Происхождение Млекопитающих
Пропустившие лекцию в музее отчитываются написанием реферата на заданную тему.
Составитель – доцент, кандидат биологических наук Сергей Викторович Огурцов
Экзаменационные вопросы
по курсу «Частная зоология позвоночных»
В каждом билете предусмотрено два типа вопросов: по лекционной и по практической части курса.
Первые вопросы (по лекциям):
Гомологии и аналогии. Теория параллелизмов Заварзина, функциональные аналогии в строении сенсорных систем позвоночных и беспозвоночных животных.
Особенности строения и развития нервной системы позвоночных по сравнению с беспозвоночными. Регулятивное развитие. Роль внешней среды в развитии нервной системы и поведения.
Формы обучения: привыкание, сенситизация, классическое обучение, инструментальное обучение, аверсия, латентное обучение, обучение посредством наблюдения, импринтинг. Привести примеры.
Основные черты импринтинга. Виды импринтинга. Роль генетической и средовой компоненты в процессе запечатления привязанности у птиц. Примеры импринтинга в разных группах позвоночных.
Импринтинг территории. Роль обучения в распознавании родственников у амфибий. Запоминание амфибиями места рождения. Примеры импринтинга территории в разных группах позвоночных.
Миграции птиц: дальность, причины, энергетические затраты. Гипотезы выбора района зимовок молодыми и взрослыми птицами. Ориентационные способности птиц и методы их изучения.
Филопатрия: натальная, гнездовая, зимовочная. Импринтинг территории у птиц, сроки чувствительного периода. Факторы, влияющие на величину филопатрии.
Понятие «когнитивная карта» и её формирование в онтогенезе. Клетки места, клетки координатной сетки, клетки направления головы. Современные представления о когнитивной карте: локальная карта, градиентная карта, комбинированная карта
Модель ориентационного поведения, ориентировочная реакция и исследовательская активность. Общие принципы пространственной ориентации животных. Приведите примеры основных стереотипов поведения животных, оказавшихся в незнакомой местности.
Основные гипотезы магниторецепции у позвоночных животных. Приведите примеры.
Возможные механизмы работы магнитного компаса и магнитной карты в разных группах позвоночных. Локализация магниторецепторов.
Основные особенности магнитного поля Земли, возможные плюсы и минусы его использования животными для ориентации в пространстве. Проведите фукциональные аналогии в работе магниторецепторного аппарата разных классов позвоночных животных.
Понятия: индивидуальная дистанция, участок обитания, индивидуальный участок, территория, индивидуальное пространство. Факторы, влияющие на дальность перемещений и размер участка обитания. Привести примеры.
Эволюция процесса импринтинга у позвоночных, половой импринтинг. Фазы полового импринтинга у птиц. Особенности полового импринтинга у гнездовых паразитов. Формирование образа полового партнёра у млекопитающих.
Понятие социальности, подходы к её описанию. Преимущества жизни в группе. Структура группы и варианты иерархии. Примеры социальной организации у разных отрядов млекопитающих.
Вторые вопросы (по практикуму):
Систематическое разнообразие надкласса Рыбы. Морфологические и экологические черты основных отрядов.
Основные отряды Амфибий. Представители и образ жизни.
Представители разных экологических групп Амфибий на примере отечественных видов.
Особенности размножения и варианты заботы о потомстве у Амфибий.
Основные отличия семейств подотряда Ящерицы территории России.
Отличительные особенности семейств подотряда Змей и семейств отряда Черепах территории России.
Биологический смысл определительных признаков представителей рептилий. Привести конкретные примеры.
Систематическое разнообразие класса Птицы. Морфологические и экологические черты основных отрядов.
Биологический смысл определительных признаков представителей птиц. Привести конкретные примеры.
Происхождение млекопитающих и родственные связи современных групп.
Систематика современных млекопитающих от подклассов до отрядов.
Древние бесчелюстные Pteraspidomorpha и Cephalaspidomorpha, особенности строения, роль в качестве предков челюстноротых животных.
Выход позвоночных на сушу. Почему это произошло? Какие группы рыб подходят на роль предков наземных позвоночных?
Пермское вымирание. Какие группы животных господствовали до и после него? Возможные причины.
Основные группы динозавров: ящеротазовые и птицетазовые динозавры. Особенности строения, возможные родственные связи с птицами.
Составители – доцент, кандидат биологических наук Сергей Викторович Огурцов, научный сотрудник, кандидат биологических наук Владимир Владимирович Шахпаронов, доцент, кандидат биологических наук Василий Михайлович Малыгин