III. Подведение итогов урока. €

— В написании каких слов вы сомневались?

Урок 4 9. Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова

Цели: проработать ошибки, допущенные в контрольном дик­танте; развивать орфографическую зоркость, умение выполнять работу над ошибками.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольного диктанта

(Проводится работа над каждой группой ошибок.)

1. Пропуск, перестановка букв.

2. Буквосочетания жи — ши, ча — ща.

3. Разделительный мягкий знак.

4. Безударные гласные в корне.

5. Парные звонкие и глухие согласные.

6. Непроверяемые гласные.

(Тем, кто не допустил ошибок в контрольном диктанте, мож­но предложить выполнить следующее задание.)

— Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Посмотрите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол величаво держит изумрудную крону, ух.дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запря­тано солнце. См..ла, что выступает на деревьях, прозрачна и з..л..тиста.

По Т. Горовой

III. Физкультминутка

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 186 (с. 98).

— Прочитайте текст.

— Понравился ли он вам? Почему этот текст вызывает улыбку?

— А как бы вы ответили на вопрос Ослика?

— Что вы можете сказать о выделенных словах? Они одноко­ренные? Обоснуйте.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

2. Работа со словами из словаря

— Составьте из букв слова. РОПИГ, СЕШОС (Пирог, шоссе.)

— Объясните лексическое значение этих слов.

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами пирог и шоссе, запи­шите.

— Запомните написание этих слов.

3. Работа по учебнику Упр. 187 (с. 98).

(Работа в парах. Проверка.)

V. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Назовите правила, которые мы повторили на уроке.

Домашнее задание

Упр. 189 (с. 98-99).

Урок 50. Обучающее изложение

Цель: развивать умения передавать содержание текста по кол­лективно составленному плану, писать слова с изученными ор­фограммами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте словосочетания. Назовите неизменяемые слова.

III. Самоопределение к деятельности

— Сегодня мы будем писать изложение. Чтобы узнать, о ком будет текст, вам нужно отгадать загадку.

Он прилетает каждый год Туда, где домик его ждёт. Чужие песни петь умеет, А всё же голос свой имеет. (Скворец.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с текстом Упр. 191 (с. 99).

— Вам понравился текст? Что показалось особенно инте­ресным?

— О ком говорится в этом тексте?

— Как вы понимаете выражение сиротливо качается?

— Почему птицы прилетели?

— Как можно озаглавить текст?

— Назовите тему текста. (Скворцы.)

— Назовите главную мысль текста. (Птицы прощались с родным домиком.)

— Разделите текст на три части.

2. Орфографическая работа

(Учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Пересказ текста по плану. Текст по очереди пересказывают два-три ученика. Можно организовать работу в парах: сначала один ученик рассказывает другому содержание текста, затем на­оборот. Далее повторное чтение текста и написание изложения. На доске записаны опорные слова.) Сиротливо, скользнула. (Самопроверка.)

VII. Подведение итогов урока

— Что мы делали сегодня на уроке?

— Понравился ли вам текст, с которым мы работали?

Домашнее задание

Упр. 190 (с. 99).

Урок 51. Проект «Семья слов»

Цель: формировать умения подбирать текстовую информа­цию, выделять из большого количества информации главное и представлять свой проект.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы поговорим о том, сколько слов можно образовать от одного корня.

— Рассмотрите рисунок на с. 101 учебника и прочитайте слова. (Далее работа по учебнику.)

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы по теме урока

(Защита проектов.)

V. Рефлексия

— Оцените работу своих одноклассников.

— Оцените свою работу на уроке.

VI. Подведение итогов урока

— Чьи проекты вам больше всего понравились? (Учитель собирает проекты и оформляет их в общей папке.)

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты выполненного задания.

Урок 52. В каких значимых частях слова есть орфограммы?

Цель: формировать умение находить орфограммы в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

В жарком лете я стою, Шапкой зиму достаю. (Гора.) В морях и реках обитает, Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода.)

За тобою он плетётся, Хоть на месте остаётся. (След.)

Рос сперва на воле в поле. Летом цвёл и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто, В магазине занял место. (Хлеб.)

— Назовите орфограммы в словах-отгадках.

— В какой части слова находятся орфограммы? (В корне.)

— А как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы?

— Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сфор­мулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 192 (с. 102).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова с орфограммами.

— Назовите части слова, в которых выделены буквы.

— Почему надо проверять написание выделенных букв?

— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.

— В какой части слова может быть буква, обозначающая без­ударный гласный?

Упр. 193 (с. 102).

