Морфологические и функциональные аспекты конституции.
Морфологические аспекты конституции. В силу ряда причин в биологии и медицине разрабатывался главным образом морфологический аспект конституции, т. е. она, по существу, идентифицировалась с индивидуальными (индивидуально- типологическими) особенностями телосложения. Это наиболее старый подход - визуальный, описательный. Начиная с первых попыток выделения конституциональных типов было предложено большое количество различных схем, преимущественно морфологических или чисто клинических, которых насчитывается не менее шести десятков. Дискретные типы, как, например, вытянутый астенический, округлый пикнический или мускулистый атлетический, охватывают меньшую часть популяции; большинство людей принадлежит не к «чистым», а к «смешанным» типам. К настоящему времени
значительно усилилась тенденция разрабатывать и использовать более объективные количественные методы в оценке телосложения. Определяется степень приближения индивида к «чистому типу»с учетом непрерывности распределения конституциональных признаков в популяции. Применяются различные технические приемы. Каждый из этих подходов имеет свои сильные и слабые стороны. Выделение контрастных типов более перспективно для теоретического обоснования конституциональных схем и концепций, поскольку межсистемные корреляции лучше проявляются в крайних вариантах, а также в аспекте конституционального прогнозирования, поиска морфологических маркеров функциональных состояний. Количественный подход со своей стороны позволяет охарактеризовать большую часть популяции или даже всю популяцию; такая классификация информативна прежде всего для целей прикладной антропологии и эргономики (например, стандартизации различных бытовых и производственных объектов).
Фнкциональные аспекты конституции. Под функциональной конституцией понимают те особенности телосложения, которые непосредственно связаны с углеводно-жировым и водно-солевым обменом.
без такой мощной теоретической опоры, многие конституционологи строили свои схемы на основе не только внешних признаков человека, но и его функциональных (физиологических) характеристик. По таким показателям, как содержание холестерина в крови, активность различных рецепторов, функции гипофиза и щитовидной железы, уровни гормонов, можно различать людей не хуже, чем по чертам лица, а о здоровье и возможных рисках заболеваний эти признаки говорят намного больше.
Некоторые авторы пытались построить свои конституциональные схемы на основе работы желез внутренней секреции. Примерами могут служить независимые работы Н.А. Белова и итальянского исследователя Н. Пенде. В них была предпринята попытка связать деятельность разных эндокринных желез с внешним обликом человека, его психическими, эмоциональными и личностными качествами.
Впрочем, взаимосвязь всех этих признаков отнюдь не прямая. Н. Пенде взял за основу исследований типологию своего учителя Г. Виола. Ему удалось выделить как минимум 8 типов телосложения, по которым можно было бы определять уровень эндокринной секреции (и наоборот). Но даже в крайних вариантах нормы, на большом количестве людей получить прямого соответствия, например, гиперактивности какой-либо эндокринной железы с резкой выраженностью морфологического конституционального типа не удается. Только в патологических случаях такая связь становится очевидной, общеизвестным примером чего может служить, например, базедова болезнь.
Сложность построения функциональных схем конституции обусловлена крайней неоднородностью функциональных признаков.
Е.Н. Хрисанфова исследовала уровни активности половых гормонов у подростков. Активность андрогенов и эстрогенов для удобства условно можно разделить на три градации - слабая активность, промежуточная и сильная. Всего существует девять возможных сочетаний, все они встречаются в реальности. Наиболее обычен случай со средней активностью обоих гормонов, причем и у мужчин, и у женщин. Такие люди составляют от 40 до 50% всей популяции. Остальные варианты немногочисленны: реже всего встречаются женщины с сильной активностью андрогенов и слабой – эстрогенов.