, лейкоцитарная формула.
№18. Эритроцитоз.
№19. Повышение числа эозинофилов – эозинофилия.
№20. Лимфоцитопения.
№21. Базофилия.
№22. Тромбоцитоз.
№23. Сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.
№24. Сдвиг лейкоцитарной формулы влево.
№25. Увеличение содержания лейкоцитов, особенно нейтрофилов.
№26. Т – лимфоциты (хелперы, супрессоры), В – лимфоциты, моноциты.
№27. В моноцитах, лимфоцитах, эозинофилах, базофилах.
№28. В моноцитах.
№29. В плазматических клетках соединительной ткани.
№30. За счет В – лимфоцитов.
№31. Трансформация В – лимфоцита в плазматическую клетку.
№32. Транспорт газов.
№33. Анемия: дыхательная, транспорт биологически активных веществ.
№34. У ребенка в возрасте 1 – 4 лет.
№35. У новорожденного или у ребенка в возрасте 7 -14 лет.
№36. Скорость обменных процессов возрастает, кислорода, увеличивается содержание эритроцитов.
№37. Тромбоцитов, тромбокиназа.
№38. Могут, т.к. обладают эластичностью.
№39. Базофилы, гистамин, гепарин.
№40. Эозинофилы, увеличивается количество эозинофилов – продуцентов антитоксинов.
№41. Нейтрофилы, половой хроматин – тельца Барра.
№42. В – лимфоциты, в плазматические клетки, антитела.
№ 43 . Саротонин, гистамин, дегрануляция.
№ 44. Нарушается образование коллагеновых волокон, увеличивается проницаемость основного вещества.
№ 45 Лаброциты, гистамин, выделяемый этими клетками, способствует расширению капилляров.
№46 Лаброциты, эндотелиоциты.
№47 Фибробласты, тучные клетки (тканевые базофилы).
№48. Воспалительная, нейтрофилы, макрофаги, фибробласты.
Приложение 4