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

— Спишите пословицы.

— Прочитайте слова с орфограммами.

— Назовите части слова, в которых выделены буквы.

— Почему надо проверять написание выделенных букв?

— Прочитайте на с. 103, на что надо обратить внимание.

— В какой части слова может быть буква, обозначающая пар­ный по глухости-звонкости согласный звук?

2. Работа со словом из словаря

— Назовите четвёртый день недели.

— Найдите слово четверг в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте со словом четверг предложение, запишите.

— Запомните написание этого слова.

3. Работа по учебнику

— Рассмотрите таблицу на с. 103.

— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

— Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суф­фиксе? (Вспомнить их написание.)

— Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово.)

— А если это непроверяемая орфограмма? (Проверить по сло­варю.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику Упр. 194 (с. 104).

— Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?

— Почему написание этих слов нужно проверять?

— Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова.)

— Выполните задание.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Как проверить безударный гласный в корне?

— Как обозначаются гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов?

— Выучите правило.

Упр. 195 (первая часть) (с. 105). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Рефлексия

Безударный хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный встал под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!

— В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить безударный гласный в корне?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

— Что показалось трудным?

Домашнее задание

Упр. 195 (вторая часть) (с. 105).

Урок 5 3. Правописание слов с безударными гласными в корне

Цели: формировать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне; развивать творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют пропущенные буквы и проверочные слова.)

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

—Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках за­пишите проверочные слова. В последнем предложении подчеркните буквы, которые обозначают твёрдость со­гласных.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес.ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам деревьев.

—Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запи­шите проверочные слова.

На л..сной п..лянке кланяются лиловые к..локольчики, вьётся цепкий горошек, к..чаются одуванчики и б..леют высокие ромашки. Проп..лзают по былинкам жучки-коровки, выб..гают на дорожку шу­стрые мур..вьи, порхают над цв..тами бабочки. Д..ловито звенит над п..ляной пч..ла.

2. Орфографическая минутка

(Запись под диктовку.)

Вершина, бежать, низина, замерзать, держал, далёкий, голодать, по­лезный, резьба, помогать, кленовый, тяжёлый.

(Проверка.) Запомните!

Проверяйте по словарю Проверяйте ударением
вестибюль долина — дол
ветеран далекии — даль
ателье примирить (друзей) — мир
фойе примерять (платье) — примерка
помндор посвятить — свято
горизонт посветить — свет

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Гн..здо, к..рмушка, с..бака, л..нивец, плодный.

— Чем похожи все слова? (Слова с безударными гласными в корне.)

— Какое слово лишнее? Почему? (Собака — слово с непрове­ряемой орфограммой.)

— К остальным словам подберите проверочные слова.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 196 (с. 105).

— Прочитайте предложения. Рассмотрите рисунки.

— Найдите в каждом предложении слова, которые произно­сятся одинаково.

— Объясните написание этих слов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

Упр. 197 (с. 106).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Назовите антонимы.

2. Устный диктант

(Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный.) Село, глядеть, косилка, подарил, снегирь, зима и др.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику Упр. 198 (с. 106).

— Прочитайте. Как вы понимаете эти выражения?

— Выполните задания.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограм­мами и объясняют их написание.) Упр. 199 (с. 106).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.)

VIII. Рефлексия

1. Игра «Самый внимательный»

— Прочитайте. Найдите в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по-разному. Объясните напи­сание этих слов.

Мама простыни стирала И на речке полоскала. К дочке кошка подбежала, Дочка кошку поласкала.

Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает. А на крыше мой флажок Развевает ветерок. К старости наш дедушка Очень поседел. Он в саду на брёвнышко Сел и посидел.

2. Шарады

С е торопят, если знают, Что недолго уж до срока. Си — учительница часто Говорит в конце урока. (Спеши — спиши.)

Делать с и спокойно нужно,

Если слушаешь урок.

Будешь с е ещё не скоро,

Не пришёл ещё твой срок. (Сидеть — седеть.)

С и недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке.

С е же делать нелегко,

Коль забрался высоко. (Слизать — слезать.)

С буквой е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство —

Делай быстро с буквой и. (Запевай - запивай.)

С буквой а с грибами сделай,

Ешь, не бойся ничего.

Не открыть малышке двери —

Помоги-ка с буквой о. (Отвари — отвори.)

С и нам долго находиться Можно в городе, в селе. При еде, чтоб не давиться,

Надо сделать с буквой е. (Проживать — прожевать.)

— Как проверить безударный гласный в корне слова?

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации